Виды цен, используемые в ценовой политике предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Политика «издержки плюс прибыль»предполагает установление цены путем прибавления намеченной или запланированнойприбыли к подсчитанным общим затратам на производство и сбыт товара. В этом случае решение о производстве товара будет принято, если прогнозная рыночная цена будет не меньше суммы издержек и намеченной прибыли. Однако на насыщенных конкурентных рынках не издержки определяют рыночные цены, а, наоборот, рыночные цены определяют издержки.

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 39.94 Кб (Скачать)

Поэтому нельзя согласиться  с мнениями тех сторонников радикального курса реформ в отношении политики государственного контроля и регулирования цен, которые отдают предпочтение косвенным методам регулирования цен и отвергают методы прямого государственного установления и регулирования цен. Так, предлагается сохранить установление цен государством только для естественных монополий (топливо, транспорт, связь и т.д.).

Для решения главной на сегодня задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления необходимо государственное  установление и регулирование цен  не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве в экономике России.

Отрицание возможного участия  государства в регулировании  и формировании цен объясняется  отождествлением регулируемой рыночной цены с директивной плановой ценой. Что общего и в чем различие регулируемой цены и директивной  плановой? Общим можно считать  то, что в формировании и той, и другой цены участвует государство. Отличие же состоит в том, что плановая цена устанавливается на основе плана в отрыве от рынка и конкуренции, а регулируемая цена – на основе рыночных факторов и конкуренции.

Прямое государственное  регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

Проводя активную ценовую  политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

Конечно, при чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.

В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются  основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

В рыночной экономике недопустимы  как чрезмерное увлечение установлением  и регулированием цен со стороны  государства, так и полный отказ  от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

Государственное регулирование  цен осуществляется также при  помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством  субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета в случае падения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Специальная правительственная организация «Товарно-кредитная корпорация» по гарантированным ценам принимает в залог у фермеров сельхозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Регулирование цен путем  субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает  предоставление производителям правительственных  субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ и т.д.

Кроме того, государство  поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Наряду с методами прямого  регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

Следует отметить острую необходимость прямого государственного контроля прежде всего над монопольными рынками. Там, где признана естественной государственная монополия, например, в оборонной промышленности, фундаментальной науке и т.п., уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это и текущее, и долгосрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и централизованные государственные закупки. Вполне допустимо административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно может осуществляться путем введения жестких акцизных ставок, планирования цен или какими-то иными способами.

Мировая практика знает немало комбинаций различных методов регулирования  рынков. Одни методы – как экономические, так и административные – выполняют  в политике государства роль несущей конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

 

 

Мировая цена. Факторы, влияющие на ее формирование

 

Мировой рынок представляет собой сложную систему, включающую различные отраслевые рынки товаров, имеющие свои особенности. Специфические  условия каждого рынка обуславливают  то  многообразие факторов, которые  влияют на ценообразование, динамику и  уровень мировых цен. На внутреннем рынке, при всем многообразии цен  их можно классифицировать по определенным признакам. По признаку зависимости  от сферы товарного обращения  различают оптовые  цены  на промышленную  продукцию;  цены  на строительные работы; закупочные цены на сельскохозяйственную  продукцию;  тарифы  грузового  и  пассажирского транспорта; розничные  цены; тарифы на услуги населению; цены внешней торговли.

Важное значение в практической деятельности имеют другие способы  классификации цен: по территориальному признаку (ножные и зональные); по степени  государственного регулирования (свободные, регулируемые и фиксированные); по степени новизны товара. Для того, чтобы завоевать рынок новый товар может продаваться по сравнительно низкой цене • целью стимулирования спроса. Иногда на новые товары в начале устанавливают завышенные цены и по мере насыщения рынка цену снижают.

Как правило, престижная цена устанавливается на товар известной  фирмы, выпускающей товар высокого качества. Долговременная цена остается неизменной в течение длительного  периода и характерна для товаров  повседневного спроса. Гибкие цены применяются при продаже товаров  промышленного назначения, так на лизинговых рынках машин и оборудования цена каждой сделки индивидуальна. Все  перечисленные классификации внутренних цен служат основой для формирования мировых цен.

На мировом рынке происходит сравнение национальных цен и мировая цена складывается под влиянием тех национальных цен, в основе которых лежат среднемировые общественно необходимые в мировом масштабе издержки производства. Наиболее общим выражением цены, используемой в международных сделках, служит понятие "мировая цена". Мировая цена - это цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в центрах мировой торговли на условиях наличного платежа в свободно конвертируемой валюте. Что касается мировых цен на конкретные товары, то они определяются, как правило, по цене их основных производителей, а также импортными ценами западноевропейских рынков и котировками крупнейших бирж. Характерной чертой современного мирового рынка является широкий спектр цен на одни и те же товары.

Выделяют несколько видов  мировых цен: цены по торговым сделкам  с платежом в свободно конвертируемой валюте; цены по торговым сделкам с платежом в неконвертируемой валюте; цены по клиринговым соглашениям; цены по неторговым операциям; трансфертные цены. В основе мировых цен лежат интернациональные издержки производства, которые приближены к среднемировым затратам ресурсов на производство конкретного вида товара. Интернациональные издержки производства формируются под влиянием стран — главных поставщиков этого вида товара на мировой рынок. Определяющее влияние на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения. Процесс ценообразования на мировом рынке происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы.

На мировом рынке на формирование цены оказывают влияние  различные ценообразующие факторы, которые условно можно разделить на пять групп. К общеэкономическим факторам, действующим независимо от вида товара и условий его производства, относят: экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляцию. К конкретно экономическим факторам можно отнести: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос с учетом взаимозаменяемости товаров, потребительские свойства: качество, надежность, дизайн, престижность. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых товаров и услуг: сезонность, комплектность, эксплуатационные расходы, условия сервиса. Специальные факторы связаны с действием особых экономических механизмов: государственное регулирование, валютный курс.

В современных условиях одним  из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень мировых цен, является научно-технический прогресс. НТП способствует росту производительности труда и эффективности производства, что приводит к снижению себестоимости. Одновременно улучшение потребительских  свойств промышленных изделий ведет к дополнительным затратам и увеличению их стоимости. Таким образом, НТП приводит к относительному удешевлению промышленной продукции в расчете на единицу полезного эффекта при увеличении ее абсолютной стоимости.

По прежнему значительную роль в формировании мировых цен играет государство. Используя тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, технические стандарты) методы, а также субсидирование экспорта, демпинг, торговые "войны", государство может существенно повлиять на цены мирового рынка. В особую категорию следует выделить психологический фактор, когда в ожидании какого-либо события (войны, землетрясения, валютного кризиса) цены начинают резко расти. 

Задачи:

Определить:

1) рентабельность к себестоимости  (Рс); 2) рентабельность к себестоимости за вычетом материальных затрат (Рсм); 3) отпускную цену.

Исходные данные: размер авансированного предприятием капитала – 100 тыс. руб.; рентабельность авансированного  капитала составляет 15%; себестоимость  товарной продукции предприятия (С) 150 тыс. руб. Себестоимость изделия 200 руб., в т.ч. материальные затраты – 60%. Ставка НДС – 20%.


Информация о работе Виды цен, используемые в ценовой политике предприятия