Социальные аспекты предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Работа посвящена изменению сущности бизнеса и представлениям о его целях и основных функциях, тому, каким образом формулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, также достижению социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Следовательно, целью исследования является построение социального портрета современного российского предпринимателя.

Файлы: 1 файл

Социальные аспекты предпринимательства.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Второй уровень корпоративной  культуры - ценности, мифы, истории и  легенды, ритуалы и традиции. На обследованных  предприятиях культивируются легенды  о том, как начинался этот бизнес – в частности, в «Алтапрессе» любят историю о том, как эта крупная компания – один из пяти крупнейших издательских домов России – начиналась с одного кабинета, трех светлых голов и одной печатной машинки. И именно честность, независимость и креативность привели к большому успеху и позволили компании развиться.

Во всех обследованных  компаниях постулируется факт того, что материальная и духовная культура корпорации ориентируется на неуклонное повышение качества трудовой жизни  членов корпорации. В ИД «Алтапресс»  каждый работник в курсе того, как  строится система финансового вознаграждения – помимо оклада, сдельной оплаты труда и премий, сотрудник корпорации имеет право на получение материальной помощи в сложных ситуациях, получение ссуды и денежные подарки в случае свадьбы, дня рождения и рождения ребенка. Качество трудовой жизни повышается с помощью обеспечения безопасных условий труда, продвижение по карьерной лестнице (допустим, в «Мария-Ра» каждый продавец знает, что в течение пары лет может дослужиться до товароведа отдельного магазина, потому что компании неустанно расширяет свою сеть), а также участия в принятии решений.

Согласно результатам  наших исследований, работники крупных  частных предприятий, вместо коллективных договоров, предпочитают заключать  с работодателями некий негласный  пакт: при наличии социальных гарантий и приемлемой зарплаты, они не пытаются участвовать в управлении предприятием, создавать объединения. Причем объем социальных гарантий на предприятиях, где нет коллективного договора, согласно исследованиям, более значителен, чем на тех предприятиях, где он имеется.

Формирование корпоративной  культуры, таким образом, мы рассматриваем  как альтернативу коллективно-договорным отношениям: описанные выше феномены служат иллюстрацией того, как на региональном уровне складывается корпоративизм постсоветского типа. Успешность деятельности вновь созданных частных предприятий (завоевание и удержание рынка сбыта) сопровождается или даже базируется на применении традиционной, характерной для предприятий советского типа политики в сфере трудовых отношений. Мы имеем в виду авторитарный стиль управления персоналом в совокупности с использованием коллективистских и патерналистских ориентаций рабочих.

 

Неформальная  и теневая экономика

 

Неформальная экономика  представляет собой совокупность видов  хозяйственной деятельности, не отражённой в статистической и налоговой отчётности.

Под теневой экономикой понимается скрытая от государства  предпринимательская и иная экономическая  деятельность, приносящая более высокую, чем в легальной сфере, прибыль  в результате уклонения от налогов, обмана, подлогов; занятие запрещёнными и потому криминальными видами экономической деятельности.

Проблемы неформальной и теневой экономики в последнее  время обращают на себя всё возрастающее внимание исследователей.

Институционализация неформальной и теневой экономики производства и распределения благ при нарушении официальных правовых норм является одной из серьёзных проблем современной жизни. Выявление тех или иных областей нарушаемых экономических и социальных норм для российского общества сегодня, делает тему актуальной.

Согласно результатам  социологического исследования проведённого в 2004 году было выявлено, что в Тюменском  регионе существуют теневые практики. В основном люди (39%) осуждают такие  практики, которые направлены на прямое получение личной выгоды. 59% населения ожидают нарушение своих прав со стороны других людей, например: частое обсчитывание покупателя со стороны продавца, продажа нелицензированной видео, аудио – продукции, продажа нелицензированного программного обеспечения.

Было выявлено, что  проявление теневых практик напрямую связано с дифференциацией в  доходах населения и с укладом  жизни. Наиболее распространённым типом  поведения является предпринимательская  модель поведения.

Анализируя эмпирические данные, в Тюмени преобладает высокий уровень доверия между населением и представителями формальных экономических институтов (29,4%).

Распространённой частью полуправовой экономики является теневой  обмен подарками, подношениями и  взятками. Основным видом взятки являются наличные деньги. Чаще всего люди делают подарки врачам или другим медицинским работникам.

В ходе исследования изучался вопрос неуплаты налогов, сокрытия доходов. В Тюменском регионе более  половины услуг, оказываемых жителям, предоставляются без формального договора и соответственно без выплаты налогов, так считает 51% опрошенных респондентов. Было выявлено, что реже всего от налогов уклоняются люди в возрасте 50 лет – 5%, а наиболее часто люди в возрасте от 18 до 35 лет (33% - 39%).

Изучалась проблема ухода от налогов в зависимости от профессионального признака. Предприниматели составили 15,19%, представители власти 20,04% и все остальные 64,77%. Основными причинами способствующими уклонению от налогов являются то, что большинство предпринимателей незаконопослушны и нечестны, налоги для них в нашей стране очень велики.

Результаты исследования показали, что социальной базой теневой  активности являются средний и высший слои.

На основе выше сказанного можно сделать вывод: наличие  теневых процессов в обществе замедляет рост экономики, а также нормализацию жизни населения.

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ показал, что предпринимательство фактически делает более выраженными процессы индивидуализации и интеграции, а  значит, и более "рельефной" саму личность, чем обеспечивает возможность ее активного влияния на общественное развитие. Оно способствует ускорению процесса социализации, приведения ее в соответствие с темпами общественных перемен и тем самым само стабилизирует процессы общественных преобразований, обеспечивает возможности наилучшей реализации социального потенциала самого человека. Предпринимательство направляет общественное развитие в сторону социального прогресса и соответствующим образом способствует корректировке такой же направленности процесса социализации. И наконец, предпринимательство непосредственно участвует в процессе воспроизводства социальной жизни.

 

 

Список литературы

 

  1. Российский статистический ежегодник 2006: Статистический сборник./ Росстат. – М., 2006.
  2. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2007. - № 11-12.
  3. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура./ С.Ю. Барсукова // Экономическая социология – 2008.
  4. Барсукова С. От «Второй» экономики СССР к неформальной экономике современной России.//Свободная мысль XXI – 2007. - №1 – с. 28-39.
  5. Барсукова С.Ю. Структура и институты неформальной экономики / С.Ю. Барсукова // Социологический журнал – 2005 - №3.
  6. Барсукова, С. Неформальная экономика: уточнение понятия и специфика сегментов / С. Барсукова // Общество и экономика. - 2006 - № 1 – с. 142-155.
  7. Градов А.П., Иванова Е.А., Гутман С.С. Экономические порядки и институциональная среда национальной экономики.// Экономическая наука современной России – 2008. - №1.
  8. Давыденко – Тюмень: Тюменский государственный университет. Кафедра экономической социологии. Изд -во «Вектор –Бук» - 2005.
  9. 12. Колесникова Л. А. Неформальный сектор: издержки "переходности" или отражение социального самосознания? / Л.А. Колесникова // Общественные науки и современность. - 2006 - № 5.
  10. Макроэкономика: Теория и российская практика: учебник/ кол. Авт.; под ред. А.Г. Грязновой, А .Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ – 6-е изд., испр. доп. – М.: КНОРУС. – 2006.
  11. Попов А. Плановые и рыночные методы: условия сочетания.// Экономист – 2005. - №10.
  12. Радаев В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев - Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  13. Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социс. – 2008. - №9.
  14. Ковалев В.Н. Корпоративная культура как фактор развития социальной сферы российского общества //Социальная политика и социология. – 2008. - № 1.
  15. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы //Социс. – 2008. - №4.
  16. Барсукова С.Ю. Неформальный сектор: понятие, традиции изучения // Вопросы статистики. – 2007. - №1.
  17. Буфетова Л.П. Теневая экономика и коррупция // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2008. - №3.

Информация о работе Социальные аспекты предпринимательства