Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:08, доклад

Краткое описание

Внешняя среда фирмы может быть определена как множество сил и субъектов, которые оказывают непосредственное (прямое) или опосредованное (косвенное) влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.
Выделяются следующие основные характеристики факторов внешней предпринимательской среды: 1) взаимосвязанность; 2) сложность; 3) подвижность; 4) неопределенность.

Файлы: 1 файл

Предпринимательская среда.docx

— 29.91 Кб (Скачать)

      Виды  корпоративных культур  по Д. Зонненфельду:

      1. «Бейсбольная команда» возникает  в компаниях, где необходимы быстрые бизнес-решения, поощряется талант, новаторство, инициатива, креативность. Успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», они очень конкурентоспособны на рынке рабочей силы, зачастую за таких работников компании конкурируют между собой. Работников с невысокими личностными и профессиональными качествами быстро увольняют. Бейсбол-культура встречается в высокорисковых и очень мобильных сферах бизнеса.

      2. «Клубная» корпоративная культура  характеризуется стабильными, безопасными  условиями труда, преданностью, лояльностью,  сработанностью сотрудников. Это способствует поощрению возраста и опыта сотрудников. Карьерный рост происходит медленно и постепенно, поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор. На каждом новом уровне работник должен постигнуть все аспекты работы.

      3. «Академическая» культура также  предполагает медленный постепенный карьерный рост внутри компании, но в отличие от «клубной» культуры работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления работы в другое. В таких компаниях поощряется выбор сотрудниками своего специфического направления деятельности, совершенствование личного мастерства и опыта. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Такая узкая специализация ограничивает развитие личности и препятствует внутриорганизационной кооперации. Академическая культура характерна для учебных заведений и крупных промышленных компаний.

      4. «Оборонная» культура возникает в ситуациях необходимости выживания компании, при частых реструктуризациях компании для адаптации к меняющейся внешней среде. В таких компаниях нет гарантии постоянной работы, возможности профессионального роста. Такая корпоративная культура предоставляет профессиональные перспективы для уверенных в своих силах сотрудников, но губительна для остальных.

      Типы  организационной  культуры по Д. Коулу:

      1. Бюрократическая организационная  культура:

      - работники- прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации;

      - основной побудительный мотив  для сотрудников – экономический  интерес и материальное стимулирование;

      - организационная структура должна  быть спроектирована так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля за деятельностью работников и нейтрализации непредвиденных действий;

      - осуществление контроля и самоконтроля  – основное качество сотрудников.

      2. Органическая организационная культура:

      - работники озабочены социальными  нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, основная потребность человека – в общественном признании;

      - работники в большей степени  склонны реагировать на воздействие  своих товарищей, чем на инициативы начальства;

      -высокий  уровень сплоченности делает  групповое мнение основным источником морального авторитета для членов коллектива.

      3. Предпринимательская организационная  культура:

      - решающий фактор успеха – инициатива  самих работников, основной ресурс эффективности – настойчивые и агрессивные сотрудники;

      - работники свободны в своих  действиях, пока обеспечивают  максимальную прибыль;

      - наиболее эффективный способ  мотивации работников – вызов,  открывающий возможности для  их самореализации, вызов должен  соответствовать потенциалу работников и возможному вознаграждению;

      - ответственность и риск принимаются  на себя самими работниками,  в организации царит дух внутренней  конкуренции.

      4. Партисипативная организационная  культура (культура «участия», команды):

      - общность ценностных установок,  приоритет общекомандных целей  и взаимодополнительность членов  команды;

      - люди способны гибко сочетать  свои цели с целями команды,  если последние четко оформлены;

      - основные принципы взаимодействия;

      - активное участие всех членов  команды в анализе проблем  и перспектив, планировании совместных  действий, оценке и самооценке  полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу;

      - горизонтальные коммуникации между  членами команды, постоянное самообразование всех членов команды.

      В российских компаниях наиболее часто  выделяют следующие типы корпоративной культуры организаций:

       1. Культура семьи (клановый тип). Ценности: единство коллектива, согласие, мораль, ценность каждого человека, «семейные» ценности и роли. Лидеры: «родители». Характерен для компаний в самом начале пути, когда фирма больше похожа на семью, хотя встречается и в «консервативных» отраслях вроде сельского хозяйства.

       2. Культура власти (адхократический,  инновационный тип). Ценности: конкуренция в коллективе, инновации, предприимчивость, амбициозность, личная инициатива. Лидеры: рисковые, креативные, предприимчивые личности. Компании творческие, динамичные.

      3. Культура цели (рыночный тип). Ценности: ориентация на результат и эффективность, целеустремленность, продуктивность. Лидеры: трудоголики, добивающиеся результата. Этому типу соответствуют компании, стремящиеся к увеличению прибыли, доли на рынке, росту капитализации.

      4. Культура иерархии (бюрократический  тип). Ценности: формальные правила и процедуры, хороший контроль, четкая иерархия, порядок, надежность, стабильность. Лидеры возглавляют вертикали власти.

     Компании  с культурой только одного типа - редкость, чаще встречается синтез различных типов.

      Ресурсы предпринимательской  организации включают:

      А) Основные средства (фонды) – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь; земельные участки, вода, недра и др. природные ресурсы, находящие в собственности предприятия, многолетние насаждения, рабочий и продуктивный скот и др.

      Б) Нематериальные активы:

      - объекты интеллектуальной собственности  – исключительное право патентообладателя  на изобретение, промышленный  образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы ЭВМ и базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.;

      - деловая репутация организации  (гудвилл) – преимущества, которые  получает покупатель при приобретении  действующей компании по сравнению  с созданием новой фирмы. Это  наличие постоянных клиентов, выгодное  местоположение предприятия, высококвалифицированная  управленческая команда, организованная система сбыта, секретные технологии, интеллектуальная собственность, налоговые льготы, благоприятные кредитные условия и др.

      В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

         В) Оборотные средства:

      - оборотные производственные фонды  включают производственные запасы (сырьё, материалы, покупные полуфабрикаты,  комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, МБП); незавершённое производство (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного изготовления); расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение новой продукции);

       - фонды обращения включают готовую  продукцию (на складе), отгруженную  продукцию, денежные средства, дебиторскую  задолженность.

       Г) Персонал – это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные  функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера. Общим для всех фирм является деление работников на персонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

       Д) Финансовые ресурсы:

       - внутренние финансовые ресурсы  – чистая прибыль организации,  амортизационные отчисления, обязательства  перед служащими, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами;

       - внешние финансовые ресурсы –  привлеченные финансовые средства (уставный капитал, складочный капитал, паевой фонд); заёмные финансовые ресурсы (банковские кредиты и ссуды, средства от выпуска и продажи облигаций, небанковские займы и др.). 

      Контрольные вопросы

      1. Какие подсистемы включает внешняя  предпринимательская среда косвенного  воздействия?

      2. Дайте характеристику экономическим  факторам внешней предпринимательской среды.

      3. Что такое социально-демографические  факторы?

      4. Что входит во внешнюю предпринимательскую  среду прямого влияния?

      5. Охарактеризуйте такие факторы  внешней среды прямого воздействия как конкуренты и поставщики.

      6. Каковы элементы внутренней предпринимательской  среды?

      7. Что такое структура организации и какие подсистемы она включает?

      8. Какие виды корпоративной культуры  вы знаете по Д. Коулу, Д.  Зонненфельду?

      9. Какие виды корпоративной культуры  сложились в российских компаниях?

      10. Что такое ресурсы предприятия?

      11. Раскройте сущность нематериальных  активов предприятия. 

Информация о работе Предпринимательская среда