Сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Решение советских властей о переходе к рынку сняло губительное противоречие между личным и общественным интересом. Это разлагающее личность и общество противоречие десятилетиями тормозило наше развитие. Сейчас открылась возможность реабилитации и профессии «дельца», «коммерсанта», «бизнесмена», и людей этих профессий, желающих жить достойной жизнью, причем не за чей-то счет, а за счет своих способностей, инициативы, труда.

Файлы: 1 файл

кр предпринимательство.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий.

Крупный бизнес невозможно не учитывать в текущей работе органов власти различных уровней, а также при разработке стратегий и программ будущего развития РФ. В настоящее время существующие федеральные программы социально-экономического развития страны недостаточно ориентированы на учет крупных компаний и бизнес групп.

Бизнес-группы сыграли существенную роль при адаптации к рыночной экономики крупной промышленности. Очевидно, что в рамках централизованной системы крупное предприятие было чисто технологической, производственной единицей, потому что все финансовые, экономические проблемы решались во внешней среде. Предприятия, которые включены в интегрированные бизнес-группы, легче преодолевают трансформационные шоки, поскольку получают новую среду в виде инвестиционного и маркетингового партнера, а также услуги по стратегическому планированию, по отношениям с общественностью, по подбору, обучению и подготовке персонала.

Крупный бизнес способен функционировать не только в экономической системе в качестве одного из ее элементов, но и способен влиять на экономическое пространство вокруг себя. Другими словами, такой бизнес может влиять на экономическую ситуацию в области своей деятельности.

 

 Крупный бизнес, как и любой другой, предполагает следующие основные функции:

1. Учет и ведение финансов;

2. Маркетинг;

3. Материально-техническое обеспечение;

4. Производственная и кадровая функции;

5. Маркетинг.

Но наряду с основными функциями крупный бизнес предполагает и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательству и связи с общественностью. 

 

В России крупный бизнес представлен тремя основными формами: самостоятельное предприятие, компания и интегрированная бизнес-группа. Самостоятельное предприятие является неделимым хозяйственным объектом, в котором существует единая производственная структура. Такое предприятие не обязательно должно быть представлено одним юридическим лицом: их может быть несколько, однако в данном случае это номинальное деление.

Главная особенность крупного бизнеса заключается в том, что для увеличения доходов масштаб деятельности такого вида бизнеса должен постоянно расширяться. Но при таком увеличении масштаба возникают как положительные, так и отрицательные эффекты. Если говорить об экономии и увеличении прибыли – это происходит за счет того, что с увеличением размеров предприятия появляются новые возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. При этом возможно развитие побочных производств, которые основываются на использовании отходов основного производства.

Но чем больше структура – тем труднее ею управлять, взаимодействие между разными подразделениями замедляется, в результате организация или фирма становится менее гибкой в экономическом отношении. Руководство не может осуществлять полноценный контроль за исполнением принятых решений, а в некоторых отдельно взятых подразделений нередко могут возникать свои интересы, которые не только не совпадают, но и могут противоречить политике всего предприятия в целом.

Очевидно, что крупный бизнес оказывает значительное влияние на национальную экономику: он гораздо эффективнее среднего и малого бизнеса. Это приводит к тому, что именно в крупном бизнесе сконцентрированы основные денежные потоки. В России представители крупного бизнеса играют все более весомую роль по нескольким причинам.

Такие компании стремятся к экономии за счет увеличения масштабов производства: это достигается путем сокращения издержек на единицу выпускаемой продукции при увеличении объемов производства. Например, вместо старого затратного оборудования приобретается новое, более эффективное, также происходит перераспределение используемых ресурсов.

Вместе с тем компании-представители крупного бизнеса на определенном этапе выходят на международный рынок, где использование относительно дешевых ресурсов мировой экономики становится их преимуществом. При этом приходя на рынки развивающихся стран, такие компании способны воздействовать на их экономическую систему.

Но есть у крупного бизнеса и слабые стороны, к которым относятся: 

1. Избыточная концентрация экономики;

2. Локализация хозяйственных отношений;

3. Блокирование горизонтальных хозяйственных связей, которые не выходят за пределы определенной компании. 

Место крупного бизнеса в современной российской экономике – краеугольный камень споров экономистов. Несмотря на некоторые отрицательные аспекты такого бизнеса, никто не оспаривает его функцию движущей силы экономики страны. Но противники этой точки зрения все же утверждают, что крупный бизнес – это скорее «трубопровод», который ничего не производит, но является «транспортером» денежных потоков в государственную казну. Такое мнение не лишено оснований, особенно если учесть, что главную роль в развитии экономики России сегодня многие возлагают на малый бизнес.

На практике ни одна из этих точек зрений не может быть правильной. Опыт других развитых стран со стабильной и растущей экономикой показывает, что там на крупном бизнесе держится все. При этом никто не умаляет роли среднего бизнеса, обеспечивающего значительную часть занятости населения, а значит и основным «поставщиком» налогов в казну. Что касается малого бизнеса – его функции не менее важны, и это в первую очередь обеспечения стабильного дохода населения.

Но если брать крупный бизнес именно в России – эта модель верна при двух оговорках. Во-первых, крупный бизнес является в России не только основным налогоплательщиком, но и своеобразным экономическим «донором». Во-вторых, ни в одной другой стране крупный бизнес не играет такую большую роль в процессах внедрения, как в России.

4. Средний бизнес  в России

В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет «рука об руку» с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий. 
Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.

Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой. 
Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.

Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм. 
Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус – представители крупного бизнеса, нижний – малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.

Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:

1. Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности – все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод – если на нем работают 10-40 тысяч работников.

2. Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.

3. Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %. 

5. Малый бизнес в России

Экономика в России сегодня находится  в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его  от  малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его  совмещение в  рамках  одного  малого   предприятия   нескольких   видов   деятельности, невозможность  в  большинстве  случаев  ориентироваться  на  однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной  самостоятельности,  в  то  время как значительная часть зарубежных малых  предприятий  работает  на  условиях субподряда  и  т.п.;  -  общий   низкий   технический   уровень   и   низкая технологическая  оснащенность  в  сочетании  со  значительным  инновационным потенциалом.

      Российские    малые    предприятия    обладают    высокой     степенью приспособляемости   к   сложной   экономической   обстановке,   усугубляемой дезорганизацией  в  системе  государственного   управления   и   нарастающей криминализацией   общества.   В   то   время   как   неразвитость    системы самоорганизации  и  инфраструктуры  поддержки  малых  предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса,  которое  во многом  зависит  от  эффективности  методов   государственного   управления, регулирования и контроля,  является  наличие  и  степень  развитости  рынков факторов  производства,  таких как  рынок  капитал,  рынок   труда,   рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих  рынков и наличие  соответствующей  инфраструктуры,  обеспечивающей  их  эффективную работу, но и возможность доступа на  них  малых  предприятий,  повышения  их роли в формировании спроса,  а  также  полной  и  достоверной  информации  о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Социальная значимость малого бизнеса определяется  массовостью  группы мелких  собственников  -  владельцев  малых   предприятий   и   их   наёмных работников,  общая  численность   которых   является   одной   из   наиболее существенных качественных характеристик любой  страны  с  развитой  рыночной экономикой. Именно эта группа  деятельного  населения  обслуживает  основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг  в  соответствии  с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого  слоя  мелких  собственников  (среднего   класса),   самостоятельно обеспечивающих  собственное  благосостояние  и  достойный   уровень   жизни, являющихся основой  социально-экономических  реформ,  гарантом  политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не  только источником средств к существованию,  но  и  способом  раскрытия  внутреннего потенциала  личности.  Объективно  неизбежная   реструктуризация   экономики вынуждает   все   большее    число    граждан    заняться    самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен  создавать  новые  рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить  снижение  уровня  безработицы  и социальной напряженности  в  стране.  Массовое  развитие  малых  предприятий способствует  изменению  общественной  психологии  и  жизненных   ориентиров основной массы населения, является  единственной  альтернативой  социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса  в  различных  странах  достаточно велико,   поскольку   эта   социальная   группа    давно    стала    основой сформировавшегося  среднего  класса,  наиболее  представительного  по  своей численности   и   являющегося   выразителем    политических    предпочтений значительной   части   населения.   В   условиях   устойчивого    социально-экономического и  политического  развития  общества  мелкие  предприниматели отличаются наибольшей  приверженностью  принципам  демократии,  политической стабильности и экономической свободы. Слой  мелких  собственников  проявляет наибольшую активность, и  даже  агрессивность  при  возникновении  угрозы  в отношении  собственности,  так  как  в  отличие   от   крупных   и   средних собственников для владельцев малых  предприятий  их  собственность  зачастую является  единственным  средством  к  существованию  и  важнейшим   способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические  движения, либо  становится  объектом  борьбы  различных  политических  сил  за  голоса избирателей.

Информация о работе Сущность предпринимательства