Инфляция и цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:58, лекция

Краткое описание

В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Файлы: 1 файл

Лекция инфляция и цены .ppt

— 89.50 Кб (Скачать)
  • Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем рост цен на последнее не поспевает за ростом цен на конечный продукт.
 
 
 
 

Факторы, вызывающие инфляцию  спроса: 

  • милитаризация  экономики и рост военных расходов.
 
  • - дефицит  государственного бюджета и рост  внутреннего долга.
 
  • - кредитная  экспансия банков.
 
  • - импортируемая  инфляция ( это эмиссия национальной  валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты  странами с активным платежным  балансом).
 
  • - чрезмерные  инвестиции в тяжелую промышленность  (при этом с рынка постоянно  извлекаются элементы производительного  капитала, взамен которых в  оборот поступает дополнительный  денежный эквивалент). 
 
 
 
 
  • В общем плане  инфляция спроса обозначает нарушение  равновесия между совокупным  спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса  вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения
 
 
 
 

Основные последствия  инфляции:  

  • перераспределение  доходов и богатства;
 
  •  отставание цен государственных предприятий от рыночных;
 
  • скрытая государственная  конфискация денежных средств  через налоги;
 
  •  ускоренная материализация денежных средств;
 
  • нестабильность  экономической информации;
 
  • падение реального  процента;
 
  • обратная пропорциональность  темпа инфляции и уровня безработицы.
 
 
 
 

Примеры последствий  инфляции: 

  • перераспределение  доходов и богатства

Так, должники богатеют  за счет своих кредиторов,так  как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги рублями, имеющими меньшую покупательную способность. 

Инфляция является  как бы сверхналогом на население, что приводит к  отставанию  темпов роста номинальной и  реальной заработной платы от  резко возрастающих цен на  товары и услуги. Инфляция наносит  ущерб всем категориям наемных  работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др 

 
 
 
 

Примеры последствий  инфляции: 

  • отставание  цен государственных  предприятий от  рыночных цен

В условиях инфляции  каждое повышение своих цен  госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение  всех вышестоящих организаций. Это  долго и неэффективно. В условиях  ежемесячного резкого, неожиданного  и скачкообразного роста инфляции  подобный механизм даже технически  трудноосуществим. В итоге нарастает  дисбаланс частного и общественного  секторов, государство утрачивает  свой экономический потенциал  воздействия на рынок.  

 
 
 
 

Примеры последствий  инфляции: 

  • скрытая  государственная  конфискация денежных  средств через  налоги;

Прогрессивное налогообложение  по мере роста инфляции автоматически  все чаще зачисляет различные  социальные группы и виды бизнеса  во все более состоятельные  или доходные, не разбирая: возрос  ли доход реально или только  номинально. Это позволяет правительству  собирать возрастающую сумму  налогов даже без принятия  новых налоговых законов и  ставок. Отношение бизнеса и населения  к правительству, естественно, ухудшается.

 
 
 
 

Примеры последствий  инфляции: 

  • нестабильность  экономической информации

Цены есть главный  индикатор рыночной экономики. Ценовая  информация – главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены  постоянно меняются, продавцы и  покупатели товаров все чаще  ошибаются в выборе оптимальной  цены. Падает уверенность в будущих  доходах, население утрачивает экономические  стимулы, снижается активность бизнеса.

 
 
 
 

Антиинфляционная  политика 

  • Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
 
  • Выделяют следующие виды антиинфляционной политики :

  1. Фискальная политика;

  2. Кредитно-денежная политика;

  3. Монетаризм;

  4. Гипотеза естественного уровня; 

 
 
 
 

Фискальная политика 

  • Это манипулирование  государственным бюджетом (правительственными  расходами и налогообложением) для  достижения выдвинутых целей  увеличения производства и занятости  или снижения инфляции.
  • Методы фискальной политики :

1. Изменения реального  объема производства. Увеличение  реального объема производства  повышает реальные доходы от  всех главных источников налоговых  поступлений. и сокращает реальные  расходы правительства на трансфертные  платежи. 

2. Изменения уровня  цен. При неизменном уровне  реального объема производства  повышение цен увеличивает номинальные  государственные (федеральные) доходы  от налогов. 

3.Изменение процентных  ставок. Рост номинальных процентных  ставок увеличивает реальные  расходы на погашение государственного  долга. 

4. Автоматическая  стабилизация.. 

 
 
 
 

Кредитно-денежная  политика 

  • В кредитно-денежной  политике для ограничения предложения  денег, для того чтобы понизить  расходы и сдержать инфляционное  давление, используется политика  дорогих денег. Смысл ее заключается  в понижении резервов банков.
  • Это делается следующим образом:
 

1. Центральные банки  должны продавать государственные  облигации на открытом рынке,  для того чтобы урезать резервы  коммерческих банков. 

2. Увеличение резервной  нормы автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных  резервов и уменьшает размер  денежного мультипликатора. 

3. Подъем учетной  ставки снижает интерес коммерческих  банков увеличивать свои резервы  посредством заимствования у  центральных банков. 

 
 
 
 

Монетаризм 

  • Монетаристский  подход состоит в том, что рынки  в достаточной мере конкурентны  и что система рыночной конкуренции  обеспечивает высокую степень  макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками  свободного рынка. Основополагающим  уравнением монетаризма является  уравнение обмена

MV = PQ, где М - предложение денег, V - скорость обращения денег в кругообороте доходов; P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q - физический объем производимых товаров и услуг.

  • Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут.
 
 
 
 

Гипотеза естественного  уровня 

  • Гипотеза естественного  уровня имеет два варианта:
 
  • Теория адаптивных  ожиданий. Наиболее упрощенный вариант  теории адаптивных ожиданий сводится  к тому, что люди представляют  себе будущее подобно недавнему  прошлому, отталкиваясь от которого  они формируют свои планы, то  есть фирмы ожидает в настоящем  году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.
 

2. В более сложных  экономических моделях, нередко  предполагается, что ожидания  основаны на некоем средневзвешенном  значении темпов инфляции за  несколько предыдущих лет. Теория  адаптивных ожиданий в своей  основе предполагает использование  кривой совокупного предложения,  имеющей положительный наклон  на краткосрочных временных интервалах  и перемещающейся вверх на  долгосрочных интервалах. 

 
 
 
 

Антиинфляционные  меры 

  • Классифицируются  в зависимости от того, на борьбу  с каким видом инфляции они  направлены:

 
Меры борьбы  с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса. 

     Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках "экономики предложения".

 
 
 
 

Методы государственного  воздействия 

  • осуществляются  с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов.
 
  •  Прямые методы:

  -замораживание цен ; 

 -установление фиксированных цен и тарифов ; 

 -установление предельных цен или коэффициентов ; 

 -установление фиксированных цен ; 

 -установление рекомендательных цен .

 
 
 
 

Методы государственного  воздействия 

  • Косвенные  методы:

-регулирование доходов  производителей продукции, продавцов  и покупателей  

-регулирование налогов  на производимую и потребляемую  продукцию  

-создание условий  для развития конкуренции и  ограничения монополизации рынка  

-государственное  стимулирование привлечения в  страну иностранных инвестиций 

-эффективное использование  таможенных тарифов и применение  льготных таможенных пошлин для  стимулирования экспорта продукции,  не производимой в достаточных  количествах.  

 
 
 
 

Использованные источники: 

  • Баздникин А.С. Цены и ценообразование:Учебное  пособие .-М:Юрайт-Издат,2004
  • Есипов В.Е. Цены и ценообразование. Краткий  курс .-Спб.,2001
  • Уткин Э.А. Цены.Ценообразование.Ценовая политика.Учебник.-М.:Эксмос,2000
  • www.costinfo.ru
  • www.sysfinan.ru
 
 
 

www.costinfo.ru

Информация о работе Инфляция и цены