Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
3) рассмотрение иностранного опыта государственного вмешательства;
4) рассмотрение опыта, малосуществующего в Республике Казахстан.
Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться кокретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.
Степень
государственного регулирования цен
зависит от состояния экономики.
Оно усиливается в кризисных
ситуациях ускоренной инфляции, роста
дефицитности стдельных продуктов,
необходимости быстрой
Во
многих странах в настоящее время
правительства отдают предпочтение
неоклассической модели по сравнению
с неокейнсианской, что означает
как можно меньшее
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ.
2.1.
Меры, методы и способы воздействия
государства на цены.
Государственное
вмешательство в
Прямым
государственным вмешательством в
процесс ценообразования
Непосредственное
воздействие на формирование цен
оказывают государственные
Прямое
воздействие на цены и лидерство
в ценах имеет место в
Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым
направлением государственной экономической
политики является государственное
воздействие на внешнеторговые цены.
Государственное поощрение
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.
Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе "социального партнерства". Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.
Главная
цель наблюдения за ценами со стороны
государственных органов и
Способы воздействия государства на цены иллюстрирует таблица1 (см. приложение А).
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов - пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.
Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
В
двух случаях государственное
Трудности рынка - второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство (например, в виде требования, чтобы ярлыки товаров содержали полную и достоверную информацию) может оказаться желательным.
Без внерыночных эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет к установлению цены и объема производства, максимизмрующих благосостояние.
Таким
образом, можно сказать, что государственное
вмешательство не всегда плохая вещь.
Государство может иметь иные
цели, нежели экономическая эффективность.
Кроме того, встречаются ситуации,
при которых государственное
вмешательство может повысить экономическую
эффективность. К ним относятся внешние
эффекты и случаи возникновения трудностей
на рынке.
ГЛАВА
Ш. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА
3.1. Система регулирования цен в развитых странах.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики и решающее значение.
Опыт зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением и регулированием цен, государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 ло 30% общего объема выпускаемой продукции.
Государственное
регулирование цен в странах
с рыночной экономикой является попыткой
государства с помощью
Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогобложение и др.).
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.
Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование