Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:26, реферат
В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости ДКС Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
значительных нареканий у работников кредитных подразделений банков. Вместе с тем они заявляют о том, что наибольшие проблемы для поддержания высокого качества кредитного портфеля связаны с общеэкономическими условиями, включая действующее законодательство и институциональную структуру, трудности с реализацией залога.
4. Несмотря на то, что с 2000 г. Национальный банк отказался от выдачи прямых кредитов экономике, примерно с этого же времени банки начали кредитовать государственные программы на квазирыночной основе. Очевидно, что растущая экономика требует соответствующих финансовых ресурсов. Однако
если этот рост не сопровождается ростом эффективности и нормальной платежеспособностью, ясно, что соответствующие кредитные ресурсы не могут предоставляться банковской системой в необходимых
размерах на рыночных принципах. Возможно, это оправдано с точки зрения социальной ориентации белорусской социально-экономической модели. Но надежность таких кредитов не всегда удовлетворительна. Это может привести к сокращению доступных заемных фондов для других секторов экономики, а также повышению общей нормы процента.
Современный этап (начиная с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экс-тенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2007 г. положение изменилось.
Началось ускорение инфляции (таблица), которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Ставка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервые с 1999 г.) — она стала отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню ставки рефинансирования
(в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать
(таблица).
С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к
доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках.
Таковы основные этапы ДКС республики.
Рассмотрим агрегированную оценку уровня развития и институциональной стабильности денежно-кредитной системы.
Уровень развития и степень макроэкономической стабильности3 ДКС характеризуется множеством
аспектов. Для его комплексной оценки могут использоваться десятки показателей. В данном ис-
следовании использован иной, индикативный подход, который заключается в том, что для оценки
определенного существенного качества системы выбирается один или несколько индикаторов. Их
значение в интегральном виде отражает его количественную оценку. В качестве индикаторов уровня стабильности и макроэкономической эффективности выбраны следующие:
● индикатор уровня развития: отношение совокупной денежной массы (агрегат М3) к сумме наличных денег в обращении (агрегат М0);
● индикатор степени стабильности, включающий два показателя, — реальная норма процента и разница между номинальной внутренней нормой процента и мировой. Рассчитывается как сумма модулей дан-ных показателей, которой присваивается отрицательное значение, если реальная норма процента меньше нуля, положительное — в обратном случае.
Названные индикаторы тесно связаны между собой. Как свидетельствует эмпирический анализих соотношения, осуществленный на основе статистики по более чем 100 странам мира, если исключить
из рассмотрения
ДКС ряд африканских
соответствуют высокоразвитым ДКС, и наоборот. Значение индикатора уровня развития ранжируется следующим образом: до 3 —слаборазвитая денежно-кредитная система; более 3 и менее 9 — сред-неразвитая; более 9 — высокоразвитая.
В СССР данный показатель составлял более 10. В Республике Беларусь он резко снизился в начале 1990-х гг. в связи с общеэкономическим кризисом до уровня 4. После выхода экономики из ги-
перинфляции, то есть начиная с 1995 г., этот показатель стал расти. В последние годы стабилизиро-вался на уровне чуть выше 7, что соответствует среднеразвитым денежно-кредитным системам (рису-
нок 1).
Что касается индикатора уровня стабильности ДКС, его значение, меньшее -10 — -15, соответст-вует “зоне нестабильности”, которая характеризуется инфляционным состоянием экономики, отри-цательной ценой денег. Значение большее +10 — +15 соответствует зоне неустойчивой стабильности,
когда заемные фонды очень дорогие. Это сдерживает нормальное развитие экономики и отражает
напряженность в финансовой системе4. При значении данного индикатора в пределах примерно от -3 до + 6 ДКС находится в зоне устойчивой стабильности. В таком случае цену заемных фондов можно считать нормальной. Как правило, этому значению индикатора финансовой стабильности соответ-ствует высокий индикатор уровня развития. Что касается промежуточных интервалов (от -10 до -3 и от +6 до +10), то их следует трактовать как своего рода переходные зоны.
Динамика данного индикатора для Республики Беларусь в некотором смысле подобна динамике
индикатора уровня развития (рисунок 2).
В начале 1990-х гг. онрезко “провалился” и в 1994 г. опустился ниже -300 (на рисунке 2 данная точка отсутствует). Затем в 1996 г. ДКС ненадолго вышла в зону неустойчивой стабильности, а начиная с 1997 г. вернулась в нестабильную. После 2001 г. денежно-кредитная система находилась в зоне неустойчивой стабильности и ее состояние постепенно улучшалось. В последние годы (начиная с 2007 г.) качественных изменений не произошло. Значение соответствующего индикатора составляет
более -10. Таким образом, денежно-кредитная система республики остается среднеразвитой. Причем перспективы ее дальнейшего развития сдерживаются не только неблагоприятными факторами, свя-
занными с финансовым кризисом, но и более фундаментальными, отражающими характер институ-
циональной структуры экономики. Анализ ретроспективной динамики и оценка структуры ДКС Бе-
ларуси позволяют сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная система республики является частью общей институциональной структуры белорусской экономики, которая во многом носит этатистский характер. Это проявляется в том, что значительная доля заемных фондов распределяется на квазирыночных принципах. Достаточно эффективное распределение остальной части заемных фондов затрудняется в связи с тем, что, с одной стороны, потенциальным заемщикам трудно заранее убедить кредитора в достоверности своей платежеспособности и надежности, с другой — банки обладают ограниченными возможностями для
адекватного контроля и применения действенных санкций. Подобное положение обусловливается
множеством причин как технического характера (неадекватность норм бухгалтерского учета и фи-нансовой отчетности в нефинансовом секторе), так и связанных с институциональными особенностями экономики. Речь идет, прежде всего, о недостаточной степени персонификации и защиты правомочий собственности, поэтому доступ к заемным фондам вмногом определяется квазирыночными факторами.
Денежно-кредитная система Беларуси в своем развитии прошла ряд этапов: первый — становление и гиперинфляция (до 1994 г.); второй — выход из гиперинфляции (1995 г.); третий — множественность валютных курсов и нарастание инфляционного давления (1996—2000 гг.); четвертый — стабилизация и дедолларизация (2001—2006 гг.); пятый — исчерпание экстенсивных факторов развития.
В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости ДКС Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
По уровню централизации ВВП Беларусь не уступает странам, имеющим развитую экономику. Отношение совокупных государственных доходов к уровню ВВП составляет около 45—50%, что довольно много для Беларуси, поскольку соответствующие исследования выявляют весьма отчетливую связь между уровнем развития экономики и степенью централизации ВВП. Так, в преимущественно аграрных государствах (включая Индию, Китай) она не превышает 20%. В странах, близких по уровню
индустриального развития к Беларуси (Россия, Латинская Америка, Восточная Европа и др.), степень централизации ВВП составляет не более 30—35%. Кроме того, нужно учитывать, что если в развитых экономиках на налоги с граждан приходится 30—50% от суммы всех налоговых поступлений, в Беларуси этот показатель составляет около 10%. Это означает, что налоговое бремя
для предприятий реального сектора экономики весьма высоко. Следует подчеркнуть, что практика льготного кредитования или подобная ей по смыслу система административного ограничения процентных ставок по кредитам не является неким уникальным белорусским изобретением. Она применялась во многих развивающихся странах, включая, например, Японию, в 1960—1970 гг.
(в дальнейшем она была прекращена5. Однако здесь льготная система кредитования была направлена на развитие новых, локомотивных отраслей.
Уровень развития ДКС в наиболее концентрированном виде проявляется в степени и структуре монетизации экономики. Последняя определяется отношением соответствующего денежного агрегата к уровню ВВП. В аграрных экономиках с неразвитой ДКС весьма высок уровень монетизации экономики по агрегату М0 (до 10%)ти низок — по М3 (не более 15%). По мере развития экономики и ДКС значение первого снижается, второго —растет, поэтому в качестве индикатора уровня ее развития можно принять отношение второго к первому. Степень стабильности денежно-кредитной системы понимается как ее способность в долгосрочной перспективе обеспечивать нормальный процесс генерации заемных фондов и их эффективного распределения с целью финансирования развития. Система, обеспечивающая эти процессы, сложна и имеет множество звеньев. Оценка каждого из них представляет непростую задачу. Тем не менее в интегрированном виде степень
стабильности ДКС отражается в цене заемных фондов. При этом следует принимать во внимание как реальную, так и номинальную норму процента, а также соотношение внутренней и внешней цены денег.
Исходя из этого, нами
принят количественный
индикатор степени стабильности
ДКС, учитывающий реальную
норму процента и разницу
между внутренней номинальной
и внешней процентной
ставкой
Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год
УТВЕРЖДЕНО Указом
Президента Республики Беларусь от 19.11.2010
г. № 597*
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
ГЛАВА 2
ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В 2011 ГОДУ
2. Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.