Признаки банкротства и его правовые последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 04:22, контрольная работа

Краткое описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.3
§1. Банкротство и его признаки…………………………...……….......стр.4
§2. Правовые последствия банкротства…………….…….……..….стр.6
Заключение……………………………………………………………стр.9
Список литературы………………………………………………..стр.10

Файлы: 1 файл

Коммерческое право1.docx

— 31.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По  дисциплине: «Коммерческое право»

На  тему: «Признаки банкротства и его правовые последствия»

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

Введение……………………………………………………………….стр.3

    §1. Банкротство и его признаки…………………………...……….......стр.4

    §2. Правовые последствия банкротства…………….…….……..….стр.6

Заключение……………………………………………………………стр.9

Список литературы………………………………………………..стр.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток  капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности  от неэффективных хозяйствующих  субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования  рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие  проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности  удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически  всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской  активности, крупные структурные  диспропорции, исчерпанные ресурсы  распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации  цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили  на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

В этих условиях особую значимость приобретают  мероприятия по предотвращению кризисных  ситуаций, а также меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятий и стабилизацию их финансового  состояния, т.е. антикризисный менеджмент.

 

 

    §1. Банкротство и его признаки

 

Понятие банкротства содержится в ст.2 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., где несостоятельность (банкротство) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Итак, современное понятие  «несостоятельности (банкротства)»  можно охарактеризовать следующими признаками:

    • во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;
    • во-вторых, это неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
    • в-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

Юридическое лицо считается  не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность  не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия  признаков банкротства должника учитываются:

    • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
    • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства  неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку  платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также  иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении  наличия признаков банкротства  должника.

Закон дает и определения основных участников отношений банкротства. Так, должник – это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. Кредиторы – это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Помимо должника и кредиторов закон выделяет целую группу участников (субъектов) данных правоотношений. Это  «уполномоченные органы» (представители  государства), руководитель должника (единоличный  исполнительный орган), арбитражный  управляющий и др. субъекты.

 

§2. Правовые последствия банкротства

 

Законодательством различаются следующие стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. На любой из указанных стадий, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение. Условия мирового соглашения могут быть совершенно различными, исходя из того компромисса, который достигли заинтересованные лица. Это может быть и рассрочка/отсрочка погашения долгов, и частичное прощение долга, и иное обязательство.

Решение о признании должника банкротом  принимается только судом на основании  отчетов арбитражного управляющего и решений собраний кредиторов.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом наступают следующие последствия:

    • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
    • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов;
    • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
    • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается только в порядке, предусмотренном главой VII Федерального закона;
    • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
    • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом, и о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
    • исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
    • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
    • прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника).

После проведения оценки и реализации всего имущества должника, имеющегося на дату открытия конкурсного производства, в соответствии с требованиями Федерального закона, конкурсный управляющий приступает к расчету с кредиторами, согласно реестру требований кредиторов. 

После окончания расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о  результатах проведения конкурсного  производства. По результатам рассмотрения вышеуказанного отчета арбитражный  суд выносит определение о  завершении конкурсного производства. Определение арбитражного суда о  завершении конкурсного производства является основанием для внесения в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о ликвидации должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная  работа посвящена изучению понятия  и признаков несостоятельности (банкротства) и его последствий с точки зрения российского законодательства. В качестве выводов хотелось бы отметить следующие положения.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следует отметить, что банкротство еще является одним из способов ликвидации юридического лица.

Признаком банкротства должника является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом неустановленность требований кредитора и самого факта оспаривания наличия и размера задолженности должника перед кредиторами не является основанием для отказа в удовлетворении требований кредитора по делу о банкротстве.

Основным  документом, регламентирующим процесс  банкротства на территории Российской Федерации является Федеральный  Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ, который устанавливает основания  для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.;
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ;
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ;
    4. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 8 января 1998г. № 6-ФЗ;
    5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный Закон РФ от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ;
    6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. № 119-ФЗ.

 

Литературные источники:

    1. Кращенко Д.А. «Банкротство предприятий: его признаки и условия» // Право и экономика. – 2006г.;
    2. Витрянский В.В. «Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства)» // Хозяйство и право. –  2003г.;
  1. Дорохина Е.Г. «Государственное регулирование в сфере банкротства» // Право и экономика. – 2006г.

 

 


Информация о работе Признаки банкротства и его правовые последствия