Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Конъюнктура – это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Домашнее задание № 2.
Экономическая конъюнктура и ценообразование. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка.
Конъюнктура – это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества. Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен. Факторами, отражающими конъюнктуру можно назвать, например, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, является составной частью экономической науки.
Поскольку ценообразование
прямо и непосредственно
Показатели, по которым изучается и анализируется конъюнктура рынка, делятся на несколько групп:
Остановимся на каждой из групп показателей конъюнктуры рынка.
Группа 1 – данные о промышленном производстве.
Валовой внутренний продукт исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных расчетов и СНС ООН. Этот показатель применяется и в России.
Индекс физического объема промышленной продукции – основной показатель динамики выпуска промышленной продукции. Этот показатель дает представление о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует происходящие в экономике страны изменения. Показатель рассчитывается по результатам анализа динамики натуральных показателей производства продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Индекс физического объема промышленной продукции исчисляется за длительный период времени цепным методом, т.е. перемножением индексов за отдельные периоды.
Использование производственных мощностей – данный показатель применяется только в США, аналогичного показателя в России нет. Это своего рода синтетический показатель, который определяется по результатам выборочных обследований и дает представление о том, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции. В США этот показатель рассчитывается только в отраслях обрабатывающей промышленности.
Индекс цен производителей (индекс Ласпейреса) характеризует динамику цен на товары производственного назначения без учета налогов, транспортных расходов, торговых наценок и рассчитывается выборочным методом по данным о товарах, производимых в рамках отдельной товарной группы. В каждой товарной группе выделяется товар – представитель, отслеживается изменение цен на него, и на основе этих материалов рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Этот индекс используется и в России.
Расходы на капитальное строительство – показатель формируется по данным отчета о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. Этот показатель используется в США. В России такая информация не публикуются, но может быть получена, например, в процессе анализа сведений о вводе в действие жилья, объектов социально – культурного назначения и основных фондов.
Заказы на товары длительного пользования и прочие товары – определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Этот показатель характеризует покупательную способность населения. Объемы производства заказов определяются на основе 7% – ной выборки промышленных предприятий на базе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В России этот показатель не рассчитывается.
Уровень безработицы –
данные о занятости населения
и оплате труда показывают изменения
объемов промышленного
В экономически развитых странах данный показатель рассчитывается на основе методических разработок Международной организации труда (МОТ). Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу экономически активного населения; экономически активное население – общая численность занятых и безработных.
В России одновременно действуют три методики расчета этого показателя: методика МОТ на основе выборочного обследования, методика с использованием данных баланса трудовых ресурсов и данных регистрации безработных в службе занятости.
Группа 2 – показатели внутреннего товарооборота.
Розничный товарооборот – объем продажи населению товаров через все каналы реализации. Это один из самых важных показателей конъюнктуры, который позволяет оценить возможность изменения платежеспособности спроса населения.
Личные доходы и расходы потребителей – структура денежных доходов и расходов населения, данные о которой публикуются в статистических сборниках. В основе определения этого показателя – данные проводимых органами статистики выборочных обследований потребительских бюджетов.
Строительство жилья – этот показатель в России не рассчитывается. В США данный показатель исчисляется на базе информации о вводе в действие жилых домов и публикуется один раз в месяц. Продажа нового жилья – общая стоимость проданного нового жилья, которая в России практически не рассчитывается.
Товарные запасы и объем продаж в промышленности – данный показатель характеризует товарные запасы, а также общий объем продаж, осуществляемых производителями, объемы оптовой и розничной продажи. В России этот показатель не используется.
Потребительский кредит – данные об объеме выданных населению кредитов на покупку автомобиля, дома и на другие цели. В России не рассчитывается.
Группа 3 – показатели внешней торговли.
Объем экспорта товаров.
Объем импорта товаров.
Эти два показателя в комментариях не нуждаются. Дефицит торгового баланса – в России до 1994 г. этот показатель соответствовал сальдо внешней торговли, которое рассчитывалось с учетом объемов торговли со странами ближнего зарубежья.
Группа 4 – показатели, характеризующие положение в кредитно – денежной сфере.
Учетный процент, или цена банковского капитала. К моменту экономического кризиса значение этого показателя максимально. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии.
Эмиссия ценных бумаг – выпуск ценных бумаг на рынок с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для расширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств. Размер эмиссии увеличивается в периоды подъема, достигает максимума накануне кризиса и резко падает в фазе кризиса и депрессии.
Отдельно выделяются индексы акций и облигаций. К индексам акций относятся, в частности, индексы акций торговых и промышленных предприятий. Повышение курсов акций, в первую очередь акций торговых организаций, свидетельствует об изменении конъюнктуры рынка.
Повышение или
снижение валютного курса – показатель
оказывает непосредственное влияние
на платежный и внешнеторговый балансы
страны, на конкурентоспособность
Группа 5 (один показатель) – дефицит государственного бюджета.
Этот дефицит
характеризуется превышением
Группа 6 – ценовые показатели.
Средние цены по товарным группам. Этот показатель в разъяснениях не нуждается.
Индекс потребительских цен – это сводный индекс. Его компонентами являются индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. Индекс потребительских цен рассчитывается как индекс Ласпейреса (состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного периода).
Индекс – дефлятор ВВП – наиболее общий индикатор инфляции, поскольку измеряется динамика цен на товары и услуги как промышленного, так и потребительского назначения. Данный индекс рассчитывается по формуле Пааше – количество продукции фиксируется на отчетный (текущий) период.
Группа 7 – показатели деловой активности.
К этим показателям
относятся объем и число
Список литературы:
1. Сайт rudocs.exdat.com. Режим доступа:
[http://rudocs.exdat.com/docs/
2. Сайт Fooder.ru. Режим доступа:
[http://www.fooder.ru/page2/
3. Словарь экономических терминов.
Режим доступа: [http://www.bank24.ru/info/
Работу выполнила студентка 3 курса экономического факультета кафедры ЭФ-3 по специальности маркетинг Высоцких Екатерина.