Проблематика индикативного планирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

В условиях интенсивной и тотальной глобализации России предстоит решить многие задачи, которые раньше не были столь насущными. Семьдесят лет Советского режима, пятнадцать лет «перестройки» - сегодня нашей стране приходится заново строить экономику, а вместе с ней и налаживать состояние в социальной сфере. Россия – страна самобытная, не относящаяся ни к западным, ни к восточным странам, а потому, нельзя скопировать какой-либо путь развития страны, ее экономики, политической сферы, а приходится искать новые выходы из существующего кризиса. В данной работе отражены наиболее важные на сегодняшний день проблемы социально-экономического развития Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Проблемы социально-экономического развития России…………………….4
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………18

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     «Новые  бедные» - это не криминально ориентированный слой населения. Он состоит из представителей интеллигенции: высокообразованных, трудоактивных, законопослушных. Не случайно они проявляют большой интерес к проводимой правительством социальной политике, надеются на действенность мер по уменьшению негативных последствий реформ: инфляции, безработицы, преступности, низких доходов.

     Проблема  обеспечения жильем в нашей стране стоит сегодня наиболее остро. В  России, как и в других странах  с переходной экономикой, попытки  построить ипотечный рынок по образцу наиболее эффективных систем не привели к успеху. Создание массового рынка планировалось еще к 1999-2000гг., однако российская ипотека оказалась востребованной лишь высокодоходными слоями населения. Стремление расширить узкий рынок вынуждает агентов прибегать к поддержке государства. Правительство РФ пытается осуществлять меры по обеспечению жильем, но на данный момент ситуация не изменяется. Как отметил президент, число ипотечных кредитов выросло, но, тем не менее, пока они доступны лишь 10% населения.

     «Порты, аэропорты, и дороги, и прочая инфраструктура крайне важны для развития страны и для ее будущего. Но мы не можем  допустить, чтобы кто-то по хорошим  дорогам будущего ездил на "Мерседесах", а кто-то прозябал в бараках, которые  разваливаются у нас на глазах. И вот когда мы говорим здесь о приоритетах, это и есть приоритеты. И во главу этих приоритетов должен быть поставлен человек. Мы уже сбросили один раз в начале девяностых годов образование и здравоохранение первичного звена на муниципалитеты. А сегодня вынуждены что делать? Национальные проекты. И тратить из федеральных денег огромные ресурсы на то, чтобы восстановить то, что утрачено. Кто-то из коллег сегодня в начале нашей беседы сказал, что можно ли представить, что в крупных европейских городах мэры городов отвечают за чистоту в подъездах? Можно. А мы, пока не наладим нормальную работу и ситуацию, будем отвечать за это. И никто с нас этой ответственности не снимет», - сказал Владимир Путин5.

     Рынок жилья обладает рядом особенностей по сравнению с другими рынками. Для приобретения жилья, как правило, необходимо накопление сбережений в течение длительного времени. Этот процесс требует от покупателей высокой экономической культуры, умения планировать семейный бюджет и оценивать различные ссудосберегательные программы.

     По  статистике, цена за квадратный метр в  мегаполисе стремительно возрастает с  каждым годом. Средняя стоимость  квадратного метра жилья в  составляет 4201 долл. (согласно "Индикатору рынка недвижимости"). Квадратный метр в домах из «плохой» панели и «плохого» кирпича стоит 3827 и 4154 доллара соответственно. Большинству населения, заработная плата которых, по статистике, составляет 6 тысяч рублей6, себестоимость жилья не позволяет приобрести жилье.

     Попытки решить данную проблему были сделаны  правительством. В частности, был  проведен национальный проект «Доступное жилье». Однако, и здесь есть много  немаловажных проблем. В рамках проекта  «Доступное и комфортное жилье» в 2006 году смогли улучшить свои жилищные условия 21,4 тысячи молодых семей, хотя плановый показатель составлял 27,8 тысячи семей7. Невыполнение планового показателя объясняется, в частности, тем, что два региона (Москва и Приморский край) отказались от участия в программе обеспечения жильем молодых семей, не захотев менять свои собственные процедуры жилищной поддержки молодых семей. В результате часть средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, оказались невостребованными, и их пришлось перераспределять между другими регионами, участвующими в программе. Всего на улучшение жилищных условий молодых семей в федеральном бюджете 2006 года предусматривалось 2,1 миллиарда рублей. А фактически был перечислен один миллиард 865,7 миллиона рублей (88,8% от планового показателя).

     При неразвитой системе соцобеспечения, узком рынке дешевого жилья и  ограниченной мобильности рабочей  силы выселение неплатежеспособного  должника из купленной в кредит квартиры создает угрозу для жизни и потому не одобряется обществом. В то же время в условиях коррумпированности судебной системы жесткие законы, направленные против неплажетеспособных должников, являются потенциальным источником злоупотреблений со стороны недобросовестных кредиторов. В результате процесс формирования работоспособного ипотечного законодательства становится весьма длительным и противоречивым.

     Одним из регуляторов социальной и экономической  политики государства является система  налогообложения. В нашей стране предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов. И этот перечень можно продолжать еще долго. С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Но все это не приносит, как видим, положительных результатов.

     На  сегодняшний день Правительство не справилось с задачей реформирования системы налогообложения. Не в последнюю очередь провал налоговой реформы объясняется игнорированием предложений, исходящих от законодательной власти. Между тем в Совете Федерации имеется обширный набор конструктивных предложений субъектов Федерации в области налоговой реформы, в том числе комплексные альтернативные проекты Налогового кодекса. Сорвана программа по сбору налогов, на которые приходится около 84% общей суммы доходов. Налоги собраны в объеме 157,04 трлн. руб., т.е. на уровне 59,4 % от утвержденных в бюджете. По оценкам, фактический сбор федеральных налогов за год, будет на 10-12% ниже, чем даже в секвестированном Правительством бюджетном задании. По итогам трех кварталов собираемость налогов оказалась даже ниже, чем в прошлом году - 8,1% ВВП (в 1996 г. - 8,6% ВВП). Основная причина неудовлетворительной ситуации с поступлением налоговых платежей: продолжающееся ухудшение финансового положения производственных предприятий вместе с деградацией структуры экономики.

     На данном этапе развития российской экономики недостаточно предусмотрено изменение системы налогообложения недропользования с учетом влияния факторов, определяющих условия добычи полезных ископаемых. Будет введен в действие законопроект, направленный на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового учета для малого бизнеса.

     Выше  шла речь о несовершенстве налоговой  системы, за счет недостатков которой  бюджет государства не достигает  должного уровня. Следовательно, столь  низкий уровень доходов и фактически осуществленный Правительством РФ, вопреки закону о бюджете, секвестр бюджетных расходов до 13,9% ВВП (за вычетом расходов на обслуживание государственного долга) не позволяет обеспечить выполнение государством своих функций в области национальной безопасности и социальных гарантий, создать реальные предпосылки экономического роста.

     Многие  современные экономисты относят  проблему отсутствия экономического роста  в РФ к наиболее важным на данный момент. В нашей стране экономический  рост пока не удалось достигнуть вследствие отказа от сокращения государственного вмешательства в экономику и либерализации ведения бизнеса. Рост экономики не основан на повышении производительности труда и на увеличении доходов населения - и, соответственно, на росте инвестиционного и потребительского спроса.

     Более всего недофинансированы расходы  по разделам: “Промышленность, энергетика и строительство” - 11,9 трлн. руб. (исполнение - 35%); “Государственные инвестиции” - 6,5 трлн. руб. (21,5% от утвержденного годового бюджета); По остаточному принципу финансировались расходы на закупки вооружения и военной техники, оплату НИОКР и капитальное строительство; они составили соответственно: 13,5%; 16,6%; 10,6%. Не выделялись средства на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности на возвратной основе для финансирования фонда конверсии, инвестиции на программу “Свой дом”, и др. По разделу “Сельское хозяйство и рыболовство” - 6,34 трлн. руб. (51,2%). Финансирование по разделу “Социальная политика” составило 20,36 трлн. руб., или 141,4%. Размеры бюджетной задолженности по оплате труда составили на 1 октября т.г. 10,198 трлн. руб. (практически на уровне прошлого месяца). Из них в отраслях социальной сферы сумма задолженности возросла на 76 млрд. руб., в производственных отраслях - снижение на 64 млрд. руб.

     Дефицит федерального бюджета составил за 9 месяцев в объеме 75,3 трлн. руб., что  ниже предусмотренного в законе о  бюджете на 1,7 трлн. руб. (2,2%). Однако по нормам международной статистики (с учетом процентов по государственным ценным бумагам) дефицит составил 8,1% к ВВП.

     Говоря  о социальных и экономических  проблемах современной России, нельзя и не упомянуть о коррупции  – явлении, которое уже давно  волнует не только экономистов, но и  граждан РФ. Несмотря на некоторые успехи в экономическом развитии последних лет, России не удается справиться с коррупцией. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о ее росте, либо о стабилизации.

     История пока не знает примеров богатых стран  с таким высоким уровнем коррупции, как в России. Для того чтобы  в нашей стране через 10-15 лет ВВП на душу населения достиг 20 тыс. долл. США, необходимо ее резко снизить. Все остальные показатели – образованность населения, разрыв в доходах различных социальных групп, даже степень политических и гражданских свобод (пусть и недостаточная) – в принципе, согласуются с возможностью экономического роста. Но по уровню коррупции Россия сегодня сопоставима с африканскими странами, где показатели душевого ВВП в 4-5 раз ниже.

     Уровни  образования населения и развития страны также влияют на коррупцию. Более  образованные и богатые страны коррумпированы в меньшей степени. Для своего уровня дохода Россия – слишком  коррумпированная страна. Коррупция в России выше не только, чем в аналогичных по уровню дохода Бразилии и Мексике, но и в более бедных Индии и Китае. Россия так же коррумпирована, как Сенегал или Гаити – страны, где ВВП на душу населения в пять раз ниже, чем у нас. Российскому ВВП на душу населения должна бы соответствовать коррупция на уровне таких стран, как Малайзия, Корея или Чехия.  
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации сложны и даже противоречивы. Несмотря на то, что правительство проводит ряд мер по устранению данных проблем, остается еще очень много нерешенных задач.

     Сегодня политика государства должна основываться на эффективном распределении тех  ресурсов, которые оно имеет, на благо  населения. От тех реформ, которые проводит правительство, зависит современный уровень жизни граждан и будущее их детей.

     Экономическое и социальное развитие взаимосвязаны  так, что изменения в одной сфере - ведут к изменениям в другой сфере. Следовательно, политика государства по улучшению социальных и экономических условий должна быть последовательной. К несчастью, в виду некомпетентности существующего правительства, многие реформы потерпели неудачи и планируемые результаты не были достигнуты.

     Так, в ситуации острой социальной нестабильности, правительством должны быть проведены меры по предоставлению мест, в первую очередь, в бюджетной сфере, чтобы обеспечить достаточное количество рабочих мест и тем самым вести безработицу к минимуму. Более того, на сегодняшний момент пособия по безработице не могут обеспечить полноценного существования безработным гражданам. К примеру, минимальное пособие, равное 720 рублям, составляет сумму, ниже прожиточного минимума. Такие условия могут привести к непредвиденным социальным последствиям.

     Сегодня, все больше и больше представителей научной интеллигенции покидают страну в поисках лучших условий  для труда. «Утечка мозгов», в  свою очередь, чревата отставанием  в научной и исследовательской  деятельности, а в условиях международной  глобализации и усилении военной и другой мощи стран, такое отставание может негативно сказаться на положении Российской Федерации.

     С другой стороны, социальная сфера на данный момент неразвита настолько, что наша страна лидирует по показателю бедности населения. Социальное неравенство приобретает все более гипертрофированную форму. Возможным выходом из подобной ситуации может быть проведение реформ по предоставлению социальных пособий населению. Однако, и в этом вопросе существует множество противоречий. Так, одним из них является проблема адресности пособий, которая стоит сегодня так остро. Следует изначально отрегулировать механизмы проверки нуждающихся домохозяйств и соответственно с этим распределять имеющиеся ресурсы.

     Проблема  обеспечения жильем населения является одной из наиболее насущных проблем. Правительство делает шаги в сторону улучшения быта граждан, внедряя различные проекты, в том числе национальный проект «Доступное жилье». Как мы знаем, реализация данного проекта не прошла полностью удачно. Для того, чтобы аналогичные ошибки не были допущены при проведении последующих масштабных реформ, необходимы как качественная разработка проектов реформ, так и их эффективная реализация.

     Кроме того, должен быть осуществлен более  жесткий контроль органов власти над проведением реформ, так как уже за последнее время стали учащаться случаи взяточничества и в жилищной сфере.

Информация о работе Проблематика индикативного планирования в России