Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Цена – важнейшая экономическая категория, которая оказывает значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны в целом. Вследствие этого, одной из актуальных задач современного этапа экономического развития РФ является овладение и практическое применения основами ценообразования.
Для того чтобы успешно конкурировать на рынке, организациям необходимо четко определять цели, которые она хочет достигнуть, реализуя какой-либо товар. Ценовая политика товара, стратегии ценообразования, и этапы их разработки: все это оказывает существенное влияние на дальнейшее экономическое развитие фирмы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Основные цели и задачи ценовой политики. Понятие политики цен и стратегии ценообразования. Виды ценовых стратегий. Этапы разработки ценовой стратегии…………………………………………………………………...4
2. Ценообразование на рынке образовательных услуг……………………………8
3. Задача № 1………………………………………………………………………..14
4. Задача № 2. ………………………………………...…………………...………..15
Заключение……………………………………………….…………………………16
Список использованных источников и литературы…………...…………………17

Файлы: 1 файл

Ценообразование!.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

ВАРИАНТ № 3

 

 

 

  

 

      Контрольная  работа

«защищена / не защищена»

                                                                                       ненужное зачеркнуть

 

______________________

   подпись руководителя

 

«___» _______________ 2012

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Основные цели и  задачи ценовой политики. Понятие  политики цен и стратегии ценообразования. Виды ценовых стратегий. Этапы разработки ценовой стратегии…………………………………………………………………...4

2. Ценообразование на  рынке образовательных услуг……………………………8

3. Задача № 1………………………………………………………………………..14

4. Задача № 2. ………………………………………...…………………...………..15

Заключение……………………………………………….…………………………16

Список использованных источников и литературы…………...…………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цена – важнейшая  экономическая категория, которая  оказывает значительное влияние  на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны в целом. Вследствие этого, одной из актуальных задач современного этапа экономического развития РФ является овладение и практическое применения основами ценообразования.

Для того чтобы успешно  конкурировать на рынке, организациям необходимо четко определять цели, которые она хочет достигнуть, реализуя какой-либо товар. Ценовая политика товара, стратегии ценообразования, и этапы их разработки: все это оказывает существенное влияние на дальнейшее экономическое развитие фирмы.

Ценообразование на рынке  образовательных услуг довольно сложный процесс, результатами которого является доступность образования  для потребителей, и конкуренция  образовательных учреждений.

В современном мире мы не можем представить себе рынок без конкретно установленных цен на товары и услуги. Это явление охватывает практически все стороны жизни современно человека.

Целью данной контрольной  работы является определить основные задачи и цели ценовой политики, а также рассмотреть ценообразование на рынке образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  цели и задачи ценовой политики. Понятие политики цен и стратегии  ценообразования. Виды ценовых  стратегий. Этапы разработки ценовой  стратегии

 

1.Цели ценовой политики.

Фирма должна четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажи конкретного товара. Определение целей необходимо для правильной формулировки ценовой политики.

Основные цели ценовой  политики.

1.Дальнейшее  существование фирмы.

2.Краткосрочная  максимизация прибыли.

3.Краткосрочная максимизация оборота.

4.Максимальное  увеличение сбыта.

5.«Снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен.

6. Лидерство  в качестве.

 

2.Политика цен жизненного  цикла товара, виды цен по периодам  жизненного цикла товара.

Каждый товар проходит следующие стадии: разработки и вступления на рынок, рост, зрелость, «падение» и исчезновение с рынка, то есть имеет свой жизненный цикл, имеющий общую продолжительность, различную длительность отдельных стадий в пределах цикла продукта редко устанавливается единственная цена, на каждой стадии на рынке появляются новые потребительские сегменты с различной ценовой чувствительностью, что учитывается в практике ценообразования.

Стадия разработки и вступления товара на рынок. Цена на данной стадии, с одной стороны, не играет заметной роли. Однако если для потребителей цена является показателем определенного качества, и на этой стадии существования продукта они еще не могут сравнивать его с альтернативными продуктами, то их проведение является относительно нечувствительным к цене инновационного продукта. Цены на данной стадии должна в первую очередь компенсировать первоначальные затраты на исследования и развитие нового производства. Поэтому цена, как правило, высокая.

Стадия роста. В это время возрастает информированность потребителя о товаре, что увеличивает его чувствительность к цене. Цена на данном этапе высокая, но ниже, чем на предыдущей фазе. Цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель.

Стадия «зрелости» продукта. На этой стадии появляется некая общая «рыночная» цена, к которой в большей или меньшей степени тяготеют производители. Фирмы имеют более низкие затраты на продвижение товара за счет уже сложившихся связей. Существует хорошая конкуренция среди потребителей.

Стадия падения. Цена либо ниже, чем раннее, либо возрастает, если к этому подключается «отстающий» покупатель. Влияние данной ситуации на цены зависит от способности отрасли или отдельной фирмы избавиться от избыточных мощностей по производству данного продукта и переключиться на новый товар.

3.Основные стратегии  ценообразования.

Ценовые стратегии являются частью общей стратегии развития предприятия. Стратегия ценообразования – это набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

1.Стратегия  высоких цен. Цель данной стратегии – получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность и которые готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Стратегия высоких цен используется фирмой также с целью апробации своего товара, его цены, постепенного приближения к приемлемому уровню цены.

2.Стратегия  средних цен (нейтральное ценообразование). Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка, и наиболее типична для большинства фирм, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику.

3.Стратегия  низких цен (стратегия ценового  прорыва). Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Стратегия низких цен преследует цель получения долговременных, а не «быстрых» прибылей.

4.Стратегия  целевых цен. При данной стратегии как бы не менялись цены, объемы продаж, масса прибыли должна быть постоянной, то есть прибыль является целевой величиной. Применяется в основном крупными корпорациями.

5.Стратегия  льготных цен. Ее цель – увеличение объема продаж. Используется в конце жизненного цикла изделия и проявляется в применении различных скидок.

6.Стратегия  «связанного» ценообразования. При использовании данной стратегии при установлении цены ориентируются на так называемую цену потребления, равную сумме цены товара и расходов по его эксплуатации.

7.Стратегия  «следования за лидером». Цена на новое изделие может отклоняться о цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые диктуются качественным и техническим превосходством. Чем меньше отличий в новых изделиях фирмы по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, устанавливаемым лидером отрасли.

4.Этапы разработки  ценовой стратегии.

Разработка ценовой  политики и стратегии предприятия  осуществляется в три этапа, каждому  из которых соответствует ряд мероприятий.

1.Этап. Сбор  исходной информации.

На основе имеющейся  информации о предприятиях-конкурентах, их деятельности в прошлом, персональных особенностей их руководящих работников, организационной структуры, планов развития и т.д. определяется основная цель в сфере ценообразования, анализируя преимущества и недостатки, имеющиеся в производстве и сбыте продукции конкурентов.

В ходе выполнения этого  этапа выполняются следующие  основные мероприятия: оценка затрат, уточнение финансовых целей предприятия, определение потенциальных покупателей, уточнение маркетинговой стратегии, определение потенциальных конкурентов.

2.Этап. Стратегический  анализ.

В ходе его выполнения ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу, то есть осуществляется ряд мероприятий: финансовый анализ, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции, оценка влияния государственного регулирования.

3.Этап. Формирование  стратегии.

На данном этапе формируется  и принимается окончательная  ценовая стратегия, которая будут применяться предприятием [1;18,20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценообразование  на рынке образовательных услуг

 

Образование как отрасль  социальной сферы представляет собой  разветвленную инфраструктуру образовательных  учреждений, реализующих государственную образовательную политику в процессе подготовки детей и молодежи к трудовой деятельности. Образовательные учреждения не только формируют знания по основам наук, но и способствуют социализации индивида, вводят его в культуру современного общества [2] .   Результатом образовательных услуг является приобретение индивидом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере, а также повышение квалификации в ранее известной области знаний. Особенностью этой сферы является активная роль человека-потребителя и отсроченный характер проявления результатов обучения, что следует учитывать при установлении цен на эти услуги.             С современных позиций категория цены в сфере экономики образования представляет собой денежное выражение стоимости услуги по доступу к образовательному процессу и выражение общественной полезности его результата. Цена отражает величину общественно необходимых издержек на организацию, ведение и развитие образовательного процесса, а также обеспечение издержек оказания услуг по доступу обучающихся к процессу. Цена образовательной услуги должна не только покрывать издержки образовательного учреждения по обеспечению доступа к образовательному процессу, но и обеспечить компенсацию общественно необходимых инвестиционных издержек, направленных на организацию, проведение и развитие образовательного процесса в учреждении  [3].    При разработке ценовой политики в этой отрасли надо иметь в виду, что для потребителя важна не только цена услуги, но и соотношение между величиной ожидаемого эффекта от использования ее результатов в будущем и необходимых дополнительных затрат, связанных с потреблением и использованием образовательной услуги, которые могут рассматриваться с точки зрения эффективности вложений в человеческий капитал. Таким образом, цена образования - это цена потребления услуги, то есть полные затраты потребителя, которые включают как цену, по которой эта услуга приобретается, так и совокупность разнородных затрат, связанных с нормальным потреблением, использованием приобретенных знаний в течение всего нормативного срока их использования (последний отличается по фундаментальным и специальным знаниям) [5].       В настоящее время существует несколько методик ценообразования на образовательные услуги.           1. Методика Е. Н. Попова и Т. А. Евстигнеева предполагает определять цену подготовки специалиста в рамках нормативного подхода к методам ценообразования, но с той особенностью, что норматив рентабельности определяется относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы, что, на их взгляд, позволяло исключать заинтересованность образовательных учреждений в завышении затрат овеществленного труда. В частности, нормативную цену (Цi) подготовки специалиста i-той специальности предлагается определять в соответствии с выражением:          Цi = Сi + (p*Зi )/100,          где Ci - полная нормативная себестоимость подготовки специалиста;   Зi - основная заработная плата, представляющая собой одну из составляющих себестоимости Ci;          p - норматив рентабельности к основной заработной плате. 
Согласно методике, рекомендуется принимать величину «р» на уровне 50% для всех учебных заведений, независимо от их профиля и места в системе непрерывного образования. По величине прибыли это равнозначно нормативу рентабельности к себестоимости, равному 20% (при доле основной заработной платы в себестоимости, равной 40%).       При этом структура нормативной себестоимости в рамках рекомендуемого подхода выглядела следующим образом:      - заработная плата (с начислениями на соцстрах) - 48 %;     - выплаты стипендий студентам (в среднем) - 25%;      - затраты на восполнение износа и капитальный ремонт основных фондов вузов - около 16%;            - затраты на обеспечение функционирования вуза - 11 %, в (т.ч. около 60% последней из указанных сумм - канцелярские и хозяйственные расходы).    Представленный выше метод ценообразования ставит в основу подхода к определению цены себестоимость образовательных услуг для образовательного учреждения и дополняет ее неким определенным (нормативным) уровнем рентабельности. Безусловно, своевременный анализ складывающихся издержек себестоимости услуги, ее нормирование и прогнозирование является неотъемлемой и обязательной этапом проработки финансовой стороны любого бизнеса. Однако в рыночных условиях цена продажи любой продукции, в том числе и образовательной услуги, зависит не только от уровня себестоимости (которая часто её ограничивает), но и от многих других факторов, которые остались в данном случае не рассмотрены.        2. Перспективная методика Ю. И. Иванова и Ф. М. Русинова.    В данном подходе выделяется диапазон цены на образовательную услугу, ограничиваемый возможным верхним (с позиции потребителя, т.е. предприятий и организаций, использующих управление в образовательной сфере) и нижним (с позиции производителей образовательных услуг - центров переподготовки персонала управленцев - ЦПП) уровнями цен.      При этом в числе важнейших переменных рассматриваются: 
- период старения знаний (Тсз); 
- длительность обучения (То); 
- показатели выигрыша и потерь Циу за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно из-за отвлечения кадров на обучение, соответственно (Y) и (Z).           В этих обозначениях верхний предел цены за обучение (Цв) с позиций потребителя (предприятия) может быть выражен уравнением, которое было усовершенствовано А. П. Панкрухиным в своей работе:         Цв = [Y (Тсз - То)- ZТо]*(1- k), =      а нижний предел цены за обучение, допустимый с позиций образовательного учреждения - производителя образовательных услуг может быть выражен уравнением:             Цн = [То(am+bn+ F)/n]*(1+ k),     где: k - минимально допустимый уровень рентабельности производства на предприятии или в образовательном учреждении;       a, b - средние ставки заработной платы в расчете на типовую структуру ППс и уВП образовательного учреждения; m, n - численность ППс и уВП соответственно; F - условно-постоянные затраты.      Все временные периоды и ставки заработной платы, входящие в уравнения (1; 2), должны быть приведены к единым размерностям (например, временной единице измерения - в месяцах).        Из приведенной системы уравнений следует, что соглашение о цене приемлемой для обеих сторон сделки возможно либо при повышении цены Цн, предлагаемой потребителем образовательной услуги (Циу), либо при понижении цены Цв, запрашиваемой производителем образовательных услуг (ЦПП).             Первый путь предполагает: - либо увеличение результативности подготовки, - либо сокращение потерь предприятия (Циу) из-за отвлечения кадров на учебу иным способом (например, избирательное направление на переподготовку в основном тех, от отсутствия кого на работе потери будут минимальны, т.е. кто менее результативен, либо использование дистанционных образовательных технологий при реализации программ повышения квалификации и переподготовки).          Второй путь означает: - либо интенсификацию труда персонала образовательного учреждения (ЦПП) без соответствующего вознаграждения в заработной плате, - либо дальнейшее снижение уровня рентабельности ОуП, - либо сокращение условно-постоянных затрат. из всего вышеупомянутого единственно прогрессивным вариантом решения может быть признано увеличение результативности подготовки и связанная с ним интенсификация учебного процесса. но это уже явно ведет к росту цены предложения образовательной услуги, и его придется тщательно соизмерять с ростом результативности переподготовки, повышения квалификации или получения образования.             На процессы ценообразования на рынке образовательных услуг также оказывают влияние складывающиеся соотношения специализации и фундаментализации в системах вузовского образования и последипломной подготовки, что меняет требования к периодичности и содержанию переподготовки кадров. Рассмотрим эти аспекты более подробно.  Действительно, усиление фундаментальности обучения в вузе увеличивает затраты на адаптацию выпускников по месту работы (что также с неизбежностью входит в цену потребления специалистов) и в то же время, благодаря долговечности фундаментальных знаний, отдаляет потребность в послевузовской подготовке. Наоборот, чрезмерная специализация, чревата потерями при несоответствии спроса предложению и приближает настоятельность переподготовки. В этой связи в уравнение (1), по мнению а. П. Панкрухина, должна быть внесена соответствующая поправка, определяющая величину (Цв), которая связана с существованием периода адаптации обученного специалиста на производстве (Та), который должен быть учтен с поправочным коэффициентом усредненной промежуточной эффективности труда (ка) специалиста в этот период. Кроме того, необходимо говорить не о едином периоде устаревания знаний (Тсз), а о различных периодах применительно к устареванию знаний отдельно по модулям общекультурной (гуманитарной), общенаучной, компьютерной, конкретно-экономической и специальной подготовки, что может быть соответственно обозначено символами Тсз-г, Тсз-он, Тсз-к, Тсз-а и Тсз-с.        Аналогичную дифференциацию претерпевает и величина периода длительности обучения (То), особенно если учесть, что на уровнях базовой подготовки бакалавра, специалиста и магистра, а также при профессиональной переподготовке пропорции затрачиваемого времени То-г, То-он, То-к, То-а и То-с будут различны. Немедленно вводить в уравнение все эти поправки не представляется целесообразным, поскольку специалист, подготовленный образовательным учреждением, приступает к работе только по завершению всего периода подготовки соответствующего уровня в целом.    Рыночный подход к ценообразованию на рынке образовательных услуг делает явно недостаточными расчеты цены, исходящие из себестоимости услуг для учреждения и нормативного (фиксированного) процента прибыли, уровня рентабельности. Определяющими факторами становятся перспективные выгоды (эффект) от результатов обучения и затраты, включая неизбежные при этом издержки потребителей, стоимость создания условий для самого образовательного процесса и для реализации приобретенного образовательного потенциала. Эти затраты включаются в понятие цены потребления Оу и рассматриваются под углом зрения эффективности инвестиций в «человеческий капитал» - инвестиций, нацеленных на приращение личностной, «внутрифирменной» и общесоциальной ценности человека.     Цена потребления включает в себя компоненты, различные для личности, для фирмы-потребителя трудовых ресурсов и для общества. многое зависит от структуры приобретаемого образования, т.к. общегуманитарные, общенаучные и профессиональные, специальные знания устаревают с различной скоростью. Затрудненность количественного определения степени влияния многих из указанных факторов мешает созданию четкой формулы, по которой можно было бы определить рыночную цену Оу. И в настоящее время наиболее эффективным представляется синтезировать цену на основе комплексного сочетания методов ценообразования [6].

3. Фирма продает свой товар по 120 тыс. руб. за штуку. Переменные затраты на его изготовление составляют 80 тыс. руб. Каковы будут:

а) безубыточный прирост  продаж (в %) при снижении цены на 5%?

б) безубыточное сокращение продаж (в %) при повышении цены на 12%?

Решение:

Qт.б. = ВМ/(Ц-Пер.З.)

ВМ = Пост.З + Пр.

Пр = 120000-80000 = 40000р.

а) Qб= 40000/(114000-80000) = 1.18

б)Qб = 40000/(134400-80000)=0,74

 

Ответ: безубыточный прирост  продаж при снижении цены на 5 % составит 1,18, а безубыточное сокращение продаж при повышении цены на 12 % - 0,74.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Определите:

а) отпускную цену завода-изготовителя;

б) цену ФАС, ФОБ, СИФ.

Исходные данные приведены  на единицу изделия: себестоимость  – 40 тыс. руб., прибыль – 25%, стоимость перевозки до порта – 3 тыс. руб., стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна 1,5 тыс. руб., стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1 тыс. руб., расходы на коносамент - $80, морской фрахт до порта назначения - $300, страхование – 3%.

 

Решение:

Дано

Решение

Себ – 40000

Рз = 40000*1,25=50000 руб. ;

РФАС = 50000+3000 =53000 руб.

РФОБ – 53000+1500=54500 руб.

РСИФ = (54500+1000+2400+9000)*1,03 = 68907 руб.

Пр- 25%

СТ.п.п. – 3000р

СТ.п.р.р. – 1500

СТ. д. – 1000

Рп – 80 $

Рм – 300 $

Р. С. – 3 %

Найти:

А) Р.з

Б) – РФАС, РФОБ, РСИФ


 

 

Ответ: Цена завода изготовителя составляет 50000; Цена ФАС = 53000руб; ФОБ  – 54500 руб, СИФ = 68907 руб.

 

 

Заключение

Главная проблема при  оказании образовательных услуг заключается в том, что в нашей стране получение образования почти всегда считалось бесплатным, несмотря на то, что оно постоянно финансируется из бюджета государства. Долгие годы государство было единственным субъектом, который выступал в роли продавца и покупателя. Платное образование рассматривалось только с точки зрения подготовительных курсов, оплаты репетиторских услуг.   Ценовая политика вузов должна базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда все еще не соответствует рыночной экономике, вследствие чего возникают проблемы при формировании цены на образовательные услуги и правильно выбранного метода ценообразования.

Можно сделать вывод, что данная тема требует дальнейшего изучения и развития. Ценообразование, как один из элементов ценовой политики вузов, может принести должный результат, если ведется систематическая работа по анализу состояния внутренней и внешней среды с учетом ее изменяющихся рыночных возможностей. Если тщательный анализ ценообразования глубоко и точно проникает в сознание специалистов по образованию, он становится надежным инструментом достижения главных целей вуза. Это удается сделать тогда, когда учитываются разные интересы и потребности целевых групп конечных потребителей, ценовые маневры конкурентов и учет их текущих цен. Там, где ведется постоянный мониторинг конкурирующих возможностей, анализируется чувствительность к ценам различных групп потребителей, продумана и спланирована ценовая стратегия, там успех значительно выше.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"