Самоорганизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 05:15, реферат

Краткое описание

В настоящее время концепция самоорганизации получает все большее распространение не только в естествознании, но и в социально-гуманитарном познании. Поскольку большинство наук изучают процессы эволюции систем, постольку они вынуждены анализировать и механизмы их самоорганизации. Вот почему концепция самоорганизации становится теперь парадигмой исследования обширного класса систем и совершающихся в них процессов и явлений. Обычно под парадигмой в науке подразумевают фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования. Примерами таких теорий могут служить классическая механика Ньютона или эволюционное учение Дарвина. Сейчас значение понятия парадигмы еще больше расширилось, поскольку оно применяется не только к отдельным наукам, но и к междисциплинарным направлениям исследований. Типичными примерами таких междисциплинарных парадигм являются возникшая полвека назад кибернетика и появившаяся четверть века спустя синергетика. По ходу изложения в некоторых главах мы уже освещали некоторые понятия и принципы синергетики, чтобы получить более общее и глубокое представление о конкретных механизмах самоорганизации. В этой главе рассмотрим их подробнее в историческом и теоретическом плане.

Оглавление

Введение 3
1. Формирование идей самоорганизации 4
2. Самоорганизация как основа эволюции 8
3. Самоорганизация в диссипативных структурах 9
4. Самоорганизация - источник и основа эволюции систем 12
5. Эволюция и теория систем 15
6. Самоорганизация в различных видах эволюции 17
7. Эволюция в социальных и гуманитарных системах 18
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

КСЕ (ФиК 1 семестр 9 вариант, вопрос 29).docx

— 46.88 Кб (Скачать)

Если рассматривать социально-культурную эволюцию как продолжение генетической эволюции другими средствами, то нетрудно будет понять, что при этом процессы самоорганизации значительно усложнятся, а сама эволюция таких систем приобретет качественно отличный характер.

Формирование человеческого  рода, его выделение из животного  царства и прежде всего от ближайшего отряда приматов по современным представлениям начались примерно свыше 10 миллионов лет назад. Раньше считалось, что ближайшими предками человека были австралопитеки, жившие примерно 3 миллиона лет назад, но теперь установлено, что они имели общим предком обезьяноподобное существо, названное рамапитеком, которое появилось приблизительно 12-14 миллионов лет назад. Рамапитеки первоначально жили в лесах, но потом в силу геологических изменений вынуждены были покинуть их и начать обживать степи. Поскольку передвигаться по равнине было гораздо удобнее без передних конечностей, то постепенно рамапитеки приобрели способность к прямохождению. Раньше эту способность приписывали человеку, жившему около 1,5 миллиона лет назад.

Если исходить из трудовой теории антропогенеза, то следует отметить, что первые каменные орудия появились  около 2,6 миллиона лет назад. Они  были найдены вблизи тех же мест, где были обнаружены австралопитеки.

Новые правила поведения  формировались постепенно, по мере того, как люди убеждались в том, что соблюдение таких правил оказалось  выгодным для тех сообществ, которые  благодаря этому получали определенное преимущество перед другими: они  помогали им выжить. Постепенно, но неуклонно  цивилизованные нормы поведения  и правила практической деятельности проникают в более обширные сообщества людей. Именно такие нормы, правила  и соглашения и сформировали тот  расширенный порядок в обществе, который делает возможным само его  существование.

Каким образом возник такой  порядок? Какие факторы способствовали его формированию и тем самым  содействовали эволюции общества?

Социальная эволюция, как  и эволюция природная, возникает  в результате взаимодействия с окружающей средой. В последней периодически появляются случайные изменения, к которым живые организмы или сообщества людей должны адаптироваться. В природе такая адаптация происходит путем естественного отбора, в результате которого побеждают в борьбе за существование и оставляют потомство наиболее пригодные к условиям нового существования группы растений и животных. Таким образом, эволюция здесь происходит путем генетической передачи наследственной информации от родителей к потомкам.

В социально-экономической  и культурной эволюции непосредственный опыт, приобретенный людьми в процессе приспособления к изменениям окружающей среды, по наследству потомкам не передается. В этом отношении эволюция социальных систем принципиально отличается от эволюции природных систем. Тем не менее, у общества существуют свои методы и средства передачи приобретенного и накопленного опыта, причем не только индивидуального, но и социального характера.

Сюда относятся все  способы передачи опыта, начиная  от простейших навыков и правил поведения  и кончая сложнейшими приемами профессиональной деятельности, накопленными знаниями и общечеловеческими нормами  поведения. Традиции отличаются от рефлексов, инстинктов и других чисто биологических  свойств тем, что не наследуются  генетически. В этом смысле лауреат  Нобелевской премии Ф. Хайек (1899-1992) совершенно правильно помещает их между инстинктами и разумом, хотя их связь с разумом и сознанием носит более сложный и опосредованный характер. Действительно, социальная и культурная эволюция связана не столько с передачей индивидуального опыта, навыков, знаний и правил поведения, сколько с усвоением богатейшего опыта, знаний и традиций в целом всех предшествующих поколений людей в той мере, в какой они зафиксированы и объективизированы в результатах практической и интеллектуальной деятельности. Именно благодаря этому социальная эволюция совершается несравненно более быстрыми темпами, чем эволюция биологическая.

 

Заключение

В заключении возникает вопрос: существует ли какая-либо связь между  генетической и социальной эволюцией, если последняя исключает передачу приобретенного опыта по наследству?

На этот вопрос можно ответить утвердительно. Дело в том, что человек  как существо биологическое унаследовал  такое важнейшее свойство, как  способность к обучению путем  подражания. Эта способность присуща  и животным, но в значительно меньшей  степени. Многие ученые поэтому предполагают, что именно обучение путем подражания в сочетании с трудовой деятельностью вывело человечество на широкую дорогу социально-культурной эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Гусейханов М.К, О. Р. Раджабов  О. Р.  Концепции современного естествознания- М.,2007

2. Михайлова Л.А. Концепции  современного естествознания –  М, 2008

3. Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -- М., 2006.

4. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества//Вопросы философии, 2005, № 3.

5. Хакен Г. Синергетика.-- М., 2004.

6. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. - М, 2002.

7. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. -- М., 2007.

 


Информация о работе Самоорганизация