Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:09, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Введение
Данная контрольная работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Банкротство является одним из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизм определяется законом о банкротстве. В течение нескольких лет своего действия российский Закон о банкротстве 2002 г. был одним из наиболее широко обсуждаемых экономических документов в стране. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее, результаты применения данного закона не слишком впечатляющи, по-прежнему отмечается очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных и ликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий. Изучение банкротства и его отдельных процедур помогает понять сущность данного явления, прежде всего с экономической точки зрения. Исследование правовых основ банкротства позволит уберечь от возможных юридических промахов в будущем, т.к. эти отношения популярны в современном обществе и несомненно важны для российской экономики.
1.1 Понятие критерии, признаки
несостоятельности (
Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Важно понимать, что само по себе банкротство - это не просто установления определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство - это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущество.
Для целей настоящего Федерального
закона используются следующие основные
понятия:
должник - гражданин, в том числе индивидуальный
предприниматель, или юридическое лицо,
оказавшиеся неспособными удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей в течение срока,
установленного настоящим Федеральным
законом;
денежное обязательство - обязанность
должника уплатить кредитору определенную
денежную сумму по гражданско-правовой
сделке и (или) иному предусмотренному
Гражданским кодексом Российской Федерации
основанию;
обязательные платежи - налоги, сборы и
иные обязательные взносы в бюджет соответствующего
уровня и государственные внебюджетные
фонды в порядке и на условиях, которые
определяются законодательством Российской
Федерации;
руководитель должника - единоличный исполнительный
орган юридического лица или руководитель
коллегиального исполнительного органа,
а также иное лицо, осуществляющее в соответствии
с федеральным законом деятельность от
имени юридического лица без доверенности;
кредиторы - лица, имеющие по отношению
к должнику права требования по денежным
обязательствам и иным обязательствам,
об уплате обязательных платежей, о выплате
выходных пособий и об оплате труда лиц,
работающих по трудовому договору;
конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным
обязательствам, за исключением уполномоченных
органов, граждан, перед которыми должник
несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью, морального
вреда, имеет обязательства по выплате
вознаграждения по авторским договорам,
а также учредителей (участников) должника
по обязательствам, вытекающим из такого
участия;
уполномоченные органы - федеральные органы
исполнительной власти, уполномоченные
Правительством Российской Федерации
представлять в деле о банкротстве и в
процедурах банкротства требования об
уплате обязательных платежей и требования
Российской Федерации по денежным обязательствам,
а также органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, уполномоченные
представлять в деле о банкротстве и в
процедурах банкротства требования по
денежным обязательствам соответственно
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований;
досудебная санация - меры по восстановлению
платежеспособности должника, принимаемые
собственником имущества должника - унитарного
предприятия, учредителями (участниками)
должника, кредиторами должника и иными
лицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение - процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях обеспечения сохранности
имущества должника, проведения анализа
финансового состояния должника, составления
реестра требований кредиторов и проведения
первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности;
конкурсное производство - процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному банкротом,
в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов;
мировое соглашение - процедура банкротства,
применяемая на любой стадии рассмотрения
дела о банкротстве в целях прекращения
производства по делу о банкротстве путем
достижения соглашения между должником
и кредиторами;
представитель учредителей (участников)
должника - председатель совета директоров
(наблюдательного совета) или иного аналогичного
коллегиального органа управления должника,
либо лицо, избранное советом директоров
(наблюдательным советом) или иным аналогичным
коллегиальным органом управления должника,
либо лицо, избранное учредителями (участниками)
должника для представления их законных
интересов при проведении процедур банкротства;
представитель собственника имущества
должника - унитарного предприятия - лицо,
уполномоченное собственником имущества
должника - унитарного предприятия на
представление его законных интересов
при проведении процедур банкротства;
представитель комитета кредиторов - лицо,
уполномоченное комитетом кредиторов
участвовать в арбитражном процессе по
делу о банкротстве должника от имени
комитета кредиторов;
представитель собрания кредиторов - лицо,
уполномоченное собранием кредиторов
участвовать в арбитражном процессе по
делу о банкротстве должника от имени
собрания кредиторов;
арбитражный управляющий (временный управляющий,
административный управляющий, внешний
управляющий или конкурсный управляющий)
- гражданин Российской Федерации, утверждаемый
арбитражным судом для проведения процедур
банкротства и осуществления иных установленных
настоящим Федеральным законом полномочий
и являющийся членом одной из саморегулируемых
организаций;
временный управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
наблюдения в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
административный управляющий - арбитражный
управляющий, утвержденный арбитражным
судом для проведения финансового оздоровления
в соответствии с настоящим Федеральным
законом;
внешний управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
внешнего управления и осуществления
иных установленных настоящим Федеральным
законом полномочий;
конкурсный управляющий - арбитражный
управляющий, утвержденный арбитражным
судом для проведения конкурсного производства
и осуществления иных установленных настоящим
Федеральным законом полномочий;
мораторий - приостановление исполнения
должником денежных обязательств и уплаты
обязательных платежей;
представитель работников должника - лицо,
уполномоченное работниками должника
представлять их законные интересы при
проведении процедур банкротства;
саморегулируемая организация арбитражных
управляющих (далее также - саморегулируемая
организация) - некоммерческая организация,
которая основана на членстве, создана
гражданами Российской Федерации, включена
в единый государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
и целями деятельности которой являются
регулирование и обеспечение деятельности
арбитражных управляющих;
регулирующий орган - федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
Понятие несостоятельности определенным образом соотносится с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной .
Относительная неплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например, привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.
Абсолютная
В российском законодательстве
термины "несостоятельность" и "банкротство"
используются как синонимы. В других
странах эти термины могут
иметь различное значение. Обычно
банкротство рассматривается
Беляева О.А указывает, что банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации .Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.
Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным.
Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник -- юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.
Попондопуло В.Ф. отмечает, что гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии трех дополнительных признаков:
1) соответствующие обязанности
не исполнены им в течение
трех месяцев с момента
2) требования кредиторов к гражданину-должнику в совокупности составляют не менее 10 тыс. рублей;
3) сумма долгов гражданина
превышает стоимость
Таким образом, в основе признания банкротом должника-гражданина лежит критерий его неоплатности.
Юридическое лицо - должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии двух специальных признаков:
1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней);
2) требования
кредиторов к юридическому лицу
- должнику в совокупности
Следовательно, в основе признания банкротом должника - юридического лица лежит критерий его неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности.
Признаки банкротства можно разделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу.
К сущностным признакам относятся:
1) неспособность
должника в полном объеме
2) превышения суммы обязательств должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Эти признаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличия внешних (очевидных) признаков банкротства:
1) приостановления
должником платежей в течение
трех месяцев с момента
2) величины требований кредиторов к должнику-гражданину не менее 10 тыс. рублей.
3) величины требований кредиторов к должнику - юридическому лицу не менее 100 тыс. рублей.
Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет.
Для определения наличия признаков банкротства учитываются:
1) размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинения вреда жизни и здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;
2) размер обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности так или иначе соотносится с понятием неплатежеспособности, которая объясняется различными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует необходимое количество средств платежа. Применительно к критериям банкротства можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник -- юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.
1.2 Принципы
правового регулирования
Обратимся к
истории правового регулировани
Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 80-х начале 90-г гг, когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности.
Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" . Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.
Несмотря на свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным.
Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности) принципа неоплатности. Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали "принцип домино", стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российской экономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота.
8 ноября 1998 года был принят Федеральный закон №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" . Он принес кардинальное изменение в подходе к определению критериев несостоятельности юридических лиц. Внес новые процедуры банкротства. "Если предыдущий Закон о банкротстве отвечал интересам в том числе и предприятия-должника, помогая суду объективно оценивать его финансовые и материальные возможности погасить долг, то новый однозначно принял сторону кредитора". Между тем и этот закон был признан не отвечающим требованиям как кредиторов, так и должников.
Процедуры банкротства была значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.
Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.
Федеральный закон
от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" принес новые нормы,
новые правила и порядок
При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.
Таким образом, в новом Законе акценты смещены в пользу должника: "Продолжниковский" характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления - альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей".
Беляева О.А. отмечает, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника ("продолжниковская система"): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов ("прокредиторская система") .
Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника и юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.