Структура рынка и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования 4
1.1. Суть цены 4
1.2. Экономические функции цены 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования 10
Раздел 2 Классификация цен и их система 12
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен 12
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка 25
3.2. Этапы процесса ценообразования 28
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам 33
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

цена и цнобр.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
"justify">1. Цена  в месте производства продукции.  По этой цене товар передается  покупателю в том месте, где  он был произведен, со всеми  правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая  цена с включением расходов  по доставке. Этот метод установления  цены предполагает формирование  фирмой единой цены для всех  покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные  цены. В соответствии с этим  методом определения цен выделяется  несколько географических зон  и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

     4. Цены, определяемые на основе  базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

     При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

1. Свободные  цены – свободно складываются  на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.

     Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

    Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

2. Регулируемые  цены – складываются под влиянием  спроса и предложения, но испытывают  при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

3. Фиксированные  цены – прямо устанавливаются  государством в лице каких-либо  органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров).

     В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

     Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Решениями Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по ним могут вводиться регулируемые цены. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

     В то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения).

     Поэтому цены на отдельные важнейшие, базовые виды товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие.

     Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

     При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

1. Цена  «снятия сливок». Согласно этому  методу, с самого начала изготовления  и появления нового товара  на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

     Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.

     Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая  цена обеспечивает достаточно  большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

2) высокая  цена позволяет сдерживать покупательский  спрос, так как при более  низкой цене предприятие (фирма)  не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая  первоначальная цена способствует  созданию «имиджа» качественного  товара, что может в дальнейшем  существенно облегчить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная  цена способствует увеличению  спроса на престижный товар;

5) ошибка  в завышенной цене может быть  исправлена путем ее снижения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

     Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2. Цена  «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие  (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая»  цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. В результате у покупателя создается впечатление: а) очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.

     В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

4. Цена  «следования за лидером» в  отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

     5.   Цена с возмещением издержек  производства. В данном случае  фирма устанавливает цену на  свой товар, основываясь на  фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

Ц = И + Р + Н (И + Р),

где И  – издержки производства;

      Р – административные расходы  и расходы по реализации;

      Н – средняя норма прибыли  на данном рынке или в отрасли.

6. Престижная  цена – устанавливается на  высококачественные товары известной  фирмы (одежда модельеров Зайцева,  Юдашкина), обладающие уникальными  свойствами (в данном случае модели). Цены устанавливаются на очень  высоком уровне.

     Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

· скорость внедрения на рынок нового товара;

· доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

· характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами);

· период окупаемости инвестиций;

· конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей);

· положение  фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями).

     На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

1. Скользящая  или падающая цена – устанавливается  почти в прямой зависимости  от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной).

2. Долговременная  цена – устанавливается на  товары массового спроса. Она  не подвержена изменениям на  протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

3. Цены  потребительского сегмента рынка.  Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены – например, на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

4. Гибкая  цена – меняется в зависимости  от соотношения спроса и предложения  на рынке.   Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов).

5. Преимущественная  цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70–80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

6. Цены  на изделия, выпуск которых  прекращен. Речь идет не о  распродаже по сниженным ценам,  а о продаже снятых с производства  товаров ограниченному кругу  потребителей, нуждающихся именно  в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

Информация о работе Структура рынка и ценообразование