Рыночная экономическая система как основа предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 03:32, лекция

Краткое описание

Вопрос 5. Принципы рыночной экономической системы

В настоящее время к принципам рыночной экономической системы относятся следующие пять:
1. Свобода предпринимательской деятельности. Речь идет об экономической самостоятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности. Экономическая свобода позволяет любому экономическому субъекту:
• реализовать свои способности, "желания";

Файлы: 1 файл

0621146_10081_lekcii_po_predprinimatelstvu.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Столыпинская реформа усилила шедший со времени реформы 1861 г. процесс развития капиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве. В деревне шел процесс дифференциации с выделением и усилением зажиточных крестьянских хозяйств (которые увеличивали свое производство скупкой и арендой земли, развивали производство более высокорентабельных технических культур, усиливали применение машин, удобрений, повышали доходность и товарность хозяйства). Расцвет индивидуально-семейного аграрного сектора экономики приходится на 1914 г.: 20 млн. крестьянских хозяйств поставляли около 78 процентов товарного хлеба.

Таким   образом,   исследование   истории  русского  российского предпринимательства позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально- экономических трансформаций, оценить их влияние на общество. В течение   нескольких   столетий      российская   монархия   поощряла предпринимательство в промышленности, ремеслах и торговле, преследуя такие цели как стимулирование развития национальной экономики и укрепление позиций России на внешних рынках. Особенно ярко проявлялось эта сторона деятельности государства в XVIII в.

Реформы Петра I стали новой исторической вехой в развитии предпринимательства: его указы 1711 и 1721 гг., учреждение Берг-привилегий и регламента Мануфактур-коллегии (1723 г.) поощряли деятельность частных лиц и способствовали формированию предпринимательского капитала. (Мануфактур-коллегия управляла промышленностью, а позже - и экономической политикой и финансированием. Берг-коллегия занималась горнодобычей и монетным делом).

Реформы 1860-х годов, давшие импульс развитию капиталистических отношений, создали ряд предпосылок для подъема предпринимательства. Напряду с законотворческой деятельностью в пореформенный период государство создавало позитивные условия для учредительства самих предприятий - «дел». Преобладание акционерного и паевого видов предпринимательства в производстве промышленной продукции не противоречило главенствующей позиции в отдельных отраслях единоличных владельцев предприятий. Особый интерес представляет создание соответствующего слоя самостоятельных субъектов хозяйствования, который обусловливает динамизм и эффективность развития хозяйства.

Важной стороной предпринимательской деятельности явился охват деловой активностью как сферы обращения (банки, биржи, оптовая и розничная торговля), так и сферы производства ведущих отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Наличие в России крупных предпринимательских структур было обусловлено высоким уровнем концентрации производства и капитала. Так, в 90-х годах XIX века в руках восьми крупных сахарозаводчиков было сосредоточено 54 сахарных завода - 30,3% всех заводов - 38% общего объемапроизводства сахара в стране. Несколько крупнейших нефтяных фирм добывали 44,1%  всей добычи нефти.

После проведения реформ 60-х – 70-х годов XIX в. возросла роль государственного предпринимательства в экономике и ускорении  капиталистического развития, что объяснялось неразвитостью внутреннего накопления капитала и слабостью частнокапиталистической промышленности, необходимостью для государства  брать на себя некоторые такие хозяйственные  функции и задачи, которые в развитых капиталистических странах брал на себя частный капитал. Российское государство выступало как крупнейший в стране собственник. К концу XIX в. ему принадлежало 1/3 всех земель страны, 2/3 лесов, 2/3 железных дорог, 7/8 телеграфа, множество промышленных предприятий.

В начале XX в. государственное предпринимательство было представлено:

-        в промышленности – военными, горными, спиртоводочными  и лесопильными  заводами;

-        - в инфраструктурных отраслях  - железными дорогами, речными судами, предприятиями связи;

-        в лесном хозяйстве – лесничествами, производившими заготовку и продажу  леса;

-        в сфере обслуживания сельского  хозяйства -  казенными конезаводами, элеваторами и зернохранилищами, агрономическими участками, прокатными и зерноочистительными  пунктами, опытными станциями и т.п.

-        в полиграфии – типографиями  и коммерческими изданиями;

-        в торговле – винными  складами  и магазинами,  торговыми  предприятиями  в неосвоенных  районах (на Крайнем  Севере) и при  казенных заводах;

- в банковском  деле – Госбанком, его конторами, отделениями и т.д.;

- казенными  курортами  -  шесть курортов  на минеральных водах.

  Таким  образом, подъем экономики и ее  модернизация в России с середины XIXв. и до 1917г.  совершались под воздействием  прямого государственного вмешательства.

Октябрьская революция положила начало новому этапу в  социально – экономической жизни страны. В промышленной и финансовой сфере в первые годы советской власти шло быстрое вытеснение частного капитала,  крупных предпринимателей. Но в сельском хозяйстве, наоборот, были открыты перспективы для развития мелкого  крестьянского предпринимательства. Однако различные  директивные  органы (во главе с Советом Труда и обороны) стремились руководить производством продукции, распределением материальных ресурсов, продовольствия, транспорта и  рабочей силы (1918-1921 гг). В 1920 г. по сравнению с 1917 г. добыча  угля снизилась в 3 раза, выплавка стали – в 16 раз, производство сахара – в 10 раз. Продовольственный паек заводского   рабочего составлял  225 г. хлеба в день.

Переход к новой экономической политике внес существенные изменения в социально – экономические условия.  Были сделаны некоторые послабления частному капиталу, введен продналог вместо продразверстки, разрешена торговля и кустарные промыслы;  мелкая промышленность и торговые предприятия  были денационализированы. Крупные предприятия (тресты и синдикаты) были переведены на хозрасчет.  Главным показателем стала прибыльность производства. Были использованы различные  формы участия государства  в хозяйственном обороте: концессии, аренда, кооперативные объединения, государственные акционерные общества и т.п.

Активизировались процессы добровольного объединения  в кооперативы. К 1929 г.  в разные виды кооперативов входило свыше  28 млн. пайщиков.  Возродилась кооперативная обрабатывающая промышленность: маслодельные, сахарные,  консервные предприятия. Создавались кредитные общества.

В 1923 г.  были установлены государственные цены на предметы потребления.

К концу 20-х годов власти полностью отказались от  рыночных отношений и перешли  к тотальным  административно – командным  методам  воздействия на экономику. С 1927- 28 годов начинается наступление на предпринимателей, прежде всего в деревне (раскулачивание).

Наряду с разгромом  производства в деревне  уничтожалась кустарная промышленность и частная торговля. К 1933 г. частное предпринимательство в деревне было ликвидировано. Был взят курс на развитие крупных форм   производства в сельском  хозяйстве и в промышленности, на фондовое распределение ресурсов.

В годы Великой Отечественной войны был ослаблен контроль за частником. Сразу оживились колхозный рынок и мелкое кустарное производство. После войны был взят курс на свертывание товарного  производства.     (У сельских жителей были отняты «незаконно» вовлеченные в индивидуальный хозяйственный оборот в годы войны земли и возвращены колхозам).

К 1949 г. положение колхозников значительно ухудшилось, что еще более снизило производительность труда в сельском хозяйстве и ухудшило положение в потребительском секторе экономики.

В первые годы советской власти зажим рыночной инициативы вызывал сопротивление, явное и скрытое.  Но постепенно предприниматели начали приспосабливаться  к новым условиям. Так возникла и укрепилась структура, параллельная официальной экономике, которая  использовала ее слабости, заполняла наиболее прибыльные «ниши» в хозяйственном обороте  - «теневая экономика», т.е.  экономическая деятельность, не учитываемая   официальной статистикой и не  попадающая под налогообложение.

Однако теневое предпринимательство не могло обходиться без содействия государственных органов. Постепенно теневое предпринимательство начало сращиваться со структурами власти.

В 70-80-е годы теневая экономика получила наибольшее развитие. Целые отрасли народного хозяйства - заготовка и переработка хлопка,  местная и легкая  промышленность, бытовое обслуживание населения, государственная торговля и общепит -  были в значительной степени вовлечены в теневую экономику. 

В начале 80-х гг. в финансовых органах было зарегистрировано 65 тыс. граждан, занимавшихся кустарно – ремесленными промыслами.  Наиболее  распространенными  видами кустарно – ремесленной деятельности были: пошив и ремонт одежды, вязание, изготовление головных уборов,  плотницкие и столярные работы,  фотоуслуги,  машинопись, транспортные услуги. Этими  видами работ занималось 70% индивидуалов.     Было зарегистрировано также 3,5 тыс. человек, занимавшихся частной практикой – врачебной,  зубопротезной, адвокатской, репетиторством,  руководством кружками.  Еще 152 тыс. человек были зарегистрированы, как лица, сдающие внаем жилье.

В этот период  предпринимательство играло важную роль, компенсируя недостаток  социалистической экономики, помогало осуществлению объективных экономических законов, снимало кризисные явления и социальную напряженность в обществе.  

В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г . – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого времени, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

Вопрос 6. Среда предпринимательства. Основные условия ее образования

 

 

Под предпринимательской средой понимается совокупность отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности учреждениями, обслуживающими бизнес, и материальных предпосылок для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Предпринимательская среда – это общественно-экономическая ситуация, которая включает:

1.           степень экономической свободы,

2.           наличие или возможность появления  класса предпринимателей,

3.          преобладание рыночного типа хозяйственных связей,

4.           возможность формирования предпринимательского  капитала,

5.           возможность использования необходимых  ресурсов.

 

Контрагенты предпринимательства: продавец/покупатель, работодатель/наемный работник, кредитор/заемщик не пребывают в условиях изоляции. Они функционируют в определенной среде, которая определяет их позиции. Сформируем основные условия образования предпринимательской среды:

1)        Наличие прав собственности на  средства производства, предпринимательские продукт и доход

2)        Наличие определенной совокупности  свобод и прав – выбор вида  хозяйственной деятельности, планирование  источников финансирования, доступ  к ресурсам и т.д., т.е. экономическая  самостоятельность

3)       Рыночно-конкурентный режим хозяйствования

4)        Наличие благоприятного психологического  климата среди населения

5)        Правовая защищенность предпринимателя

6)        Государственная поддержка предпринимательства  в области финансирования и  материально-технического обеспечения.

Среда предпринимательства состоит из следующих элементов:

1)                      экономическая обстановка

2)                      правовая среда

3)                      социально-культурная среда

4)                      технологическая среда

5)                      физическая или географическая  среда

6)                      институциональная организационно-техническая  среда.

 

Экономическая обстановка обусловливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели. Она также определяет виды приобретаемых ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить.

Равным образом, экономическая обстановка определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения. Экономическая обстановка также определяет наличие и доступность денежных ресурсов, а отсюда – доходы на инвестированный капитал. На саму экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация.

Правовая среда. Предпринимательская деятельность, ее участники действуют в рамках соответствующей правовой среды.

Социально-культурная среда. Нравственные и религиозные норму, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя, и посредством этого на его спрос на товары. Социально-культурная обстановка может также влиять на отношения отдельного лица к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине заработной платы и условия труда, предлагаемые предпринимателем.

Технологическая среда. Она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство, например, в области автоматизации обработки данных, информационных технологий.

Физическая или географическая среда. Она характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение фирм, и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределении продукции и применению рабочей силы.

И, наконец, институциональная организационно-техническая среда.

Она характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти институты включают в себя:

- банки (оказание  финансовых услуг);

- оптовых  и розничных продавцов (предоставление услуг по распределению товаров);

- специализированные  фирмы и учреждения (предоставление  профессиональных услуг, таких, как  юридические, бухгалтерские, аудиторские  и т.д.);

- учебные  заведения (обучение рабочих и  служащих);

- агентства  по изучению рынка (предоставление  информации о рынке);

- рекламные  агентства (рекламная деятельность);

Информация о работе Рыночная экономическая система как основа предпринимательства