Контрольная работа по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей.

Оглавление

Часть 1. Чем отличается эластичный спрос от неэластичного с позиции покупателя? 3
Часть 2. Решение задач (вариант № 5) 8
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Что такое эластичность спроса.docx

— 41.10 Кб (Скачать)

Содержание

Часть 1. Чем отличается эластичный спрос от неэластичного с позиции покупателя?                                                                                                              3

Часть 2. Решение задач (вариант № 5)                                                                  8

Список литературы                                                                                                12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Чем отличается эластичный спрос от неэластичного с позиции покупателя?

Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью). 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. 

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Рассмотрим первый вариант.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается совершенно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле: 

Коэффициент ценовой эластичности спроса = % изменения количества продаж / %изменения цены 

Если даже незначительные колебания в цене приводят к значительным колебаниям в спросе, то спрос считается эластичным. При снижении цены на каждый % величина спроса возрастает больше, чем на 1 %.

Знакомство с законом спроса и эластичностью спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому:

1). Повышение цен не  всегда гарантирует увеличение  выручки от продаж, а снижение  не всегда грозит падением  этой выручки;

2). При определении цены  на свой товар любой коммерсант  обязательно должен прикинуть: сколько  он сможет выручить при такой  цене, исходя из существующей  эластичности спроса на этот  товар по цене.

Неэластичный спрос

Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на товар считают неэластичным

Почему спрос неэластичен?

Основные причины:.

1. Это товары первой необходимости;

2. Для таких товаров трудно найти заменители

3. Товары относительно недороги

4. Безвыходное положение потребителя.

Неэластичный спрос означает слабую реакцию покупателей на изменение цены товара.

Приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара.

Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.  

Один и тот же товар может обладать разной эластичностью в разных ситуациях.  

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.

При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки. Почему? Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

При неэластичном спросе все происходит наоборот.

Цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает общую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж.

Яркий пример - плата за транспортные услуги в городах. Как бы она не повышалась, неэластичный спрос на эти услуги уменьшается незначительно, и выручка монополистов-транспортников растёт.

Чем отличаются эластичный и неэластичный спрос?

В зависимости от значения коэффициента эластичности (К), взятого по абсолютной величине, различают:

эластичный спрос, когда К>1. При эластичном спросе изменение цены ведет к большему процентному изменения спроса. Например, если при снижении цены на 4% спрос увеличился на 8%, то К=8:4=2;

неэластичный спрос. При неэластичном спросе К<1. Это означает, что данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением объема спроса. Если К=0,5, это означает неэластичность спроса;

спрос единичной эластичности, при котором К=1, т.е. процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны;

совершенно эластичный спрос и совершенно неэластичный спрос представляют собой две крайние ситуации. При совершенно эластичном спросе при постоянной цене может быть реализовано любое количество товара. Кривая спроса имеет вид горизонтальной линии и используется для характеристики модели совершенной конкуренции.

Совершенно неэластичный спрос означает противоположную ситуацию, когда любое изменение цены не приводит к изменению спроса. Коэффициент эластичности в этой ситуации будет равен нулю, т.е. К=0, а кривая спроса будет иметь вид вертикальной линии. Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на жизненно необходимое лекарство и др.

Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыли.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимно дополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Существует два крайних случая (рисунок 1). Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

 


 
 
Рис. 1. Крайние случаи эластичности: а - спрос абсолютно эластичен, б - спрос абсолютно неэластичен

 

График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1, б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись. Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности.

 

Часть 2. Решение задач (вариант № 5)

Задача 1.

Определить выгодность (невыгодность) для производителя, являющегося лидером на определенном рынке, снижение установленной цены одного изделия на 2 руб. при следующих фактических данных:

1) установленная (текущая) цена  одного изделия составляет 29 руб.;

2) планируемый объем реализации  – 38 000 изд.;

3) показатель эластичности  спроса по цене – 1,7.

Решение:

Снижение цены с 29 руб. до 27 руб. составляет 6,9%

(1 – 27/29) х 100% = 6,9%

Это означает, что при эластичности 1,7 объем продаж товара увеличится на: 

1,7 х 6,9 = 11,7% или 0,117

И составит:

(1 + 0,117) х 38 000 = 42 446 шт.

 

Выручка по цене до снижения составит:

29 х 38 000 = 1 102 000 руб.

Выручка после снижения цены:

27 х 42 446 = 1 146 042 руб.

Таким образом, выручка от продажи увеличилась на 44 042 руб. Это значит, что производителю выгодно снижение установленной цены.

 

Задача 2.

Рассчитать отпускную цену 1 ед. продукции, производимой предприятием с использованием метода «средние издержки плюс прибыль»:

Цр = С + П + НДС

где С – полная себестоимость производства 1 ед. продукции;

 П – прибыль в цене;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Исходные данные для расчета

Предприятие работает в одну смену, продолжительность которой 8 часов. Стоимость основного капитала составляет 540 тыс. руб. Норма амортизации основных фондов принята равной 1,2% в месяц. Месячный фонд времени оборудования составляет 30 дней или 240 часов (30 дней по 8 часов).

Производительность оборудования в час – 75 ед. продукции в час. Потребляемая предприятием мощность – 84 кВт/ч. Исходя из потребляемой мощности, предприятие принадлежит к группе промышленных предприятий с установленной мощностью до 750 кВт/ч, для которых стоимость 1 кВт/ч равна 1 руб.

Стоимость закупаемого сырья составляет 29 руб. на единицу готовой продукции. Численность смены – 38 человек. Средняя заработная плата работника с отчислениями составляет 5000 руб. процент заработной платы административно – управленческого персонала равен 15%.

Процент прочих и внепроизводственных расходов составляет 50%. Норма рентабельности продукции принята в размере 20%.

 

Решение:

ФОТ рабочих смены:

38 х 5000 = 190 000 руб./мес.

ФОТ административно – управленческого состава:

190 000 х 0,15 = 28500 руб./мес.

Страховые отчисления с ФОТ:

218500 х 30,4% = 66424 руб./мес.

Объем продукции:

75 х 240 = 18000 шт./мес.

Стоимость сырья:

18000 х 29 = 522000 руб. /мес.

Мощность предприятия:

84 х 240 = 20160 кВт/мес.

Электроэнергия:

20160 х 1 = 20160 руб./мес.

Амортизация:

218500 х 1,2% = 2 622 руб./мес.

Производственная себестоимость продукции:

522000 + 20160 + 218500 + 2622 + 66424 = 829 706 руб./ мес.

Прочие и внепроизводственные расходы:

829 706 х 0,5 = 414853 руб./мес.

Полная себестоимость:

829706 + 414853 = 1244559 руб./мес.

Прибыль:

1244559 х 0,2 = 248912 руб./мес.

НДС

1244559 х 0,18 = 224021 руб./мес.

Отсюда отпускная цена выпускаемой продукции:

Цр = 1244559 + 248912 + 224021 = 1717492 руб./мес.

Отпускная цена за 1 единицу  изделия:

1717492 : 18000 = 95,42 руб./ед.

 

Задача 3.

Определить:

1) отпускную цену завода  – изготовителя;

2) цену «франко – железнодорожный  вагон»;

3) цену ФАС, ФОБ, КАФ (СФР), СИФ.

Исходные данные

- себестоимость – 1038000 руб.

- прибыль – 29%

- перевозка к железнодорожной  станции – 3000 руб.

- стоимость погрузки в вагон – 1200 руб.

- стоимость перевозки  до порта – 4000 руб.

- стоимость погрузо–разгрузочных  работ с доставкой товара вдоль  борта судна – 1500 руб.

- стоимость доставки на  борт судна и складирование  на судне – 1000 руб.

- морской фрахт до порта  назначения - $200 ($1 – 32 руб.)

- страхование – 3%

 

Решение:

Отпускная цена продукции составляет:

(1 + 0,29) х 1038000 = 1339020 руб.

Цена «франко – железнодорожный вагон»:

1339020 + 3000 + 1200 = 1343220 руб.

Цена ФАС:

1343220 + 4000 + 1500 = 1348720 руб.

Цена ФОБ

1348720 + 1000 = 1349720 руб.

Цена КАФ (СФР)

1349720 + 200 х 32 = 1356120 руб.

Цена СИФ

1356120 х 1,03 = 1396804 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Цены и ценообразование. Учебник для вузов/под ред. Проф. В. Есипова.- СПБ.,2009.
  2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы.- М.: Финстатинформ, 2010.
  3. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг.- М.: Международные отношения, 2010.
  4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.- М.: Изд-во «БЕК», 2009.
  5. Ларин А. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности фирмы.- М.: Международные отношения, 2011.
  6. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики.- М.: Международные отношения, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразование"