Предпринимательство и предприниматель

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является детальное рассмотрение вопросов по поставленной теме, а для этого следует рассмотреть следующие вопросы:
анализ эволюции термина «предпринимательство»;
сущности предпринимательства, об экономических, социальных и правовых условиях предпринимательской деятельности;
раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности;
исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Исторические аспекты предпринимательства. 5
1.2 Понятия "предпринимательство" и "предприниматель". 7
2 ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

1.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого – образование  мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными  бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами  повлияло также  увеличение объёма государственных  облигаций в общей массе ценных бумаг.                                                                                                                                   

 

3УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА

"Казахстанский  бизнес – это тот сектор  экономики, который в буквальном  смысле порожден реформами. До  этого мало кто всерьез задумывался  о том, какую мощную силу  таит в себе огромный пласт  невостребованного в то время  человеческого энтузиазма, деловой  энергии. На первую половину 90-х  минувшего века пришелся мощный  рывок людей в частное предпринимательство,  универсальным штрихом которого  была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить  подешевле - продать подороже".

Периодом  зарождения в стране цивилизованного  бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной  поддержки  и активизации развития малого предпринимательства. С тех  пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной  политики и с ним же связано  большинство кардинальных изменений  в обществе".7

Историю возрождения отечественного предпринимательства  условно можно разделить на четыре этапа8. Первый формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

Один из первых законов, действовавших  в Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной  деятельности и развитии предпринимательства  в Казахской ССР" (1990).

 В законе определялось само  понятие предпринимательства –  "это инициативная в рамках  действующего законодательства  хозяйственная или иная деятельность  за счет собственных, заемных  и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных  действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило  о  предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются  все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

И, наконец, закон прямо говорит  о том, что целью предпринимательской  деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная  взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством.

Закон допускает различные формы  участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем  привлечения других лиц и т.д.

Регистрация – начальный и необходимый  этап предпринимательства. Только после  регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные  обозначения, заключать хозяйственные  договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами  хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической  и внешнеэкономической. Предприниматели  могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать  другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее  разрешение заниматься  всякими  не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона  "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".

Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ  – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений  полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические  и ядовитые вещества (об этом говорится  в статье 2.4 Закона о предприятии).

Частное предпринимательство нуждается  в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства  говорится, что государство гарантирует  предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы  предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована  защита имущества от незаконного  изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит  сведения, связанные с производством, технологической  информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью  хозяйствующего субъекта, разглашение  которых может нанести ущерб его интересам.

Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми  и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и  другой негативной деятельности, способной  нанести ущерб обществу. Более  точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны  ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

21 июня 1991г. принимается закон  "О хозяйственных товариществах" (в настоящее время его наследником  является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных  товариществах" от 2 мая 1995г.), а  4 июля 1992г. – закон "О   защите и поддержке частного  предпринимательства". Эти два  закона и стали долговременной  правовой основой деятельности  частных предпринимателей.

Они определяют основные формы и  способы защиты частного предпринимательства  и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства  государства в частную предпринимательскую  деятельность, максимальную свободу  частных предпринимателей и ответственность  государственных органов и должностных  лиц за нарушение прав частных  предпринимателей.

В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного  потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.

Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей  и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%9.

Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее  их число находилось в промышленно  развитых районах.

Предпринимательство не стало, как  предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана.

Другими словами, постоянный поиск  то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства.

   Таким образом, нельзя  не заметить, что беды часто  исходят из элементарной неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.

В результате в проигрыше остается само же государство. Роль предпринимательских  структур в стабилизации экономики, преодолении спада производства,  инфляции незначительна. Создаваемые  предприятия обходят производственную деятельность и стремятся в такие  сферы, как посредническая, банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где  обеспечивается быстрый оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки, челночные  рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли, включая продукты питания.

Полученная прибыль не используется на производственные инвестиции, а  вновь идет в сферу обращения  или вкладывается в недвижимость и валюту. Массовый характер приобрело  укрывательство реальных объёмов деятельности и доходов. Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве как о чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена кустарщина в организации частного предпринимательства. Малые и средние предприятия , как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право и ответственность перед государством в научных методах управления их деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

Принимаемые же в республике меры не приобрели еще характера целостной  системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и взаимосвязаны  между собой. Нет и единого  программного документа республиканского масштаба, направленного на комплексное  решение проблем предпринимательства. Выработанная Государственная программа  поддержки и развития предпринимательства  на 1992-1994гг. предусматривала проведение целенаправленной работы по развитию предпринимательства, конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антикризисная программа предполагала создание Республиканского фонда поддержки  малого предпринимательства и развития конкуренции, уставный капитал которого формировался как за счет государственных  ресурсов, так и путем привлечения  отечественных и иностранных  инвесторов.

Фонд был призван выдавать кредиты  только под проекты, эффективность  которых подтверждена соответствующей  экспертизой, с одновременным обязательным применением залогового права либо поручительства.

В связи с возникшими потребностями  в республике была создана целая  сеть объектов, обслуживающих предпринимательские  структуры и обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Областные отделения Фонда поддержки  предпринимательства выполняли роль методологических, организационных, консультационных центров. Такие центры созданы в 1997-1999гг. в Карагандинской , Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Северо-Казахстанской и других областях, которые предоставляют начинающим предпринимателям широкий круг услуг: в выборе направления предприятия, составлении бизнес-планов, налаживании деловых контактов, содействии в аренде помещений и т.д.

Информация о работе Предпринимательство и предприниматель