Промышленный шпионаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Наступил XXI век, век совершенствования информационных технологий, приносящих человечеству все новый и новый уровень развития и прогресса. Решающим фактором развития и становления новых рыночных отношений является возможность обладания достоверной, актуальной и своевременно полученной информацией.

Файлы: 1 файл

Промышленный шпионаж готово.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

    Наступил XXI век, век совершенствования информационных технологий, приносящих человечеству все новый и новый уровень развития и прогресса. Решающим фактором развития и становления новых рыночных отношений является возможность обладания достоверной, актуальной и своевременно полученной информацией.

    В России, с учетом существования сложной  социально-экономической и правовой обстановки, проблема создания национальных информационных ресурсов и технологий оказалась весьма трудной, особенно в вопросах обеспечения их безопасности в таких областях, как:

    экономическая, связанная с несовершенством защиты в сфере предпринимательской деятельности от различных объективно возникающих рисков и отсутствием должной законодательной базы для охраны интеллектуальной собственности;

    физическая, постоянно попадающая под противоправные действия со стороны криминальных и иных структур, качество организации охраны объектов и физических лиц не отвечает жизненным интересам производства и предпринимательства;

    информационная, зависящая от постоянного возрастания информационных угроз, которые приводят к различным видам рисков в социально-политической и экономической сфере деятельности человека.

    Причины возникновения вышеперечисленных рисков и угроз разнообразны. Во-первых, необоснованные, а порой и противоправные, корпоративные информационные отношения между группами субъектов экономической деятельности.

    Во-вторых, отсутствие должного правового обеспечения в реализации механизмов по безусловному выполнению существующих законодательных актов в сфере информационной безопасности.

    В-третьих, неурегулированность информационного рынка, проявление на нем открытых элементов промышленного шпионажа и ведение на их основе информационных войн.

    Хрестоматийным  примером шпионажа в древнем мире можно считать историю китайской принцессы, которая в IV веке до нашей эры преподнесла своему мужу, владетелю Малой Бухары, бесценный свадебный подарок – личинки шелковичного червя. В те времена Китай был монопольным производителем шелка, и секреты его изготовления хранились в строгой тайне на протяжении 20 веков. По закону тот, кто пытался вывезти тутовых шелкопрядов, карался смертью. И, тем не менее, принцессе удалось обмануть блюстителей правопорядка и вывезти из страны личинки, спрятав их в своей прическе. А в IV веке нашей эры китайский шелковый секрет попал и в Византию: за хорошее вознаграждение странствующие монахи доставили из Китая императору Юстиниану личинки шелкопряда, которые спрятали в своих полых посохах. Секрет изготовления шелка был раскрыт, в результате чего Китай потерял монополию и огромные доходы.

    Считают, что банкирский дом Ротшильдов (с  отделениями во Франкфурте, Лондоне, Париже, Вене и Неаполе) разработал одну из величайших систем экономической  разведки своего времени. Классической стала афера Натана Ротшильда, владевшего банком в Лондоне. После битвы при Ватерлоо, благодаря своим информаторам он первым узнал о поражении Наполеона и демонстративно приступил к массовой продаже британских акций. Биржевики сразу же последовали его примеру, так как, зная об осведомленности Ротшильда, решили, что англичане проиграли французам. Когда ценные бумаги упали до предельно низкого уровня, Ротшильд тайно скупил их все до одной, получив 20-кратный доход. Подобные дела настолько обогатили клан, что позволили ему контролировать всю экономику Великобритании. А со временем и превратить Лондон в финансовую столицу мира.

    Современный промышленный шпионаж - это, прежде всего, информационный шпионаж в сфере производства и в человеческой жизнедеятельности, направленный на решение основной цели - получение финансовой, политической и иной прибыли (превосходство одной производственной технологии над другой, одного оборонного потенциала над другим, одной личности над другой, одной партии над другой и т.д.).

    Промышленный  шпионаж применительно к бизнесу - это разновидность экономического шпионажа, когда задача по получению интересующей информации сужается от масштабов государства до одной или нескольких фирм-конкурентов. Промышленный, или бизнес-шпионаж, обычно преследует две цели:

    - проверить благонадежность делового  партнера;

    - вытеснить или уничтожить конкурента.

    Разграничим основные понятия в этой области:

    - под «промышленным шпионажем» мы будем понимать незаконное (тайное или силовое) изъятие информации, которую руководство конкурирующих компаний хотело бы скрыть от посторонних. Это может быть: кража или незаконное копирование документов; установка подслушивающей или сканирующей аппаратуры; подкуп или шантаж сотрудников конкурирующих компаний с целью получения доступа к закрытой информации; злоупотребление доверием и беспечностью сотрудников компании с целью получения от них закрытой информации; злоупотребление беспечностью или халатностью сотрудников конкурирующей компании с целью получения доступа к закрытой информации;

    - под «конкурентной разведкой» мы будем понимать получение легальными: аналитическими и/или исследовательскими методами из открытых источников информации о рынке, конкурентах, технологиях и разработках, которая необходима руководству компании для принятия правильных стратегических решений;

    - под «бенч-маркетингом» мы понимаем изучение опыта, стратегии, решений, деловой практики лучших компаний отрасли с целью использования этого опыта, в адаптированном виде, для улучшения качества работы собственной компании. Появление новых информационных технологий и относительная дешевизна доступа к ресурсам позволяют аналитикам готовить материалы, помогающие в принятии стратегических решений. Что касается российской практики, то предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному шпионажу прибегают чаще потому, что не обучены методам деловой разведки, а порой и вообще не знают об их существовании.

    Бенчмаркинг проводится на двух уровнях.

    1. Стратегический бенчмаркинг –  это обеспечение соответствия  стратегии компании ключевым факторам успеха в отрасли и стратегиям поведения конкурентов.

    2. Операционный бенчмаркинг – процесс  более детальный. Он направлен  на то, чтобы различные функциональные  области деятельности фирмы (себестоимость  производства, эффективность продаж, исследования и разработки и т. п.) были достаточны для превосходства над конкурентами и построения конкурентного преимущества.

    - под «этикой цивилизованного бизнеса» мы понимаем такой способ ведения бизнеса, такую практику хозяйственной деятельности в соответствии с которой не только не нарушаются  законы стран(ы) пребывания, Кодексы и добровольно принятые участниками рынка Стандарты, но и соблюдаются не писанные нормы и правила поведения компаний, направленные на удовлетворение законных интересов самих компаний, других участников рынка (конкурентов, поставщиков, посредников, сервисных компаний) потребителей и общественности.

    Ситуацию  в российских компаниях можно  оценить по результатам исследования, проведенного компанией Perimetrix, которая известна на рынке информационных технологий своими разработками для реализации режима секретности и конфиденциальности данных.

    Итак, самыми опасными угрозами для своего бизнеса российские компании считают  утечку информации и халатность персонала (73 и 70% соответственно). Еще одна тенденция – компании стали больше опасаться краж оборудования (рост с 25 до 38%), которые также непосредственно связаны с утечкой информации. А вот опасность от внешних угроз (вирусов, хакеров и спама) по сравнению с данными за прошлые года оценивается ими как менее значимая.

    Обобщая методы и формы ведения промышленного шпионажа на современном информационном пространстве, их можно объединить по следующим основным признакам:

    1. Сбор и анализ опубликованной  информации, включая официальные  документы: статьи, бюллетени, рефераты и т.д. (аналитический открытый метод).

    2. Использование сведений, разглашаемых  служащими конкурирующей фирмы  или получаемых в результате  действий, не выходящих за рамки  законности (тайный метод - проведение  шпионажа и разведки).

    3. Изучение биржевых документов  и отчетов, а также финансовых  отчетов конкурирующих фирм и других финансовых документов. Изучение выставочных экспонатов и проспектов (брошюр). Добывание и изучение донесений различного вида, которые представляются подчиненными филиалами в центральный аппарат по существующим между ними каналам связи (сочетание аналитического открытого и тайного технического методов).

    4. Изучение продукции (состава,  комплектующих, технологии) конкурирующих  фирм. Использование данных, полученных из бесед (проводимых в рамках закона) со служащими конкурирующих фирм (аналитический открытый метод).

    5. "Выуживание" информации из  персонала конкурирующей фирмы  путем специально разработанных  ("замаскированных") вопросов на  научно-технических конференциях, совещаниях или симпозиумах (аналитический открытый метод).

    6. Непосредственное наблюдение, осуществляемое  скрытно (тайный метод).

    7. Беседа при найме на работу  со служащими конкурирующей фирмы  - без намерения принять его  на вакантную должность - с помощью специально разрабатываемых вопросников (аналитический открытый метод).

    8. Организация так называемых "ложных" переговоров с фирмой-конкурентом  относительно приобретения лицензии  на интересующую их продукцию  (аналитический полуоткрытый метод).

    9. Наем на работу персонала конкурирующей  фирмы в целях получения потенциальной  производственной информации о  порядке изготовления продукции  или содержащейся в ней передовой  технологии, и прежде всего, - НОУ-ХАУ  (аналитический открытый метод).

    10. Подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося реализацией ее продукции (собственно шпионаж).

    11. Использование завербованного агента  для получения информации на  основе изучения и сопоставления  переданной им информации и  имеющейся документации (аналитический и тайный методы).

    12. Подслушивание переговоров, ведущихся  в фирмах-конкурентах путем перехвата  сообщений и переговоров, проводимых  по техническим средствам связи  с помощью разведсредств (собственно  шпионаж).

    13. Кража образцов продукции, чертежей, документации по технологии ее производства и т.д. (собственно шпионаж).

    14. Шантаж и вымогательство (собственно  шпионаж).

    15. Сманивание наиболее грамотной  инженерно-технической элиты из  конкурирующих фирм и из других  стран (получившее название в СМИ как процесс "утечки мозгов" - собственно шпионаж).

    Кроме того, сейчас промышленный шпионаж  обслуживается не только квалифицированными специалистами из различных областей науки, техники и производства, но и кадровыми шпионами из разведывательных и других спецслужб. Большинство из них в последующем охотно меняют опасное ремесло военных разведчиков на более прибыльное место похитителя частных промышленных секретов. В последние годы ушедшего века ряд западных и отечественных корпораций и монополий стали позволять себе роскошь - открыто иметь в штате должности контрразведчиков по промышленному шпионажу.

    Является  ли промышленный шпионаж  преступлением? Можно много рассуждать об этической стороне вопроса, однако большинство даже самых развитых стран не имеют законов, по которым наступает уголовная ответственность за получение коммерческой информации о конкурентах. Более того, даже нет четкой юридической формулировки этого понятия. Ведь определить, какая информация является открытой и доступной обществу, а какая – коммерческой, секретной, – не всегда просто, они индивидуальны для каждого предприятия. Конкуренты могут объявить охоту на технологию, стратегию маркетинговых мероприятий, научные исследования, практические конструкторские разработки и многое другое. Промышленный шпионаж рассматривается, как способ получения конкурентного преимущества в войне под названием «бизнес». Но только недавно владельцы крупных отечественных компаний начали понимать угрозы, которые таит утечка информации.

    Вследствие  этого деятельность по сбору и анализу информации подпадает под целый ряд законодательных и нормативных актов:

Информация о работе Промышленный шпионаж