Функции цен: отечественный и зарубежный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Предметом нашей работы является раскрытие сущности и значения функции цен.
Цель контрольной работы: овладеть фундаментальными знаниями отечественного и зарубежного подхода к ценообразованию и функции цен.
В соответствии с целью задачами работы являются: изучение и анализ источников и литературы, а так же электронных ресурсов удаленного доступа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Цена, её сущность и функции………………………………………..5
Понятие цены…………………………………………………………...5
Функции цены…………………………………………………………10
Ценообразование: отечественный и зарубежный опыт………………..18
2.1. Зарубежный опыт ценообразования…………………………………….18
2.2. Функции цены и особенности ценообразования в современной России…………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………....33
Список использованной литературы………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Цены на товары, которые защищает или субсидирует государство, также находятся под контролем.

Орган ценообразования — Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением Федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.

Канада. В стране нет единой системы регулирования цен, но ценовую политику в той или иной мере проводят министерства, ведомства и организации. Удельный вес цен, регулируемых государством, составляет 10 %.

Австралия. Здесь нет специальной системы регулирования цен.

Контроль за ценами (на хлеб, молоко, яйца) осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейств этих штатов. Уполномоченные организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются минимально гарантированные закупочные цены. Решение этих вопросов входит в функции пшеничного комитета, корпорации по шерсти, комитета по сахару. Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) Управления по наблюдению за ценами, входящего в состав национального казначейства. [5]

 

2.2 Функции цены и особенности ценообразования в современной России

  Осуществленная в ходе экономических  реформ политика либерализации  цен в нашей стране по своей  сути означала не что иное, как децентрализацию ценообразования при сохранении монополизма. Государство в основном уступило монополию на установление и изменение цен монопольным структурам в промышленности, торговле и в сфере внешнеэкономической деятельности. Таким образом, одна форма монополизма была заменена другой, худшей, так как последняя связана в большей степени с корпоративными интересами отдельных групп товаропроизводителей и не в состоянии ориентироваться на систему общенациональных интересов. В результате свободного ценообразования на основе действия механизма рыночной конкуренции не получилось.

  В этих условиях политика  формирования цен была направлена  не на расширение производства  товаров и услуг и удовлетворение  спроса, а в первую очередь  на создание за счет роста  цен безубыточного производства  на сохраняющейся отсталой технологической основе. Поэтому одна из главных негативных сторон либерализации состояла в том, что при отсутствии должного контроля за изменением уровней и соотношений цен не было создано экономических стимулов для технологического совершенствования производства с целью структурной перестройки и переориентации экономики на социально направленную. Структурные перекосы в экономике, наличие в ней мощных неформальных объединений, недостатки приватизации, а также продолжающаяся сохранятся, судя по всему, убежденность многих хозяйственных руководителей в том, что власти не выдержат социальной напряженности и введут в очередной раз льготы и компенсации, приводят к тому, что многие процессы не укладываются в рамки классических схем и моделей, разработанных для условий нормально развивающихся экономических процессов на основе рыночного ведения хозяйства.

  Низкая эластичность производства  по отношению к ценам обусловлена  тем, что до сих пор рыночный  механизм еще не сложился.

  При спаде производства инфляционный рост цен явился одним из главных источников пополнения государственной казны денежными средствами, обеспечения денежно-финансовой сбалансированности в экономике и сокращения дефицита государственного бюджета. В результате снижения темпов инфляции возможности пополнения доходной части бюджета при достигнутом уровне собираемости налогов значительно сократились, что не может не влиять на антиинфляционную политику правительства. Она была направлена в первую очередь на сдерживание денежной эмиссии, что привело к возникновению особой формы подавленной инфляции. Многие экономисты считают, что реальный уровень инфляции в настоящее время более высокий по сравнению с официальными индексами цен, поэтому нельзя исключать возможности нового роста цен.

  Перед экономической политикой стоят три группы задач, которые должны решаться взаимосвязано: это увеличение минимальной оплаты труда и пенсий; кредитование промышленности; создание эмиссионного механизма, который препятствовал бы концентрации вновь эмитируемых средств в сырьевых отраслях и обеспечивал их пропорциональное распределение в народном хозяйстве. Комплексно решить все эти задачи можно лишь в рамках индикативного планирования.

  Выполнение программ развития  блоков смежных отраслей не  может осуществляться в автоматическом режиме. Увеличение темпов инфляции может потребовать введения в отдельные периоды контроля за доходами, а иногда – и за ценами. Снижение инфляции, наоборот, должно приводить к уменьшению контроля и активизации инвестиционной политики. Решение двух задач – сдерживания инфляции и стимулирования отечественного производства – должно осуществляться в рамках активной политики цен и доходов. Подобный механизм всегда использовался в развитых странах, переживавших острые структурные кризисы.

  Рыночное ведение хозяйства  не означает моментальное установление  сбалансированности в экономике. На определенных этапах при  значительных структурных перестройках  сбалансированность достигается  мерами государственной политики. Из хозяйственной практики стран с рыночной системой хозяйства известно, что далеко не все цены формируются как результат взаимодействия спроса и предложения. Постоянное вмешательство государства в вопросы ценообразования началось с великого кризиса 1929 г. До этого оно проводилось лишь в периоды наибольшего обострения положения в экономике. В настоящее время данная сфера хозяйственной деятельности все в большей степени становится объектом воздействия государственных органов управления.

  Неконтролируемые, стихийные силы  рыночной экономики несут в себе не только созидательное, но и разрушительное начало, подрывающее саму рыночную систему. Если государство не регулирует рыночный механизм, в его деятельность вмешиваются всевозможные организационно-экономические системы монопольного типа: тресты, союзы и т.п., которые превращают свободу рынка в фикцию. А незащищенный от такого рода объединений рынок перестает выполнять одну из своих главных функций – удовлетворение запросов потребителя, становится рынком, где доминирует производитель со всеми вытекающими отсюда последствиями: ограничение предложения, монопольное завышение цен, снижение стимулов к рациональному использованию ресурсов и т. п. В этом проявляется одна из парадоксальных особенностей свободного рынка: чем дальше он эволюционирует в своем развитии, тем больше нуждается в помощи со стороны государственных органов.

  Интенсивность государственного  вмешательства в вопросы ценообразования  зависит от многих и зачастую  противоречивых причин. В одних  случаях оно бывает вызвано  массовыми выступлениями населения с требованием о снижении цен на отдельные социально значимые товары и услуги, в других случаях – стремлением в рамках политики общественного благосостояния оказать воздействие на неблагоприятное влияние монополий, поддержать стабильность денежной единицы и т. п. Методы государственного регулирования цен могут осуществляться либо через факторы, действующие на цену со стороны спроса и предложения, либо через прямое влияние на уровни цен. В наибольшей степени это воздействие должно оказываться в период кризисного состояния экономики. Политика государства в области формирования цен на конкретные виды товаров зависит от экономической ситуации и, в частности, от того, предполагается ли нехватка или перепроизводство того или иного вида товаров (услуг). Увеличение товарного предложения может достигаться через использование запасов или через расширение импорта на основе определенной пошлинной политики. Однако это меры в основном текущего характера, реакция на периодически возникающие проблемы на рынке товаров и услуг.

  Для более кардинального  воздействия на динамику цен  используются следующие рычаги: налоги, банковский процент, страхование  инвестиций, регулирование доходов  населения, в том числе заработной  платы. В некоторых случаях могут  применяться и прямые формы воздействия через установление фиксированных цен, а также определенных границ, в рамках которых может колебаться цена товара. Минимальная фиксированная цена обычно устанавливается выше того уровня, который сложился в данный момент на рынке товаров и услуг. Это делается для того, чтобы поддержать производителя (продавца). Максимальная же цена устанавливается несколько ниже сложившейся с целью поддержания потребителя.

  Органы управления могут  также выпускать так называемый  прейскурант рекомендуемых цен.

  Конечно, любое вмешательство  в свободное ценообразование  не застраховано от ошибок, так  как не всегда удается предусмотреть  ответную реакцию заинтересованных  сторон, тем более количественно  измерить последствия такого  вмешательства. Поэтому политика централизованного регулирования цен должна быть гибкой и соответствовать сложившимся условиям в данный момент времени, быть постоянно сориентированной на рост эффективности производства и совершенствование его структуры, на расширение покупательной способности широких слоев населения. Основное внимание следует уделять тем секторам рынка, в которых отсутствуют условия для конкуренции, в том числе и международной, так как чересчур закрытый национальный рынок ориентируется в основном на высокие цены, а не на рост эффективности производства и совершенствование выпускаемой продукции.

  На первом этапе либерализации  цен у нас ставка делалась  на одноразовое значительное  их повышение. Однако надежды  на то, что "подгонка" товарной  массы под накопившийся объем денежных сбережений будет однократным актом, не оправдались. Возникшие на потребительском рынке волны инфляции, наслаиваясь на ранее сложившиеся дефекты структуры цен (заниженные на сырье и завышенные на продукцию машиностроения и потребительские товары), начали проникать по технологической цепочке в глубь хозяйственной системы, вплоть до цен на исходное сырье, охватывая все отрасли и регионы. Это привело к включению других инфляционных факторов, прежде всего связанных с отраслевой структурой экономики. И если первая группа факторов определила скачок цен, то под воздействием второй создались условия для относительно устойчивого постоянного их роста, который сохранился до настоящего времени.

Многие экономисты предлагали осуществить контролируемый рост цен, определив их новый, относительно стабильный уровень. По сути дела, такой метод предполагал переход к рыночному ценообразованию при регулировании цен на ограниченное число основных товаров широкого потребления. Этот переход занял бы определенный период времени, но позволил бы предотвратить свертывание производства, которое было неизбежным в случае либерализации цен на основную массу товаров и услуг. В настоящее время определенные функции по проведению политики цен могут быть возложены на органы исполнительной власти субъектов Федерации. При этом они должны руководствоваться едиными принципами целенаправленного воздействия на цены, с тем, чтобы такое регулирование не сказывалось бы отрицательно на формировании общероссийского рынка товаров, капиталов и услуг, но сдерживало бы инфляцию и ограничивало бы необоснованное повышение цен предприятиями-монополистами. Регулирование цен должно осуществляться в целях: преодоления инфляционных ожиданий производителей; обеспечения относительной стабильности цен; создания системы льгот и преференций для отечественных товаропроизводителей; использования государственного предпринимательства для увеличения выпуска определенных видов товаров и воздействия на уровень цен; оказания поддержки отечественным товаропроизводителям-экспортерам конкурентоспособной продукции на мировых рынках, обеспечения финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных и льготных банковских ссуд для поддержания гарантированного уровня цен по отдельным видам товаров и услуг, а также по отдельным отраслям и производствам; стимулирования экономического роста и содействия прогрессивным сдвигам в структуре экономики; поддержки беднейших слоев населения.[7, 238-247]

 

Заключение

Рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Все названные функции взаимосвязаны, что проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом.

Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением. Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ее функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние в конечном счете и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Общая задача, которая ставилась: изучить и проанализировать общедоступные источники информации с целью овладеть фундаментальными знаниями отечественного и зарубежного подхода к ценообразованию и функции цен.

Достаточно затруднительно дать собственную оценку того, насколько полно нашёл отражение в контрольной работе теоретический материал. Однако с уверенностью можно сказать, что теоретические и практические навыки в области ценообразования студентом сформированы.

 

Список использованной литературы

  1. Абрютина М. С. Ценообразование в российской экономике. – М.: Дело и сервис, 2002. – 364 с. 
  2. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2008
  3. Маренков Н.Л. Ценообразование: учебное пособие для вузов (высшее образование) / Н.Л. Маренков. М.: Национальный институт бизнеса; Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 288 с.
  4. Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб.: Питер, 2001. – 651 с.
  5. Планово-экономический отдел [Текст] : журн. / учредитель ООО «Профессиональное издательство». – 2012, апрель–    . – М. № 4–2012.
  6. Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 1997. – 427 с.
  7. Цены и ценообразование/ под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
  8. Цены и ценообразование: учебник / под ред. И.К. Салимжанова . – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001 – 304 с.
  9. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 273 с.
  10. Экономика промышленного предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 395 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004133-9, 1500 экз.
  11. Экономико-математическое моделирование: [электронный ресурс] учеб. пособие / Е.Н. Гусева.-2е изд., стереотип.- М.: ФЛИНТА: МПСИ, 2011. – 216 с.

Информация о работе Функции цен: отечественный и зарубежный подход