Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:04, курсовая работа
В настоящее время при разработке ЭВС используют электромагнитные устройства, и в первую очередь трансформаторы различных типов. В большинстве случаев используемые трансформаторы во многом определяют такие технические характеристики ЭВС как надежность, устойчивую работу и некоторые другие. Поэтому к их изготовлению и выбору магнитопроводов, обмоточных проводов и материалов для них предъявляются специальные жесткие технические требования, позволяющие обеспечить надежную эксплуатацию.
Введение................................................................................................................................. 2
1. Основные термины и определения......................................................................................... 3
2. Классификация трансформаторов............................................................................................5
3. Основные элементы конструкции трансформаторов............................................................ 7
3.1. Сердечники магнитопроводов трансформаторов........................................................7
3.2. Катушки трансформаторов...........................................................................................11
3.3. Защита трансформаторов от внешних воздействий..................................................12
4. Принцип работы трансформатора..........................................................................................14
5. Потери в трансформаторах.................................................................................................... 14
6. Режимы работы трансформатора...........................................................................................16
6.1. Режим холостого хода..........................................................................................................16
6.2. Режим работы под нагрузкой.......................................................................................17
6.3. Режим короткого замыкания........................................................................................18
7. Электрические параметры трансформаторов.......................................................................18
7.1. Электрические параметры трансформаторов питания..............................................18
7.2. Электрические параметры согласующих трансформаторов.....................................17
7.3. Электрические параметры импульсных трансформаторов......................................19
8. Обозначения трансформаторов..............................................................................................20
9. Отказы трансформаторов........................................................................................................21
Список литературы..............................................................................................................23
Трансформаторы питания делятся на три группы:
Конструкция трансформатора существенно зависит от частоты.
По рабочей частоте трансформаторы делятся на:
1.
трансформаторы промышленной
2.
трансформаторы повышенной
3. трансформаторы статические до 200 кГц.
По количеству обмоток трансформаторы делят на:
1. однообмоточные;
2. двухобмоточные;
3. многообмоточные.
Однообмоточные трансформаторы называются автотрансформаторами, гальванической развязки между входной и выходной цепью у них нет. Двухобмоточный трансформатор имеет одну первичную и одну вторичную обмотки. У многообмоточного трансформатора несколько вторичных обмоток.
Существует
также классификация
3.
Основные элементы
конструкции трансформаторов
Из
принципа действия трансформатора следует,
что он должен содержать магнитопровод
и катушку. Как законченный конструктивно-
Рассмотрим
отдельно каждый элемент конструкции
трансформатора и технологию их изготовления.
3.1.
Сердечники магнитопроводов
трансформаторов.
Основой конструкции трансформатора является сердечник магнитопровода (далее будем называть магнитопровод) c высокой магнитной проницаемостью и малым уровнем потерь, изготовленный из стальной ленты, пластин, а также из феррита. Магнитопровод состоит из вертикальных частей - нескольких стержней и горизонтальных частей - ярма, представляющих вместе замкнутую систему для прохождения магнитных силовых линий. Вид и тип магнитопровода выбирается в зависимости от назначения трансформатора, рабочей частоты, условий эксплуатации.
По конструктивному выполнению магнитопроводы делятся на три основных типа: стержневые, броневые, тороидальные (рис. 1, приложение) /6/.
Рис.1.
Типы магнитопроводоа
У броневого магнитопровода центральный стержень в два раза шире крайних. Обмотки броневого трансформатора располагаются на среднем стержне, крайние стержни служат только для распространения магнитного потока. Особенностью этого трансформатора является наличие одной катушки, более высокое заполнение окна магнитопровода, частичная защита катушки от механических повреждений.
В стержневых трансформаторах катушки располагаются на двух стержнях. Обычно на каждом стержне помещается половина витков первичной и половина витков вторичной обмотки. Они соединяются между собой последовательно так, чтобы намагничивающие силы этих полуобмоток совпадали по направлению. Стержневые трансформаторы менее чувствительны к внешним магнитным полям.
Обмотки тороидального трансформатора наматывают на магнитопровод по окружности. У таких трансформаторов ярмо отсутствует.
В
зависимости от технологии изготовления
магнитопроводы стержневой, броневой,
тороидальной конструкций бывают пластинчатые
и ленточные (рис. 1, приложение) /6/.
Пластинчатые магнитопроводы набираются из отдельных пластин специальной формы, изготовляемых путем штамповки и изолируемых друг от друга слоем изоляционного материала для уменьшения потерь на вихревые токи.
Основные типы пластин в соответствии с ГОСТ 20249-80 приведены на рис. 2 (приложение). Также выпускаются Г-пластины, которые не гостированы, они выпускаются по техническим условиям (ТУ) .
Для уменьшения магнитного сопротивления пластины магнитопровода при штамповке ориентируют вдоль направления проката. Однако в направлении, перпендикулярном направлению проката, часть магнитопровода обладает повышенным магнитным сопротивлением из-за меньшего значения магнитной проницаемости. Для компенсации этого применяется уширение ярма.
Ленточные магнитопроводы навиваются из ленты. Ленточная конструкция более перспективна и находит широкое применение в современных унифицированных серийно выпускаемых трансформаторах ЭВС.
Трансформаторы, выполненные на ленточных магнитопроводах, по сравнению с пластинчатыми, имеют меньшие магнитные поля рассеяния, следовательно имеют большой коэффициент полезного действия.
Для обеспечения операции намотки обмоток ленточные магнитопроводы выполняются разрезными. В этом случае для получения хорошего магнитного контакта поверхности их стыка шлифуются с высокой степенью обработки, при сборке смазываются магнитопроводящими красками или клеями и плотно прижимаются. Типы разрезных ленточных магнитопроводов стержневой (рис. 3 а) и броневой (рис. 3 б) конструкций установлены ГОСТ 202050-76.
Рис.
3. Ленточные магнитопроводы
Ленточные магнитопроводы бывают также замкнутыми (неразрезными). Замкнутые магнитопроводы применяются при необходимости более полного использования магнитных свойств материала и уменьшения магнитных потерь. Однако при этом значительно удорожается процесс намотки.
Идеальным
с точки зрения использования
магнитных свойств
В зависимости от типов применяемых при сборки пластин магнитопроводы подразделяются на следующие типы: ШI, ШШ, ШU, ПU (ПН), ШП (рис. 4) /9/.
Магнитопроводы типов ШI, ШШ, ШП в зависимости от сборки, определяющей взаимную ориентацию пластин, выполняются сборкой пластин встык (рис. 4 а, в, ж) и сборкой пластин внахлест (вперекрышку) (рис. 4 б, г, д, е). Магнитопроводы типов ШU, ПU (ПН) собирают только внахлест отдельными пластинами или пакетами из них. Сборка внахлест по сравнению со сборкой встык понижает общее магнитное сопротивление магнитопровода, поскольку большое магнитное сопротивление на участке стыка в одном ряду пластин шунтируется на этом участке малым магнитным сопротивлением соседнего ряда пластин.
Рис.4.
Магнитопроводы различных типов
Тороидальные пластинчатые магнитопроводы (кольцевые) собираются из отдельных штампованных колец.
В основу обозначения магнитопроводов трансформаторов положены три буквы. Первая буква указывает геометрическую форму магнитопровода - П-образные, Ш-образные, О-образные. Вторая буква соответствует технологии изготовления (П - пластинчатый, Л - ленточный). Третья буква указывает соотношение размеров.
Примеры
обозначения ленточных
ПЛ - П-образные, ленточные;
ПЛМ - П-образные, ленточные с уменьшенным отношением ширины окна к толщине навивки;
ПЛР - П-образные, ленточные с геометрическими размерами, обеспечивающими наименьшую стоимость трансформаторов;
ШЛ - Ш-образные, ленточные;
ШЛМ - Ш-образные, ленточные с уменьшенным отношением ширины окна к толщине навивки;
ШЛР - Ш-образные, ленточные с геометрическими размерами, обеспечивающими наименьшую стоимость трансформаторов;
ШЛО - Ш-образные, ленточные с увеличенным окном;
ШЛП - Ш-образные ленточные с увеличенным отношением ширины ленты к толщине навиивки.
Аналогично обозначаются пластинчатые магнитопроводы.
Например:
ПП - П-образные пластинчатые; ШП - Ш-образные пластинчатые и так далее.
Выбор
магнитопроводов для
1. Магнитопроводы типа ПЛ применяют в низковольтных трансформаторах наименьшей массы на частоте от 50 до 400 Гц мощностью свыше 500 ВА.
2.
Магнитопроводы типа ПЛМ
3.
Магнитопроводы ПЛР применяют
в трансформаторах наименьшей
стоимости, рассчитанных на
4.
Магнитопроводы типа ШЛ
5.
Магнитопроводы типа ШЛМ
6.
Магнитопроводы типа ШЛР
7.
Магнитопроводы типа ШЛО
8.
Магнитопроводы типа ШЛП
3.2.
Катушки трансформаторов
Обмотки трансформаторов выполняются в основном на литых каркасах, образуя законченный конструктивный узел - катушку. Каркас придает механическую прочность и жесткость всей конструкции, а также играет важную роль в технологии изготовления трансформатора. Каркасы имеют различную конструкцию в зависимости от назначения трансформаторов, их стоимости, технологии намотки. Первой на каркасе (ближе всего к магнитопроводу) обычно располагается первичная обмотка, затем - вторичные. Для массового производства каркасы изготовляют методом прессования из пластмасс типа АГ-4 или ДСВ-2-Р-2М.
Обмотки в катушке могут располагаться одна над другой (цилиндрическое расположение) или одна сбоку относительно другой (секционированное расположение). Наиболее простой и широко распространенной является цилиндрическая намотка, при которой потокосцепление между обмотками лучше, а поток рассеяния меньше /9/.
Сравнительно редко применяется бескаркасная намотка на гильзы, в которой витки закрепляются способом намотки, называемым универсальным. Подобные обмотки более трудоемки и не имеют особых преимуществ перед каркасными обмотками. Гильзовая конструкция применяется в катушках с малым числом витков и слоев /9/.
Обмотки трансформатора характеризуются числом витков и средней длиной витка. Средняя длина витка определяется по геометрическим размерам магнитопровода, толщине обмотки и изоляционным расстоянием /8/.
Соединение обмотки с выводом осуществляют либо тем же проводом, которым намотана катушка, либо при малой толщине собственного провода - монтажным проводом . В обмотках, выполненных на каркасах, выводы могут быть выполнены гибкими проводами, используемыми в дальнейшем для электрического монтажа (пайка в плату), или соединяться со специальными контактами, впрессованными в щечки каркаса. В обмотках, выполненных на гильзах, выводы заделывают путем бандажирования под наружную изоляцию катушек.
Обмотки
трансформаторов выполняются