Ценообразование в лесной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:21, реферат

Краткое описание

На мировом лесном рынке происходит оценка и продажа различных сортов, видов и типов леса, в результате чего неизбежна множественность цен и, как следствие, возникновение проблем при выборе мировых цен.

Стандартные требования, предъявляющиеся к мировой цене, это ее представительность, а также доступность продавцам и покупателям.

Ценообразование в условиях рынка - сложный процесс, на который оказывают влияние множество факторов. Для увеличения товарооборота, объемов продаж, повышения качества производимой продукции, достижения максимальной прибыли и крепкого закрепления на рынке фирмой выбирается общая ориентация в ценообразовании, и определяются цены на производимые изделия.

Оглавление

Введение………………….…………………………..……………………3
Общая характеристика лесного комплекса…………………………5
Структура и объем мировой торговли товарам лесного комплекса……………………………………………………………….8
Ценообразование на мировом лесном рынке……………………….11

Заключение……………………….……………………………………….17

Список литературы……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

контрольная для анны.docx

— 42.60 Кб (Скачать)

Таблица 2 - Мировая торговля лесопродуктами в 1961-2010 гг., тыс. долларов

Год Мировой импорт Мировой экспорт
1961 6 773 874 6 038 728
1971 14 969 510 13 167 540
1981 56 967 220 51 871 260
1991 95 307 600 89 084 130
2010 145 977 000 140 964 900
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Ценообразование на мировом лесном рынке

     Для мирового лесного рынка характерна множественность цен - на нем оцениваются и реализуются различные, часто не взаимозаменяемые сорта, виды, типы одного и того же товара. Эта множественность порождает определенные проблемы при выборе представительных, так называемых мировых цен.

     Обычными  требованиями к мировой цене выступают  доступность ее для любого продавца и покупателя, а также представительность.

     Доступность предполагает регулярность осуществления  операций по данной цене, платеж в свободно конвертируемой валюте, свободный торгово-политический режим на рынке, где производится сделка. Сделка должна иметь характер обычной торговой операции, при которой  продавец и покупатель не связаны  другими обязательствами и отношениями - т.е. имеется в виду не товарообменная сделка и не поставка по внутрифирменным каналам между материнской компанией и ее филиалом. Цены именно таких сделок складываются в условиях высокого накала конкурентной борьбы, отражая, таким образом, истинную стоимость товара на мировом рынке, они, как правило, доступны для регистрации и публикации.

     Требование  представительности цены предполагает, что по ней или близко к ней  осуществляется заметная часть мирового оборота. Это условие не такое  важное как первое. Нередко за мировую  цену принимают цену не самого крупного рынка, если по другим критериям - типичности для других участников торговли, доступности и оперативности - она в большей мере отвечает понятию мировой цены. В наибольшей степени понятию мировой цены отвечают биржевые котировки и цены аукционных сделок.

     Необходимо  заметить, что цены лесобумажных товаров как правило не отвечают данным предъявленным требованиям, если принимать их в строгой редакции. Причины этого многообразны, но в целом их можно свести к широчайшей номенклатуре сортов, видов и типов вырабатываемых в мире лесобумажных товаров, к исходной неоднородности древесины и материала (причем эта неоднородность оказывает определяющее влияние на стоимость), к условности применения для многих лесных товаров самого понятия “мировой рынок”. Как уже говорилось, основная масса сделок по лесоматериалам осуществляется на трех крупных региональных рынках - североамериканском, тихоокеанском и европейском (по другим источникам - североамериканском, восточно-азиатском и западноевропейском)10. При этом, регулярные торговые связи между двумя последними не типичны и на них падает небольшая часть международного оборота. Более характерны поставки из Северной Америки в Западную Европу и Восточную Азию, но они имеют почти односторонний характер, а североамериканские экспортеры реализуют на других рынках свою продукцию, выработанную обычно по своим национальным стандартам. В результате, конъюнктура, динамика, направление изменений и уровень цен на этих региональных рынках лесоматериалов часто не совпадают, а в качестве мировых приходится использовать преимущественно региональные цены.

     Для международных связей по целлюлозно-бумажным товарам характерна большая унифицированность и взаимозаменяемость продукции, цены свободных сделок при их реализации в разных странах и регионах отличаются не так сильно, как по лесоматериалам. Торговля ими имеет универсальный. общемировой характер. Однако, данный рынок сильно монополизирован, и растущая доля международного и национального оборота по ним идет по закрытым внутрифирменным каналам, что также порождает проблемы для определения мировой цены.

     Биржевая  торговля для лесобумажных товаров  малотипична. Фактически, лесные биржи действуют в США (особенно большие объемы торгов наблюдаются на Chicago Mercantil Exchange, CME)11, где они воздействуют на торговлю между США и Канадой, которая малоинтересна для других стран. Более распространены аукционы. На них во многих странах продается лес на корню, через аукционы реализуется также небольшая часть лесоматериалов в Японии. Но, в виду специфичности таких сделок, применение цен таких аукционов также ограничено.

     Напротив, уровень и динамика стоимости  многих лесобумажных товаров в международном  обороте определяется оптовыми или  импортными (экспортными) ценами в отдельных  крупных странах-импортерах (экспортерах). Именно цены такого рода выступают  ведущими ориентирами при заключении сделок с реальным товаром. Так, в  дальневосточном регионе торговля лесоматериалами осуществляется в  основном по оптовым либо импортным  ценам в Японии, или близко к  ним. Регулярно публикуемые цены, в случае необходимости могут  быть приведены к базе франко-порт Японии или страны-экспортера вычитанием известного уровня ориентировочной  величины прибыли и издержек оптовика, импортера, а также транспортных и страховых расходов. В Западной Европе в качестве мировых цен  часто используется информация агентских, так называемых брокерских фирм по ценам представительных на данный момент сделок. Относительно реже экспортеры выпускают прейскуранты на свою типичную продукцию. Близкий к последнему случаю характер имеют цены целлюлозно-бумажных товаров - по большинству из них фирмы-продавцы объявляют уровень цен на представительный товар. Однако, в реальной практике эти справочные цены обычно корректируются через механизм негласных или полугласных скидок или надбавок.

     Таком образом, в большинстве случаев доступные покупателю или продавцу цены лесобумажных товаров имеют характер справочных. Они фиксируются на типовой, известный на рынке вид продукции. Цены реальных сделок нередко несколько отличаются за счет скидок и надбавок за качество, по сравнению с базовой позицией, за счет разных условий поставки, платежа и т.п. Порой бывает, что на рынке известна цена условной, необязательно строго очерченной в реальной торговле качественной группы (например, пиломатериалы разных групп финских лесозаводов, пиловочник из США горной или прибрежной заготовки), но фирмы, регулярно присутствующие на рынке, обычно неплохо ориентированы, как относится по качеству и по рыночной стоимости базисная позиция и конкретный товар какого-либо поставщика.

     По  некоторым видам продукции из древесины, объем внешней торговли по которым невелик, или по которым велик уровень монополизации, цены публикуются редко и эти публикации носят случайных характер. Аналогичные проблемы возникают при необходимости определить стоимость изделий с высокой степенью доработки - правильная оценка в данном случае затруднена широчайшим диапазоном качественных параметров изделий и дробностью их номенклатуры. В подобных случаях, цена может определяться только в ходе конкретных переговоров с несколькими независимыми фирмами. Ориентировочную стоимость продукции на мировом рынке иногда приходится определять расчетом, т.н. средней стоимости единицы товара при экспорте или импорте его в страну, на которую падает существенная часть мирового оборота. Следует иметь в виду, что результаты такого расчета имеют весьма приблизительный характер.

     Цены  лесобумажных товаров в целом  сравнительно устойчивы. Они меняются, как правило, реже, чем цены минерального сырья или товаров агропромышленного  комплекса, но, с другой стороны, чаще, чем цены продукции машиностроения или товаров широкого потребления. Но в 80-е годы амплитуда и частота  колебаний практически всех цен  на продукцию из древесины повысилась. От ранее распространенной годовой  или полугодовой фиксации цен  рынок практически отошел. Наиболее типична для 2-й половины 80-х годов  поквартальная фиксация цен лесобумажных товаров. По некоторым их них цены объявляются ежемесячно, наконец, на ряде рынков, например, на североамериканском и отчасти на японском, распространена фиксация цен лесоматериалов на каждую дату.

     Сезонные  колебания цен у лесобумажных товаров не очень выражены, что  объясняется относительно высоким  удельным весом в реализованной  цене стоимости древесины на корню, а также несезонным характером потребления  многих видов продукции. Сезонность проявляется прежде всего по товарам более или менее тесно связанным со строительством как со сферой потребления. Сезонные оживления строительства в весенние и ранние осенние месяцы нередко сопровождаются колебаниями цен ряда лесоматериалов.

     В то же время, довольно большое воздействие  на конъюнктуру и цены оказывают  случайные факторы: вывалка леса ветровалами и снеголомами, забастовки, правительственные решения в  области торговли, аномальные погодные условия. Необычно теплая зима, например, может затруднить вывозку леса и, напротив стимулировать спрос на него в строительстве, длительная засуха приводит в ряде стран к приостановке заготовок по причине пожарной опасности и т.д.

     Уровень и динамика цен на мировом рынке  продукции из древесины во многом подчинены факторам циклического развития общей экономики. При этом, в относительно большем числе случаев изменения в ценах лесоматериалов опережают по времени фазовые изменения классического общехозяйственного цикла. Напротив, цены целлюлозно-бумажных товаров чаще изменяются параллельно показателям общеэкономического развития или даже немного отстают от них. Но эта закономерность не имеет обязательного, непреложного характера. Средняя длительность цикла в ценах лесобумажных товаров за последние 20 лет колебалась в пределах 4-7 лет. В последние годы конъюнктура лесных рынков находилась на подъеме, а цены соответствующей продукции росли. В 2010 г. и конъюнктура и цены большинства лесобумажных товаров прошли циклический максимум. В 2011 году наступил период циклического спада.

     Вероятно  наличие на лесных рынках и более  длительных колебаний цен с очень  большой периодичностью, охватывающей несколько классических общехозяйственных циклов и близкой к 20-30 годам. Если принять эту гипотезу во внимание, то рынки товаров из древесины находятся сейчас где-то в середине спокойной фазы длительного цикла - между подъемом цен, который отмечался в 70-е годы и вероятным новым периодом их ускоренной динамики в конце 90-х годов.

     На  уровень и динамику цен лесных товаров заметно влияет также  и государственно-монополистическая практика регулирования рынка. Для большинства рынков лесобумажной продукции характерна олигополистическая структура - наличие нескольких, не всегда оформленных организационно, но активно действующих единым фронтом на разных национальных рынках групп производителей и экспортеров. Импортеры и потребители в большинстве случаев менее тесно связаны между собой, хотя постепенно объективные законы экономического развития приводят и их к необходимости объединяться с целью проведения более унифицированной закупочной и ценовой политики. В основном, правда, это объединение импортеров и потребителей проходит в рамках национальных границ.

     Широко  применяется на лесных рынках практика лидерства в ценах - мощные экспортеры объявляют, а негласные объединения крупных импортеров принимают уровень цен, на который впоследствии равняются относительно независимые мелкие и средние фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В современных условиях рыночной экономики  весьма заметна тенденция к значительному  увеличению роли в ценообразовании  всяческих частных и государственных  природоохранительных организаций  среди стран, которые производят и продают лес кругляк. В данный момент времени во все большем  количестве стран вводятся квоты  на объем вырубки и продажи  леса. Из-за этого продажа леса кругляка, естественно, производится по более  высокой цене. Другой фактор, влияющий на величину цен, тоже связан с защитой  окружающей среды, и это попытки  ввести экологически чистые и безотходные  технологии переработки древесины. А разработка новых технологий в  свою очередь это совокупность весьма дорогостоящих мероприятий, так  как лесоперерабатывающая промышленность достаточно велика в объеме, то, следовательно, внедрение каких-либо новых технологий требует больших капиталовложений, а это, конечно же, скажется на цене леса кругляка. Также большое влияние  оказывает раздел лесов страны на частные и государственные. Так  как в таких странах правительство  может запретить вырубку леса только на той территории, которое  ему принадлежит, контроль над степенью вырубки остальных лесных массивов остается за частными компаниями. При  ощутимом уменьшении площадей вырубки  лесов, принадлежащих государству  и переход к вывозу леса из тех  массивов, которые принадлежат частным  компаниям, весьма вероятно, что будет  чувствоваться значительное влияние  экспортных налогов на стоимость  леса.

     Некоторые виды лесной промышленности обладают заменителями, если их использование  становится слишком трудным или  же невозможным. Здесь можно привести следующий пример: в 1993 году цены на лес были повышены, и в результате стальная промышленность значительно  увеличила свою долю на рынке строительства, так как фирмы начали применять  стальные рамы вместо деревянных при  строительстве домов. 

     Следовательно, динамика рыночных цен гарантирует  их стабильный рост, а также оказывает  серьезное влияние на всю лесную промышленность, стимулируя ее рост и  гарантируя возмещение всех вложенных  затрат, а также предлагая возможности  более расширенного производства. Скорее всего, в ближайшие годы такая  динамика сохранится, ведь спрос на качественное сырье и его широчайший ассортимент сегодня остается стабильно  высоким. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ценообразование в лесной промышленности