Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:22, курс лекций
Ответы на основные вопросы.
Рассмотрим наиболее неблагоприятный случай. Предположим, что человек, прикоснувшийся к одной фазе, стоит на сыром грунте или на проводящем (металлическом или земляном) полу; его обувь также проводящая — сырая или имеет металлические гвозди. Следовательно, можно принять Rп = 0 и Rоб = 0.
Поскольку сопротивление заземления нейтрали R0, как правило, равно 4 Ом, им без ущерба для точности подсчета можно пренебречь. В результате формула примет вид .
При линейном напряжении Uл = 380 В через тело человека будет протекать ток, равный
Такой ток опасен для жизни.
Если же человек стоит на изолирующем полу (например, из метлахской плитки) в непроводящей обуви (например, резиновой), то, принимая Rп= 120 000 Ом и Rоб= 100 000 Ом, получим
Такой ток безопасен для человека.
В действительности незагрязненные полы из метлахской плитки и резиновая обувь обладают значительно большим сопротивлением по сравнению с принятыми нами, т. е. ток, протекающий через человека, будет еще меньше.
Однофазное прикосновение в сети с изолированной нейтралью. При однофазном прикосновении человека в сети, имеющей изолированную нейтральную точку (рис. 6, б), ток проходит от места контакта через тело человека, затем через обувь, пол, землю и несовершенную изоляцию проводов к двум другим фазам и далее к источнику электроэнергии. Величина тока, проходящего через тело человека, в этом случае равна
где Rиз— сопротивление изоляции одной фазы сети относительно земли в Ом.
В наиболее неблагоприятном случае, когда человек стоит на проводящем полу и имеет проводящую обувь, т. е. при Rп= 0 и Rоб= 0, формула значительно упростится:
При Uл = 380 В и Rиз = 500 000 Ом получим
Этот ток значительно меньше тока (0,22 А), вычисленного нами для случая однофазного прикосновения при аналогичных условиях, но в сети с заземленной нейтралью. Если же принять Rп= 120 000 Ом и Roб = 100 000 Ом, то ток будет еще меньше:
Следовательно, в сети с изолированной нейтралью условия безопасности находятся в прямой зависимости не только от сопротивления пола и обуви, но и от сопротивления изоляции проводов относительно земли: чем лучше изоляция, тем меньше сила тока, протекающего через человека. В сети с заземленной нейтралью положительная роль изоляции проводов практически полностью утрачена.
Таким образом, при прочих равных условиях однофазное прикосновение человека в сети с изолированной нейтралью менее опасно, чем в сети с заземленной нейтралью, и, следовательно, система с изолированной нейтралью при нормальном состоянии изоляции менее опасна для человека, чем система с глухим заземлением нейтрали. Однако в линии такой системы может длительное время существовать незамеченное персоналом замыкание одной из фаз на землю. Если в это время человек прикоснется к проводу одной из двух других фаз, то окажется под полным линейным напряжением сети, что равносильно двухфазному прикосновению.
Соединение резисторов в цепи бывает двух типов - параллельное и последовательное. Причем законы этих соединений можно применять также и к катушкам индуктивности.
Формулы, приведенные
ниже, применяются, когда резисторы
и индуктивности соединяются
последовательно или
Последовательное соединение резисторов:
Полное сопротивление
равно сумме всех сопротивлений
цепи:
R = R1 + R2 + R3 + R4
В данном примере,
в числах будет
R = 4 + 6 + 8 + 12 = 30 Ом
Параллельное соединение резисторов:
При параллельном
соединении общее сопротивление
всегда становится меньше, оно всегда
меньше, чем самое малое сопротивления
в параллельной цепи:
1/R = 1/R1 + 1/R2 + 1/R3 + 1/R4
Когда параллельно
соединены только два резистора,
можно использовать формулу:
R = R1*R2/(R1+R2)
Перевод
Постоянного тока электродвигатель
Постоянного тока машина, работающая в режиме двигателя. П. т. э. дороже двигателей переменного тока и требуют больших затрат на обслуживание, однако они позволяют плавно и экономично регулировать частоту вращения в широких пределах, вследствие чего получили распространение на рельсовом и безрельсовом электрифицированном транспорте, в подъёмных кранах, на прокатных станах, в устройствах автоматики и т.п.
Основные характеристики П. т. э. — зависимость частоты вращения n от вращающего момента (момента на валу) М, называемая механической характеристикой, и зависимость вращающего момента от тока якоря (ротора) Iя. Вид характеристик (рис. 2) определяется системой возбуждения двигателя (рис. 1); возбуждение может быть независимым, параллельным или смешанным. При независимом и параллельном возбуждении частота вращения меняется незначительно, зависимость n = f (M) имеет слабо выраженный падающий характер (т. н. «жёсткая» характеристика). Для того чтобы частота вращения при изменении момента вращения менялась в широких пределах, применяют последовательное возбуждение; при этом зависимость n = f (M) имеет явно выраженный падающий характер («мягкая» характеристика). Иногда у П. т. э. с независимым возбуждением частота вращения по разным причинам может увеличиваться с возрастанием момента на валу, что приводит к неустойчивой работе двигателя. Для поддержания устойчивого режима работы, обеспечиваемого падающим характером кривой n = f (M). часто применяют смешанное возбуждение (устаревшее название — Компаундное возбуждение), при котором основной магнитный поток создаётся параллельной обмоткой возбуждения, а последовательная обмотка является стабилизирующей. При смешанном возбуждении механическая характеристика имеет промежуточный характер.
При подключении П. т. э. к источнику питания ток в обмотке якоря (пусковой ток) в 15—20 раз превышает номинальное значение (в начальный момент эдс якоря равна 0 и ток ограничивается лишь сопротивлением цепи якоря). Для того чтобы уменьшить пусковой ток, в цепь якоря включают т. н. Пусковое сопротивление, которое по мере нарастания частоты вращения постепенно уменьшают; по окончании пуска его замыкают накоротко.
П. т.
э. с параллельным
У П.
т. э. с последовательным
В СССР П. т. э. выпускаются сериями, например серия ДК мощностью 40—110 квт на напряжения 250, 350, 750 в с регулированием частоты вращения от 0 до 4000 об/мин — для городского электрифицированного транспорта, серия Д мощностью 2,5—185 квт на напряжения 220—440 в с диапазоном регулирования частоты вращения 1: 3 — для привода мощных прокатных станов, подъёмных кранов всех типов и т.п. В системах автоматического регулирования и в электроприборах бытового назначения получили распространение электроприводы с микродвигателями постоянного тока. Основное их достоинство — значительно большие, чем у микродвигателей переменного тока, диапазон и точность регулирования.
Лит. см. при ст. Постоянного тока машина.
Л. М. Петрова.
Рис. 1. Схемы
возбуждения двигателя
Рис. 2. Естественные
(без регулирования возбуждения) механические
характеристики (вверху) и характеристики
момента (внизу) двигателей постоянного
тока: а — при параллельном, б — при последовательном,
в — при смешанном возбуждении; n — частота
вращения двигателя; М — момент на валу;
Iя — ток якоря: I0 — ток холостого
хода.
Б.4 В.3 Требования защиты при косвенном прикосновении распространяются на:
1)
корпуса электрических машин,
трансформаторов, аппаратов,
2)
приводы электрических
3)
каркасы распределительных
4)
металлические конструкции
5)
металлические оболочки и
6)
металлические корпуса
7)
электрооборудование,
При
применении в качестве защитной меры
автоматического отключения питания
указанные открытые проводящие части
должны быть присоединены к глухозаземленной
нейтрали источника питания в системе
TN и заземлены в системах IT и ТТ.
1.7.77.
Не требуется преднамеренно
1)
корпуса электрооборудования и
аппаратов, установленных на
2)
конструкции, перечисленные в
1.7.76, при обеспечении надежного
электрического контакта между
этими конструкциями и
3)
съемные или открывающиеся
4)
арматуру изоляторов воздушных
линий электропередачи и
5)
открытые проводящие части
6)
металлические скобы, закрепы,
отрезки труб механической