Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:48, курсовая работа
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов.
Методы ценообразования в переходной экономике |
Методы ценообразования в переходной экономике Введение Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов.Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности фирмы, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы.Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, что бы устанавливать на новые товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, что бы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.Цель работы: систематизация, углубление теоретических знаний по проблемам маркетинга и развития практических навыков работы в сфере маркетинга конкретных предприятий и организаций. Задача курсовой работы: исследовать методы ценообразования в переходной экономике. 1.Сущность цены и ее функции Цену можно определить как многофункциональное экономическое явление, ведущее рыночную экономику. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.[3,45]Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. [7,130]Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам.Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики. [9,315]Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: - индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.); - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.[8,240]Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно- 2.Формирование ценовой политики Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен.Первая формулируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон.Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизованный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, что бы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоем населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. [2,89]Вместе с тем, ценовая политика многих фирм нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка.Согласно данным проведенных исследований ценовая политика большинства российских фирм заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Некоторые просто стараются продать свой товар как можно дороже. Бесспорно, что в области ценовой политики у нас еще отсутствуют необходимые опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.Прежде всего, речь идет об установлении цены на новый для фирмы товар. Этот вопрос встает при освоении нового продукта, при внедрении уже производимого продукта на новые рынки или при использовании новых каналов сбыта. Фирма обычно представляет рынку свой товар на основе выбора определенной комбинации между его ценой и качеством.Фирма может предлагать продукт высшего качества по высокой цене, продукт среднего качества по средней цене, продукт низкого качества по низкой цене. Условием применения этих подходов является наличие потребителей, предъявляющих спрос на различные по качеству и цене продукты. Может быть применена стратегия создания ценовых преимуществ. Если фирма заявляет в своей рекламе: «Предлагаем товар аналогичного качества, но по более приемлемым ценам», то большинство потребителей предпочтет, естественно сэкономить на цене. [2,92]Практикуется так же завышение цен по отношению к полезному эффекту продукции. в условиях развитой конкуренции это может повредить репутации фирмы. Но в обстановке современной российской действительности, где ценовая конкуренция еще недостаточно развита, это встречается часто.Установление цен предполагает конкретную дорожку шагов: определение целей ценовой политики; анализ спроса; оценка издержек; изучение предложения и цен конкурентов; выбор метода ценообразования; принятие окончательного решения об уровне цен.Цели ценовой политики. На новые товары формируются в зависимости от целей ценообразования следующие виды цен: [8,193]- цена «снятия сливок»;- цена внедрения на рынок;-«психологическая цена»;-цена следования за лидером;- цена возмещения издержек производства;-престижная цена.Для товаров сформировавшегося рынка характерны следующие виды цен, позволяющие выиграть в борьбе с конкурирующими товарами:-скользящая (падающая цена) в зависимости от соотношения спроса и предложения;-долговременная цена (слабо подверженная изменениям);-цена потребительского сегмента рынка;-эластичная (гибкая) цена (быстро реагирующая на изменение спроса)-преимущественная цена;-цена на изделие уже снятое с производства;- цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;- договорная цена. 3. Методы ценообразования В условиях становления рыночных отношений в России вопрос ценообразования очень актуален. С одной стороны предприятие в цену товара должно включать затраты на производство и реализацию продукции, с другой определенную прибыль.Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства. [2,157]Рассматривая методологию ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной. В понятие ценообразование входит совокупность организационных и методологических мер по определению цен на товары, вступающие после их производства в сферу обращения.Следует обратить внимание на сложность процесса ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю.Процесс ценообразования прежде всего характеризуется конкретизацией задач: получение максимальной прибыли, завоевание рынка сбыта, снижение затрат, борьба с конкурирующими товарами, рост объема производства и продаж и т.д. Метод прямого калькулирования – составление калькуляции на конкретное изделие или группы изделий (укрупненные калькуляции). Этот метод используется при установлении на продукцию индивидуального производства, на принципиально новые изделия. [8,180] Нормативно-параметрический метод. Цены на конкретное изделие устанавливаются из нормативов затрат и чистого дохода с учетом технико-экономических параметров, характеризующих потребительскую стоимость изделий. Наибольшее применение получил данный метод там, где имеется тесная связь между параметрами изделия и нормативами затрат ( например при установлении цены на холодильники). [8,181] Параметрический метод. Предполагает сопоставление показателей качества аналогичных или взаимозаменяемых изделий, оценку различия в этих показателях и определение цены нового изделия, исходя из уровня действующих цен с учетом качества и потребительских свойств. Параметрический ряд – это группа изделий (телевизоры, радиоприемники) или материалов (металлов, тканей), характеризующая единством назначения и общностью технологических процессов изготовления. [8,182]Наиболее распространенным методом ценообразования из числа параметрических, выступает балловый метод (особенно в легкой, пищевой промышленности). Он применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия. Метод удельной цены. Используется при наличии прямой зависимости между основным параметром и ценой. Метод множественной корреляции применяется, когда есть зависимость цены от нескольких параметров. Агрегатный метод – практикуется в случае оценки конструктивно сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Цена изделия в данном случае сумму цен отдельных изделий, входящих в него. [8,183] 4.Себестоимость продукции как основа формирования цены В любом случае основой расчета цены является себестоимость. Поэтому необходимо дать ее развернутую характеристику.Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме. [12,164]Здесь следует обратить внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость, в зависимости от различных классификаторов различают:1.Группировка затрат по однородным экономическим элементам – смета затрат, и по статьям расходов – калькуляция.2.Смета затрат дает ответ на вопрос, что израсходовано предприятием. Калькуляция – где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.3.По признаку целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные (различные потери).4.В зависимости от места их возникновения затраты различают как производственные, так и внепроизводственные (реализационные).5.В зависимости от участия в производственном процессе изготовления продукции затраты делятся на основные и накладные.6.По способу включения в себестоимость единицы продукции затраты разделяются на прямые и косвенные.7.По характеру связи с объемом производства затраты бывают постоянные и переменные. Рассмотренные группировки затрат должны учитываться в процессе ценообразования. Каждая из них несет информацию, необходимую для прогнозирования цены на конкретное изделие и проведения соответствующей ценовой политики, а так же для изыскания снижения резервов затрат в целях обеспечения конкурентоспособности товара. При расчете себестоимости для целей ценообразования в первую очередь используется деление затрат на прямые и косвенные.Прямые затраты – это затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема выпуска конкретного изделия. И могут быть пронормированы в расчете на единицу товара. [11,250]Косвенные затраты не характеризуются такой зависимостью. Они формируются в целом по участку, цеху, предприятию и распределяются по изделиям пропорционально прямым расходам. К косвенным расходам относится основная часть накладных расходов. [11,250] Фирмы нередко используют распределение косвенных расходов для выравнивания себестоимости и рентабельности отдельных товаров с целью создания видимости прибыльного производства всему ассортименту. Особенно важной группировкой затрат является их разделение на постоянные и переменные. Постоянные затраты остаются стабильными при изменении объема производства. К ним относятся в первую очередь накладные расходы. Постоянные затраты выступают важным резервом снижения себестоимости и увеличения прибыли, поэтому анализу их динамики уделяется особое внимание. [11,252] Рассчитав себестоимость, ориентируясь на цены конкурентов, предприятие может приступить к определению цены товара. Цена должна полностью возмещать издержки производства (себестоимость), а так же обеспечить получение определенной нормы прибыли. Наиболее простой и распространенной считается методика «средние издержки + прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Прибыль зависит от рентабельности. При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои минимальные потребности в массе прибыли, предполагаемую рентабельность, заложенную в цены конкурентов. [12,161] Другой метод, основанный на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли. В данном случае цена устанавливается предприятием из расчета желаемого объема прибыли. Расчет на основе « ощущаемой ценности» товара является одним из эффективных методов ценообразования, широко применяемых в настоящее время в разных странах. В данном случае ориентация на затраты отступает на второй план, главным становится восприятие товара покупателем. [12,163] Выбрав одну из методик образования цены, предприятие приступает к определению окончательной цены товара. При этом в цене учитывается психологическое восприятие покупателем товара данной фирмы. Назначенную цену следует проверить на соответствие проводимой предприятием ценовой политики, а так же спрогнозировать возможную реакцию конкурентов на предлагаемую цену. Анализируя прибыль, следует иметь ввиду, что она, прежде всего, характеризует экономические отношения, связанные с расширенным воспроизводством. Размер прибыли определяется уровнем рентабельности в данной отрасли, который в свою очередь формируется объективно и обусловливается темпами расширенного воспроизводства. Уровень рентабельности конкретного производства должен обеспечивать увеличение накопления и потребления. [12,162] В соответствии с сформировавшимся уровнем рентабельности в отрасли определяют размер прибыли каждого товара. Предприниматель при формировании цены на свой товар включает в цену такую норму прибыли которая с одной стороны устраивала бы его как бизнесмена, а с другой стороны – соответствовала цене рынка, так как окончательно цена формируется на рынке под действием спроса и предложения, а так же всех рыночных факторов ценообразования. [12,165] Любой предприниматель стремится увеличить свой доход, что можно достичь следующим образом:
В российской экономике существенным фактором, оказывающим большое влияние на увеличение цены, является инфляция. Это необходимо учитывать при формировании цен. 5.Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от деятельности фирмы) и внешние (не зависящие от фирмы). [8,194] К внутренним критериям можно отнести:
К внешним критериям относят следующее: [8,196]
Что хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:
Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.[9,16]Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования. Заключение Механизм цен, ценообразование, ценовая политика – очень сложный и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто. Наиболее распространенная на сегодня в России теория цен Адама Смита и его ученика Давида Рикардо, по которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Производство определяется рабочим временем, требующимся для изготовления конкретного товара. Рыночная цена в этом случае формируется из средних затрат производителей, выпускающих указанный товар. Возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. В заключении отметим, что фирма сама определяет свою ценовую политику, применяет свои методы ценообразования с учетом всех факторов. Задача курсовой работы выполнена: рассмотрены разновидности цен в условиях рыночной экономики, их функции, все возможные методы ценообразования, критерии, влияющие на формирование цен. В процессе выполнения курсовой работы были изучены экономические теории отечественных и зарубежных экономистов. Библиографический список1.Гражданский кодекс РФ.Ст.395.2.Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Политиздат, 1989 г. 3.Инфляция: ценообразование и денежное обращение. М., ИМЭМО РАН, 1994.-326с.4.Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории – М.: «Владос», 1996.-621с.5.Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 1993 г. 6.Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен. Письмо Комитета РФ по политике цен. №01-17/030-23 от 01.12.92 г.7.Проблемы развития механизма ценообразования, колл. авторов, М., НИИ по ценообразованию, 1990 г.-202с. 8.Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и биржи, 1994.- 319 с.:ил.9.Рюмин В.П. Как рассчитать цену на научно-техническую продукцию. М., Финансы и статистика, 1993 г.-154с. 10.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996, 608с.11.Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1995.-248с.12.Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. -224с. |
Информация о работе Методы ценообразования в переходной экономике