Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:45, курсовая работа
Повышение эффективности использования и улучшения качества изделий машиностроения базируются на обеспечении взаимозаменяемости. Обеспечение взаимозаменяемости становится неотъемлемой частью автоматизированного совместного проектирования конструкций и технологии с использованием электронной связи на компьютерной технике.
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ И РАСЧЁТ КАЛИБРОВ
2. ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ ЗАДАННЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
2.1 Выбор посадки для соединения корпуса с корпусом сальника
2.2 Выбор посадки для соединения ведущей звездочки с валом
2.3 Выбор посадки для соединения распорного кольца с полуосью
3. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
4. допуски и посадки шпоночных соединений…...…………..23
5. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ…...…27
6. РАСЧЕТ ПОСАДОК С НАТЯГОМ………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Студент группы 62203
Архипов И.В.
2008
Петрозаводский государственный университет
Кафедра Технологии металлов и ремонта
Расчет и выбор посадок для деталей машин
Исполнитель:
студент группы 62203
Архипов И.В.
Руководитель: Шубин А.А.
Петрозаводск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ И РАСЧЁТ КАЛИБРОВ
2. ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ ЗАДАННЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
2.1 Выбор посадки для соединения корпуса с корпусом сальника
2.2 Выбор посадки для соединения ведущей звездочки с валом
2.3 Выбор посадки для соединения распорного кольца с полуосью
3. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
5. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ…...…27
6. РАСЧЕТ ПОСАДОК С НАТЯГОМ………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современное машиностроение развивается в условиях жесткой конкуренции и развитие его идет в направлениях: существенное повышение качества продукции; сокращение времени обработки на новых станках за счет технических усовершенствований; повышение интеллектуальной оснащенности машиностроительной отрасли.
Повышение эффективности использования и улучшения качества изделий машиностроения базируются на обеспечении взаимозаменяемости. Обеспечение взаимозаменяемости становится неотъемлемой частью автоматизированного совместного проектирования конструкций и технологии с использованием электронной связи на компьютерной технике.
В свою очередь взаимозаменяемость невозможна без нормирования точности. Вопросы нормирования точности составляют основу обязательных для изучения вопросов абсолютно для всех специалистов, работающих в любой отрасли машиностроения. Освоение дисциплины "Нормирования точности в машиностроении" является частью профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Сведения, полученные студентами при изучении дисциплины, практически осваиваются, закрепляются и развиваются при последующем использовании их в общих и специальных конструкторских и технологических дисциплинах, а также в курсовых и дипломных проектах.
1.1 Определить предельные размеры деталей, допуски отверстия и вала, предельные значения и допуск посадки.
1.1.1 Исходные данные:
Отверстие - Ø Вал - Ø
1.1.2 Определение допусков и предельных размеров отверстия.
Номинальный размер отверстия: Dн=50мм.
Верхнее отклонение отверстия:
ES=+50 мкм.
Нижнее отклонение отверстия:
EI=+25 мкм.
Допуск отверстия : TD=ES-EI=25мкм.
Наибольший предельный размер отверстия Dmax=Dн+ES=50+0.050=50.050 мм,
Наименьший предельный размер отверстия Dmin=Dн+EI=50+0.025=50.025 мм.
1.1.3 Определение допусков и предельных размеров вала.
Номинальный размер отверстия: dн=50мм.
Верхнее отклонение вала:
es=-50 мкм.
Нижнее отклонение вала:
ei=-89 мкм.
Допуск вала : Td=es-ei=-50-(-89)=39 мкм.
Наибольший предельный размер вала dmax=dн+es=50-0.50=49.950 мм,
Наименьший предельный размер вала dmin=dн+ei=50-0.089=49.911 мм.
1.1.4Определение допуска посадки.
Допуск посадки - ТП=TD+Td=39+25=64 мкм
1.1.5 Определение степени точности, системы и характера посадки.
Значение единиц допуска i определяется формулой:
,
где
Ø26 относится к интервалу от 30 до 50 мм.
Поэтому Dmin=30 мм; Dmax=50 мм, по таблице 1.3 [6] определяем Dm=38.7 мм, i=1.54 мкм
Рассчитываем степень точности отверстия и вала:
для отверстия:
= – число единиц допуска отверстия
для вала:
- число единиц допуска вала
По таблице 5.3. [5] определяем степень точности:
Для отверстия вторая степень точности, что соответствует
7-ому квалитету (IT7=16i). Для вала степень точности та же и квалитет соответствует 8-ому (IT8=25i).
По таблицам П.7 и П.8 в приложении источника [5] определяем характеристики отверстия и вала:
Отверстие Ø
Вал Ø
Система посадки – комбинированная, а характер посадки – с зазором, т.к. поле допуска отверстия располагается над полем допуска вала (Рисунок 1.1).
1.2 Расчет шероховатости.
Для заданной посадки Ø определяем методы обработки вала и отверстия по таблице П.1. [5].
Для отверстия 8-ого квалитета наиболее приемлемым и экономичным методом обработки является растачивание чистовое, при котором достигается значение шероховатости Ra=1,6-3,2 мкм.
Для вала 7-ого квалитета применяется шлифование круглое чистовое, с параметром шероховатости Ra=0,8-1,6 мкм.
По таблице 10.1. [5] выбираем стандартные значения шероховатости:
Для отверстия Ra=1,6 мкм
Для вала Ra=1,6мкм.
1.3 Схема полей допусков соединяемых деталей и калибров к ним, эскизы деталей и их соединения.
Рисунок 1.1 – Схема полей допусков отверстия и вала
Рисунок 1.2 – Схема полей допуска калибра пробки
Рисунок 1.3 – Схема полей допусков калибра скобы
Рисунок 1.4 – Эскиз вала и отверстия
Рисунок 1.5 – Эскиз соединения
1.4 Определить исполнительные размеры рабочих калибров и вычертить их эскизы.
1.4.1 По ГОСТ 24853-81 определяем:
Ø
Для калибра пробки:
H=4 мкм
Y=3 мкм
Z=3,5 мкм
Для калибра скобы:
H1=4 мкм
Y1=5 мкм
Z1=6 мкм
1.4.2 Расчет исполнительных размеров калибра пробки.
Ø мм;
Ø мм;
Øмм.
1.4.3 Расчет исполнительных размеров калибра скобы.
Ø мм;
Ø мм;
Øмм.
1.4.4 Эскизы калибров пробки и скобы.
Рисунок 1.6 – Эскиз калибра пробки
Рисунок 1.7 – Эскиз калибра скобы
2.1.1 Исходные данные.
Соединение: корпус-корпус сальника, диаметр соединения – Ø80 мм.
Выбор посадки:
Для данного соединения выбираем переходную посадку, так как для этого узла необходимо обеспечить точность установки и легкость разборки и сборки соединения.
Предпочтительной посадкой в данном случае является посадка .
По таблице 1 и 2 в приложении источника [6] определяем предельные отклонения:
es=+21 мкм ES=+30 мкм
ei=+2мкм EI=0 мкм
Опредение предельных размеров соединяемых деталей:
dmax=d+es=80.021 мм;
dmin=d+ei=80.002 мм;
Dmax=D+ES=80,030 мм;
Dmin=D+EI=80 мм.
Допуск вала:
Td=es-ei=19мкм.
Допуск отверстия:
TD=ES-EI=30 мкм.
Наибольший натяг посадки:
Smax= Dmax- dmin =28 мкм.
Наименьший натяг посадки:
Nmax= dmax- Dmin =21 мкм.
Допуск посадки:
ТП=TD+Td=19+30=49 мкм.
2.1.2 Нахождение оптимальной шероховатости соединяемых деталей.
Нахождение оптимальной шероховатости соединяемых деталей.
По таблице П.1 [5] для посадки выбираем шероховатость:
для вала наиболее экономичным и приемлемым методом является шлифование круглое чистовое с шероховатостью Ra=0.8-1.6 мкм;
для отверстия – растачивание тонкое с шероховатостью Ra=0,4-0,8.
По таблице 10.1 [5] выбираем стандартное значение шероховатости:
вал - Ra=0,8 мкм;
отверстие - Ra=0,8 мкм.
2.1.3 Определение допускаемой погрешности измерений. Выбор универсальных средств измерений.
Дано:
Ø80
По таблице П.2 [5] определяем допускаемую погрешность средств измерений.
Отверстие: ∆доп=9 мкм
Вала: ∆доп=5 мкм
По таблице П.3 [5] в качестве универсального средства измерений выбираем:
Для вала – скоба рычажная.
Для отверстия– индикаторный нутромер.
И окончательно по таблице П.5 [5] выбираем для вала скоба рычажная с ценной деления 0.002, пределом измерения от 50 до100 мм (СР 01110 ГОСТ 11098-75) с погрешностью измерений ∆СИ=±0.002 мм. Проверка: ∆СИ=2 мкм < ∆доп=5 мкм, значит СИ выбрано правильно.
По таблице П.6 [5] выбираем для измерения диаметра отверстия индикаторный нутромер с пределом измерений от 50 до 100 мм, с ценой деления 0.002 мм первого класса точности с головкой 2ИГ (нутромер НИ 100-450 ГОСТ 9244-75). Нутромер дает погрешность ∆СИ=±0.004 мм
Проверка: ∆СИ=4 мкм < ∆доп=9 мкм, значит СИ выбрано правильно.
2.1.4 Построение схемы полей допуска соединяемых деталей и их эскизов.
Рисунок 2.1 –Схема полей допусков соединения
Рисунок 2.2 – Эскиз корпуса
Рисунок 2.3 – Эскиз корпуса сальника
Рисунок 2.4 – Эскиз соединения
2.2.1 Исходные данные.
Соединение: ведущая звездочка – вал, диаметр соединения – Ø28 мм.
Выбор посадки:
Для данного соединения выбираем посадку с зазором, т. к. в данном случае не предъявляются особые требования к соосности для установки на вал шестерни, передающей крутящий момент через шпонку.
Предпочтительной посадкой в данном случае является посадка .
По таблице 1 и 2 в приложении источника [6] определяем предельные отклонения:
es=0 мкм ES=+16 мкм
ei=-33 мкм EI=-16 мкм
Опредение предельных размеров соединяемых деталей:
dmax=d+es=28 мм;
dmin=d+ei=27.067 мм;
Dmax=D+ES=28.016 мм;
Dmin=D+EI=27.984 мм.
Допуск вала:
Td=es-ei=33 мкм.
Допуск отверстия:
TD=ES-EI=32 мкм.
Наибольший зазор посадки:
Smax=Dmax-dmin=ES-ei=16-(-33)=
Наибольший натяг посадки:
Nmax= dmax- Dmin =EI-es=40 мкм.
Допуск посадки:
ТП=TD+Td =65 мкм.
2.2.2 Нахождение оптимальной шероховатости соединяемых деталей.
По таблице П.1 [5] для посадки выбираем шероховатость:
Для вала (8квалитет) наиболее экономичным и приемлемым методом является шлифование круглое получистовое с шероховатостью Ra=3,2 мкм, для отверстия (8 квалитет) - растачивание чистовое с шероховатостью Ra=3,2 мкм.
2.2.3 Определение допускаемой погрешности измерений. Выбор универсальных средств измерений.
Дано:
Ø28
По таблице П.2 [5] определяем допускаемую погрешность отверстие: ∆доп=8 мкм
вала: ∆доп=8 мкм
По таблице П.3 [5] в качестве универсального средства измерений выбираем:
Для вала – скоба рычажная.
Для отверстия– индикаторный нутромер.
И окончательно по таблице П.5 [5] выбираем для вала скоба рычажная с ценной деления 0.002, пределом измерения от 25 до 50 мм (СР 01110 ГОСТ 11098-75) с погрешностью измерений ∆СИ=±0.002 мм. Проверка: ∆СИ=2 мкм < ∆доп=8 мкм, значит СИ выбрано правильно.
По таблице П.6 [5] выбираем для измерения диаметра отверстия индикаторный нутромер с пределом измерений от 18 до 50 мм, который дает погрешность ∆СИ=±0.001 мм.(Нутромер 18-50 ГОСТ 9244-75).
Проверка: ∆СИ=1 мкм < ∆доп=12 мкм, значит СИ выбрано правильно.
2.2.4 Построение схемы полей допуска соединяемых деталей и их эскизов.
Рисунок 2.5 – Схема полей допуска соединения
Рисунок 2.6 – Эскиз вала
Рисунок 2.7 – Эскиз звездочки
Рисунок 2.8 – Эскиз соединения
2.3.1 Исходные данные.
Соединение: распорное кольцо- полуось, диаметр соединения – Ø72 мм.
Выбор посадки:
Для данного соединения выбираем посадку с гарантированным зазором, так как для этого узла необходимо обеспечить легкость разборки и сборки, при этом не требуется высокой точности.
Предпочтительной посадкой в данном случае является посадка .
По таблице 1 и 2 в приложении источника [6] определяем предельные отклонения:
es=+21 мкм ES=+104мкм
ei=+2 мкм EI=+30 мкм
Опредение предельных размеров соединяемых деталей:
dmax=d+es=72+0,002=72,002 мм;
dmin=d+ei=72+0,021=72,021 мм;
Dmax=D+ES=72+0.104=72,104 мм;
Dmin=D+EI=72+0,030=72,030 мм.
Допуск вала:
Td=es-ei=19 мкм.
Допуск отверстия:
TD=ES-EI=74 мкм.
Наибольший зазор посадки:
Smax=Dmax-dmin=ES-ei=104-2=102 мкм.
Наименьший зазор посадки:
Smin=Dmin-dmax=EI-es=30-21=9 мкм.
Допуск посадки:
ТП=TD+Td=74+19=Smax-Smin=102-
2.3.2 Нахождение оптимальной шероховатости соединяемых деталей.
Нахождение оптимальной шероховатости соединяемых деталей.
По таблице П.1 [5] для посадки выбираем шероховатость:
для вала наиболее экономичным и приемлемым методом является шлифование круглое чистовое с шероховатостью Ra=0,8-1,6 мкм;
для отверстия – растачивание чистовое с Ra=1,6-3,2 мкм.
По таблице 10.1 [5] выбираем стандартное значение шероховатости:
вал - Ra=1,6 мкм;
отверстие - Ra=1,6 мкм.
2.3.3 Определение допускаемой погрешности измерений. Выбор универсальных средств измерений.
Дано: Ø72
По таблице П.2 [5] определяем допускаемую погрешность средств измерений.
Информация о работе Расчет и выбор посадок для деталей машин