Состояние малого предпринимательства в России сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются понятия индивидуального предпринимательства, правовые нормы, правоотношения и акты реализации, относящиеся к юридическому закреплению правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.

Целью и задачей исследования является уяснение понятия и значения индивидуальной предпринимательской деятельности, изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства 6
2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя 12
3. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского хозяйства) 19
4. Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 21
4.1 Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 21
4.2 Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре 29
4.3 Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 31
4.4 Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя 33
5. Состояние малого предпринимательства в России сегодня ……………….44
Заключение 50
Литература 52

Файлы: 1 файл

особенности.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

    Правосубъектность в публично - правовых отношениях обычно увязывается законодателем с  правосубъектностью в частноправовых отношениях. Среди исключений следует упомянуть правовой статус индивидуального предпринимателя по налоговому законодательству.

    Согласно  п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями  признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Из  сказанного видно, что правосубъектность  предпринимателя конституируется  в законе не произвольно, а с учетом сложившихся отношений и целей  законодателя. Поэтому в законодательной  и правоприменительной деятельности следует различать частноправовые и публично - правовые аспекты этого важного качества предпринимателей.

 

  1. Особенности правового статуса  крестьянского (фермерского  хозяйства)

    Существенные  изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства внесены п. 2 статьи 23 ГК. По ГК фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся, тем не менее государственной регистрации подлежит крестьянское хозяйство, а не его глава. Эти нормы содержатся и в Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

    После регистрации фермерского хозяйства  его глава может без доверенности совершать сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями, открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях и т.д. Все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава, должны быть названы в соглашении о создании этого хозяйства. Фермерское хозяйство - совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

    Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

    Статья 7 Вводного закона освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением его в соответствие с нормами части первой ГК. Очевидно, что такие преобразования должны быть произведены до 1 января 2010 г., так как Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который утратил силу, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

    На  такие крестьянские (фермерские) хозяйства  нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных  правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

 

  1. Особенности государственной  физического лица в качестве индивидуального педпринимателя
  1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

    Для участия в хозяйственной деятельности предприниматель должен оформить свой правовой статус, т.е. получить право  на осуществление предпринимательской  деятельности.

    Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Напомним, что зарегистрированы в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом или в установленном им порядке.

    В то время как учредители юридического лица обращаются за государственной  регистрацией для того, чтобы созданная  ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом  гражданского права с момента рождения. Процедура же государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля за экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение государственных, муниципальных и иных органов и организаций содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях и их контрагентах, других лицах.

    Если  гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Если же гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ суд вправе применить к совершенным гражданином сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, за такую деятельность гражданин может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

    Следует отметить, что процедура государственной  регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о  целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

    В соответствии со ст. 22.1 в регистрирующий орган по месту жительства заявителя  представляются:

    - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме N Р21001);

    - копия основного документа физического  лица, регистрируемого в качестве  индивидуального предпринимателя, - для гражданин Российской Федерации;

    - копия документа, установленного  федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для иностранных граждан;

    - копия документа, предусмотренного  федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для лиц без гражданства;

    - копия свидетельства о рождении  физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  или копия иного документа,  подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

    - копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации, - для  иностранных граждан или лиц  без гражданства;

    - подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

    - для несовершеннолетних граждан  - нотариально удостоверенное согласие  родителей, усыновителей или попечителя  на осуществление предпринимательской  деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

    - документ об уплате государственной пошлины.

    Отметим, что подп. "з" п. 1 ст. 22.1 определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в  возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими  полной дееспособностью, а также  несовершеннолетними, признанными  в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации). Вместе с тем статья не предусматривает особенностей комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности, с согласия их законных представителей, хотя Гражданский кодекс не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода: Закон о госрегистрации не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской деятельности; Закон не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности. Поэтому п. 1 ст. 22.1 следовало бы дополнить подпунктом примерно следующего содержания: "...нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации".

    Представление в регистрирующий орган указанных  документов осуществляется в порядке, предусмотренном общими нормами ст. 9 Закона о гос.регистрации.

      Государственная регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя производится в  срок не более пяти рабочих  дней со дня представления  всех необходимых документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

    В соответствии с п. 13 и 14 Правил ведения  Единого государственного реестра  государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо записи о первом представлении в соответствии с Законом о госрегистрации документов об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и используется в качестве номера регистрационного дела этого предпринимателя.

Информация о работе Состояние малого предпринимательства в России сегодня