Экономическая конъюнктура и ценообразование. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Конъюнктура – это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Файлы: 1 файл

Пример оформления ДЗ.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Домашнее  задание № 2.

Экономическая конъюнктура  и ценообразование. Показатели, характеризующие  конъюнктуру рынка.

Конъюнктура – это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества. Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен. Факторами, отражающими конъюнктуру можно назвать, например, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, является составной частью экономической науки.

Поскольку ценообразование  прямо и непосредственно зависит  от рыночной конъюнктуры, характеристика последней приобретает особое значение.

Показатели, по которым изучается и анализируется конъюнктура рынка, делятся на несколько групп:

 

Остановимся на каждой из групп  показателей конъюнктуры рынка.

Группа 1 – данные о промышленном производстве.

Валовой внутренний продукт исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных расчетов и СНС ООН. Этот показатель применяется и в России.

Индекс физического объема промышленной продукции – основной показатель динамики выпуска промышленной продукции. Этот показатель дает представление о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует происходящие в экономике страны изменения. Показатель рассчитывается по результатам анализа динамики натуральных показателей производства продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Индекс физического объема промышленной продукции исчисляется за длительный период времени цепным методом, т.е. перемножением индексов за отдельные периоды.

Использование производственных мощностей – данный показатель применяется  только в США, аналогичного показателя в России нет. Это своего рода синтетический  показатель, который определяется по результатам выборочных обследований и дает представление о том, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции. В США этот показатель рассчитывается только в отраслях обрабатывающей промышленности.

Индекс цен производителей (индекс Ласпейреса) характеризует динамику цен на товары производственного назначения без учета налогов, транспортных расходов, торговых наценок и рассчитывается выборочным методом по данным о товарах, производимых в рамках отдельной товарной группы. В каждой товарной группе выделяется товар – представитель, отслеживается изменение цен на него, и на основе этих материалов рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Этот индекс используется и в России.

Расходы на капитальное строительство  – показатель формируется по данным отчета о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. Этот показатель используется в США. В России такая информация не публикуются, но может быть получена, например, в процессе анализа сведений о вводе в действие жилья, объектов социально – культурного назначения и основных фондов.

Заказы на товары длительного  пользования и прочие товары –  определяется количество заказов, поступивших  производителям, а также уровень  товарных запасов в промышленности. Этот показатель характеризует покупательную способность населения. Объемы производства заказов определяются на основе 7% – ной выборки промышленных предприятий на базе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В России этот показатель не рассчитывается.

Уровень безработицы –  данные о занятости населения  и оплате труда показывают изменения  объемов промышленного производства. Расширение производства сопровождается наймом работников; свертывание производства – их увольнением.

В экономически развитых странах данный показатель рассчитывается на основе методических разработок Международной организации труда (МОТ). Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу экономически активного населения; экономически активное население – общая численность занятых и безработных.

В России одновременно действуют три методики расчета  этого показателя: методика МОТ на основе выборочного обследования, методика с использованием данных баланса  трудовых ресурсов и данных регистрации  безработных в службе занятости.

Группа 2 – показатели внутреннего товарооборота.

Розничный товарооборот – объем продажи населению  товаров через все каналы реализации. Это один из самых важных показателей  конъюнктуры, который позволяет  оценить возможность изменения платежеспособности спроса населения.

Личные доходы и расходы потребителей – структура денежных доходов и расходов населения, данные о которой публикуются в статистических сборниках. В основе определения этого показателя – данные проводимых органами статистики выборочных обследований потребительских бюджетов.

Строительство жилья – этот показатель в России не рассчитывается. В США данный показатель исчисляется на базе информации о вводе в действие жилых домов  и публикуется один раз в месяц. Продажа нового жилья – общая стоимость проданного нового жилья, которая в России практически не рассчитывается.

Товарные запасы и объем продаж в промышленности – данный показатель характеризует  товарные запасы, а также общий  объем продаж, осуществляемых производителями, объемы оптовой и розничной продажи. В России этот показатель не используется.

Потребительский кредит – данные об объеме выданных населению кредитов на покупку автомобиля, дома и на другие цели. В России не рассчитывается.

Группа 3 – показатели внешней торговли.

Объем экспорта товаров.

Объем импорта  товаров.

Эти два показателя в комментариях не нуждаются. Дефицит  торгового баланса – в России до 1994 г. этот показатель соответствовал сальдо внешней торговли, которое  рассчитывалось с учетом объемов  торговли со странами ближнего зарубежья.

Группа 4 – показатели, характеризующие положение в кредитно – денежной сфере.

Учетный процент, или цена банковского капитала. К  моменту экономического кризиса  значение этого показателя максимально. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии.

Эмиссия ценных бумаг – выпуск ценных бумаг на рынок с целью мобилизации  свободных денежных ресурсов для  расширения и обновления основного  капитала или увеличения оборотных  средств. Размер эмиссии увеличивается  в периоды подъема, достигает максимума накануне кризиса и резко падает в фазе кризиса и депрессии.

Отдельно выделяются индексы акций и облигаций. К  индексам акций относятся, в частности, индексы акций торговых и промышленных предприятий. Повышение курсов акций, в первую очередь акций торговых организаций, свидетельствует об изменении конъюнктуры рынка.

Повышение или  снижение валютного курса – показатель оказывает непосредственное влияние  на платежный и внешнеторговый балансы  страны, на конкурентоспособность экспортируемых товаров.

Группа 5 (один показатель) – дефицит государственного бюджета.

Этот дефицит  характеризуется превышением государственных  расходов над государственными доходами. Показатель определяется по данным государственного бюджета, легко прогнозируем, подвержен сезонным колебаниям и зависит от системы налогообложения.

Группа 6 – ценовые показатели.

Средние цены по товарным группам. Этот показатель в разъяснениях не нуждается.

Индекс потребительских  цен – это сводный индекс. Его компонентами являются индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. Индекс потребительских цен рассчитывается как индекс Ласпейреса (состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного периода).

Индекс –  дефлятор ВВП – наиболее общий индикатор инфляции, поскольку измеряется динамика цен на товары и услуги как промышленного, так и потребительского назначения. Данный индекс рассчитывается по формуле Пааше – количество продукции фиксируется на отчетный (текущий) период.

Группа 7 – показатели деловой активности.

К этим показателям  относятся объем и число заключенных  контрактов (договоров, заказов, соглашений – портфель заказов) на покупку или  продажу, характеристики совершенных сделок (число, размер, динамика и частота), а также ряд показателей рынка ценных бумаг, инвестиций. Такие показатели деловой активности входят в прогнозную модель рынка (которую называют барометром рынка) – систему экономических показателей, применяемых для анализа состояния экономики в целом и прогнозирования конъюнктуры рынка.

 

Список литературы:

1. Сайт  rudocs.exdat.com. Режим доступа: [http://rudocs.exdat.com/docs/index-33718.html?page=14#1429694]

2. Сайт  Fooder.ru. Режим доступа: [http://www.fooder.ru/page2/ookonukt_1.html]

3. Словарь экономических терминов. Режим доступа: [http://www.bank24.ru/info/glossary]

Работу выполнила студентка 3 курса экономического факультета кафедры ЭФ-3 по специальности маркетинг  Высоцких Екатерина.


Информация о работе Экономическая конъюнктура и ценообразование. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка