Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:42, реферат
Алхимия осталась феноменом Средневековья, тупиковой ветвью познания. Её долго обвиняли в том, что она – лженаука, но во многом благодаря ей появилась истинная наука – химия. В алхимиках же видели в лучшем случае фантазёров, в худшем – мошенников. Однако многие из тех, кто, будучи изначально противниками алхимии, пытался изучить эту лженауку, как ни странно, часто становились её горячими защитниками. К таковым принадлежал, например, французский философ-материалист XVIII века Гельвеций.
Введение
1. Сущность и этапы эволюции алхимии
2. Алхимия как часть средневековой культуры
3. Закат алхимии
Заключение
Список использованной литературы
Изучение этой эпохи ставит множество сложных проблем перед историками химии. Современные представления о взаимоотношениях химии и алхимии и их роли в общественной жизни XVI—XVIII вв. довольно противоречивы. Например, Копп писал по этому поводу: «Тогда как в XVIII в. отдельные ученые-химики еще допускали возможность проведения в лаборатории превращений неблагородных металлов в золото и серебро, вскоре после середины XIX в. вряд ли можно найти хоть одного ученого, разделяющего взгляды алхимиков. Научная химия отреклась от алхимии. К алхимическим занятиям складывалось все более отрицательное отношение. Их считали плодами обмана и невежества».
Р. Мейер в «Лекциях по истории химии» высказывался еще более категорично: «Когда наступил закат алхимии, изменилась и сама цель химии: на смену алхимии, которая корыстолюбиво стремилась к золоту, пришла иатрохимия, ставившая задачей сохранение здоровья человека».
Так же рассуждал и П. Вальден. В книге «История химии» он утверждал, что «собственно химия» началась с XVI в., с иатрохимии. Однако и Копп, и Э. Мейер, и Липпман отмечают, что с XVII по XVIII в. алхимия все более распространялась в Европе. Копп указывает, что на протяжении значительного периода XVIII в. алхимики выпускали больше книг, чем химики [там же].
В
большинстве историко-
Анализ работ XVIII в. показывает, что в середине этого столетия алхимия была значительным явлением в жизни европейских государств. В предисловии к немецкому изданию книги Г. Шталя «Основания зимотехники» 1734 г. сказано: «Я не берусь оценить вред, который нанесли эти мошенники-алхимики. Позволю себе только заметить, что со времен Парацельса в нашем многоуважаемом отечестве не было ни одной войны, которая бы причинила столько зла, сколько эти люди». В 1654 г. насчитывалось свыше четырех тысяч, а в 1720 г.— уже более пяти тысяч сочинений по алхимии. Насколько широко алхимия была распространена в середине XVIII в. свидетельствуют такие наименования алхимии, как «алхимическая зараза», «алхимическая чума» или «эпидемия».
В 1749 г. в первом учебнике «флогистонной» химии («Полное руководство по химии») И. Юнкер писал: «Алхимическая чума особенно распространилась вскоре после Парацельса, когда по всему миру расползлись слухи о достопочтенных алхимических таинствах. Банщики, брадобреи, аптекари и другие бросали свои занятия, даже не помыв руки, ради того, чтобы служить одной лишь химии и искать камень мудрости, с помощью которого якобы можно решить все человеческие проблемы. Это необычайное и подлинно неистовое стремление получить золото, которое сильно затормозило изучение свойств лекарств и разработку наиболее сильнодействующих медицинских препаратов, не изжито до сих пор».
В книге алхимика Веллинга «Магико-каббалистическое сочинение», которая публиковалась в 1728, 1735, 1760 и 1784 гг., были приведены слова Юнкера об алхимиках: «В наши дни из-за корыстолюбия и злоупотреблений в монетах содержится все меньше золота и серебра, которые составляют основу богатства. Из-за этого все больше становится бедных, почти повсеместно растет слепая алчность, толкающая людей на поиски золота и серебра. За несколько последних десятилетий так много людей занялись алхимией, что уже появилось восемь—десять тысяч книг, посвященных ей. И лишь очень немногих можно найти в Старом и Новом Свете, кто бы не занимался алхимией. Многие императоры, короли, князья, аристократы и простолюдины, неучи и ученые, даже ремесленники, мыловары, вязальщики чулок и другие занимаются алхимией. Это искусство распространилось так широко, что даже самый захудалый угольщик ныне рассуждает о трансмутациях».
Роль
алхимии в развитии общества, как
нам кажется, заключалась в следующем.
Алхимию нельзя отождествлять лишь со
«златоделием», так как алхимики осуществляли
и химические процессы, не связанные с
попытками получить золото. Алхимией занимались
многие исследователи-«теоретики» (Альберт
Великий, Роджер Бэкон, Арнальдо да Вилланова,
Раймунд Луллий) и практики (металлурги,
ремесленники, связанные с производством
красок, и др.). Однако связи между теорией
и практикой в алхимии были развиты слабо.
Отсюда понятно, почему алхимики-теоретики,
которым были чужды ремесла, обычно развивали
сугубо умозрительные учения, тогда как
алхимики-экспериментаторы, далекие от
всяческих теорий и не доверявшие им, склонялись
к практицизму. Благодаря деятельности
Парацельса перед фармацевтической химией
были поставлены конкретные цели, которые
можно было достигнуть при сотрудничестве
химиков и опытных врачей. Однако в медицинской
химии (иатрохимии) сохранились многие
алхимические пережитки, например вера
в «универсальное лекарство», подобное
«философскому камню». По этому поводу
Копп заметил, что критика иатрохимии
и алхимии часто была похожей, как, например,
выпады против той и другой в книге Эраста
(Томаса Либера) «Истолкование известного
исследования: возможно ли из неизвестных
металлов искусственно получить природное
золото» (1572 г.). Однако и алхимики, и иатрохимики
достигли определенных успехов при изготовлении
лекарственных средств и выделении чистых
веществ. Ремесленная химия развивалась
благодаря трудам Г. Агриколы, Василия
Валентина, А. Либавия, И. Глаубера, И. Кункеля,
И. Бехера и др. Они сосредоточили свою
деятельность на решении конкретных проблем
металлургического производства, получения
красителей, изготовления продуктов брожения
и т.п. В то же время было немало алхимиков,
которые преимущественно пытались осуществить
превращение элементов. Они тормозили
развитие химических знаний и поэтому
прошли незамеченными в истории химии.
Заключение
Алхимия – неотъемлемая часть средневековой культуры, но часть особенная. Она образовалась из накопленного веками практического опыта металлургии, техники, медицины переплетенного с магией, культовой обрядностью. В ней, как в зеркале, отражается движение средневековой мысли. Рядом со средневековым восприятием мира, в основе которого лежало магическое, зарождалась и развивалась новая система мировосприятия, нацеленная на научное знание, вполне проявившаяся в философии века Просвещения. В средневековом обществе, часто в одном и том же человеке, две эти системы не только сосуществовали, но и вмещались одна в другую: в старую систему все больше проникала новая и постепенно подтачивала ее, создавая внутреннее напряжение, нарушая связность и последовательность представлений. Помимо прикладной стороны, значение алхимии и в том, что она подвигала средние века к Новому времени.
Западноевропейская алхимия дала миру несколько крупных открытий и изобретений. Именно в это время получены серная, азотная и соляная кислоты, царская водка (в результате поисков универсального растворителя), едкие щелочи, соединения ртути и серы, открыты сурьма, фосфор и их различные соединения, описано взаимодействие кислоты и щелочи (реакция нейтрализации). Алхимикам принадлежат и великие изобретения: порох, производство фарфора и каолина. Эти опытные данные и составили экспериментальную основу научной химии.
Список использованной
литературы
1. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля. – М.: Энергоиздат, 1981.
2. Рабинович
В.Л. Алхимия как феномен
3. Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1975.
4. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. – М.: Наука, 1979.
5. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций /Под ред. С.Д. Серебряного. – М.: Наука, 1998.
6. Юнг К. Алхимия снов; Четыре архетипа: Мать. Дух. Трикстер. Перерождение/Пер. с англ. и послесл. Семиры. – СПб.: Thimothy, 1997.
7. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии от древнейших времен до начала XIX века. – М.: Наука, 1969.