Расчет точки безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………
2 Расчет точки безубыточности ………………………………………………….
3 Заключение ………………………………………………………………………
4 Список литературы ……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КР орган пред деят.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Содержание:

1 Введение …………………………………………………………………………

2 Расчет точки безубыточности  ………………………………………………….

3 Заключение ………………………………………………………………………

4 Список литературы ……………………………………………………………..

 

Введение

Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки  безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В данной работе рассмотрен пример расчета  точки  безубыточности по данным предприятия  ООО «Крокус-Стройкомплект». Организация занимается оптовой торговлей сантехники, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид комплекта сантехники.

Для упрощения  расчетов все расходы и продажные  цены приведены без НДС, так как  этот налог рассчитывается самостоятельно и не влияет на прибыль. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с фонда оплаты труда и объема реализации принимаются приблизительно.

 

Расчет точки  безубыточности

 

К переменным издержкам  отнесены услуги банка по конвертации  валюты и проценты по краткосрочным кредитам, поскольку они зависят от объема импортируемых товаров. Все остальные расходы считаем постоянными для определенного приемлемого диапазона товарооборота (масштабной базы).

Расходы предприятия руб.

Постоянные  расходы (в месяц):

 

Переменные расходы (за штуку):

 

Аренда офиса

8000

Закупочная  цена

600

Заработная  плата персонала Налоги на ФОТ (40%)

4000

1600

Услуги банка  по конвертации валюты (0,5%)

3

Складские расходы

3500

Проценты за кредит (2,0%)

12

Абонентная  плата за телефон

 

Амортизация основных средств  и нематериальных активов

1000

 

800

Налоги с  товарооборота, включаемые

 в издержки  обращения (2,5%)

15

Реклама

800

   

Услуги банка

300

   

Хозяйственные расходы

1000

   

Итого

21 000

Итого

630


 

    • Постоянные расходы — расходы, которые произдводство несет постоянно, каждый период (год, квартал, месяц), т. е. общепроизводственные и общехозяйственные расходы на организацию и подготовку производства. Не меняются при несущественных колебаниях объема производства, и их доля в расходах на каждую единицу продукции меняется при изменении числа этих единиц.
    • Переменные   расходы  –  это  расходы, которые напрямую зависят от объема продаж в натуральном выражении и увеличиваются пропорционально увеличению этого объема, постоянные расходы, напротив, - не зависят от объема реализации. Однако надо понимать, что это верно только в определенном пределе объема продаж товара в натуральном выражении, где пределом является максимальный объем, который возможен без наращивания (увеличения) постоянных расходов.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

1) математический  метод (метод уравнения);

2) метод маржинального  дохода (валовой прибыли);

3) графический  метод.

 

Цена реализации одного комплекта сантехники — 700 руб., текущий объем реализации — 350 комплектов.

Приемлемый  диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством  комплектов сантехники, которое перевозит  машина (192 шт.), а с другой — площадью арендуемых складских помещений, где  можно единовременно разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы, амортизация основных средств, услуги банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.

Определим для  этих данных объем продаж, при котором  организация будет работать безубыточно.

Математический  метод (метод уравнения).

Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы  – Постоянные расходы = Прибыль

или

Цена единицы продукции ×  Х – Переменные расходы на единицу  продукции × Х – Постоянные расходы = Прибыль,

где Х – объем  реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой  части уравнения за скобку выносится  объем реализации (X), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

Х × (Цена единицы  продукции – Переменные расходы  на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках  образуется маржинальный доход на единицу  продукции. (Следует помнить, что  маржинальный доход — это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

Х=постоянные совокупные расходы / морженальный доход на единицу продукции

 Решение:

Постоянные расходы составляют 21 000 руб., переменные расходы на единицу продукции — 630 руб. Цена реализации одного комплекта — 700 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение:

700 Х – 630 Х  – 21 000 = 0.

Отсюда точка  безубыточности:

Х = 21 000 : (700 - 630) = 300 (комплектов) или в денежном измерении:

700 × 300 = 210 000 (руб.).

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального  дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула расчета имеет вид:

Совокупный маржинальный доход  – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется  следующим образом:

Маржинальный доход на единицу  продукции × Объем реализации (шт.) = Совокупные постоянные расходы

Или

Точка безубыточности= Совокупные постоянные расходы / морженальный доход на единицу продцкции

 

Решение:

Организация в  результате реализации одного комплекта  сантехники имеет маржинальный доход  в размере:

700 – 630 = 70 (руб.).

Постоянные  издержки составляют 21 000 руб., следовательно, точка безубыточности равна:

21 000 : 70 = 300 (комплектов).

 

В данном примере  маржинальный доход на один комплект составляет 70 руб., выручка от продаж — 700 руб. за штуку, следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки — 10%. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.

Таким образом, запланировав выручку от продажи: продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции (товаров) должна составить 245 000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24500руб.

Для определения  операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой суммы рассчитанные совокупные постоянные издержки:

24 500 – 21 000 = 3500 руб., т.е. в запланированном совокупном доходе

(245 000 руб.) прибыль  будет составлять 3500 руб.

Необходимо  учитывать, что выполненные выше расчеты и проиллюстрированные  зависимости справедливы лишь для  определенной масштабной базы. В данном случае это интервал в товарообороте  от 192 до 400 комплектов. Вне этого  диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.

Графический метод.

Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.

График состоит  из двух прямых — прямой, описывающей  поведение совокупных затрат (Y1). и  прямой, отражающей поведение выручки  от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y2), в зависимости от изменения объемов реализации.

На оси абсцисс  откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат — затраты  и доходы в денежной оценке. Точка  пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

В приведенном  примере поведение совокупных затрат выражается:

Y1= 21 000 + 630Х,

где X— объем  реализации, шт.

Зависимость выручки  от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может  быть представлена в виде:

Y2=700Х

 

График безубыточности

 

Прямые затрат и выручки Y1 и Y2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.

Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в  рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.

Интервал в  объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На графике видно, что в этом интервале прямая затрат Y1 находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y2, а это означает, что предприятие работает прибыльно.

Выбрав в  рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт., восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми Y1 и Y2, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ — размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ — прибыль в точке А.

Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой:

На графике  эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно  прямой Y1.

Пересечение перпендикуляра с прямой Y3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.

На графике  маржинальному доходу в точке  А будет соответствовать отрезок  ВД, который, в свою очередь, состоит из двух отрезков — отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов. Рассчитаем размер маржинального дохода и прибыли в точке А:

Y1 = 21 000 + 630 * 350 = 241 500 руб.;

Y2 = 700 × 350 = 245 000 руб.

Определим прибыль  как разницу между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных расходов:

245 000 - 241 500 = 3500 руб.

Для расчета  маржинального дохода увеличим полученный результат на сумму постоянных издержек:   3500+ 21 000 = 24 500 руб.

 

 

 

Заключение

 

Проблема определения  точки безубыточности в современных  условиях приобретает особое значение. Это важно для предприятий  при формировании обоснованных цен  на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, есть возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

           Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

• переменные расходы  и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;

• производительность труда не меняется внутри масштабной базы;

• удельные переменные затраты и цены остаются неизменными  в течение всего планового  периода;

• структура  продукции не меняется в течение  планируемого периода;

• поведение  постоянных и переменных расходов может  быть измерено точно;

• на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или  они несущественны), т. е. объем продаж соответствует объему производства.

Информация о работе Расчет точки безубыточности