Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 01:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является место предпринимательского права в российской системе права. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:
1. Определить предмет, метод и принципы российского предпринимательского права.
2. Рассмотреть организационно-правовые формы юридических лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА...................................................................4
1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА..........................................................................................................................
1.2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................................................7
1.3 ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА.....................................9
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ..........11
2.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ..................................................11
2.2 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА...............................14
2.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ........................................................22
2.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ........................................................................................................23
3. ЗАДАЧА.................................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................30

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

Учредительными документами  общества с ограниченной ответственность являются учредительный договор и устав, а если общество учреждается одним лицом – только устав. Объем прав, принадлежащих конкретному участнику общества (количество голосов на общем собрании, размер дивидендов и ликвидационной квоты), определяется размером его доли в уставном капитале. Участник общества, грубо нарушающий свои обязанности или затрудняющий своими действиями деятельность общества, может быть исключен из него, но только в судебном порядке. Вопрос об этом имеют право поставить участники общества, доли которых в уставном капитале составляют не менее 10 %. Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника (ее части), выбывающего из общества, пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.

При выходе участника из ООО общество обязано выплатить  ему действительную стоимость его  доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество  такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества, действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада. Общество обязано произвести все расчеты с выбывающим участником в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал (ст. 95 ГК РФ). Таким образом, ответственность участников ОДО является ограниченной, так как взыскание по долгам общества не может быть обращено на все их имущество.

При банкротстве одного из участников его ответственность  распределяется между остальными пропорционально  их вкладам, если иное не установлено  учредительными документами. В остальном  статус этого хозяйственного общества аналогичен статусу общества с ограниченной ответственностью, что влечет применение к нему и соответствующих правовых норм. Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ). Правовое положение акционерного общества определено ГК РФ, а также Федеральным законом «Об акционерных обществах». Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытые АО вправе продавать акции всем желающим, закрытые вправе распределять акции только между учредителями или иными заранее определенными лицами.

В открытом обществе не допускается  установление преимущественного права  общества или его акционера на приобретение акций, отчуждаемых акционерами  этого общества. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Количественный состав ОАО не ограничивается. В ЗАО может состоять не более 50 участников. Акционерами могут быть любые граждане и юридические лица.

Минимальный размер уставного  капитала ОАО должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, ЗАО – 100 минимальных размеров оплаты труда. Закон требует оплатить первые 50 % акций в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Остальные 50 % акций должны быть оплачены в течение года (ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Высший орган управления АО – общее собрание акционеров – имеет исключительную компетенцию, определенную законом. Общее собрание не вправе рассматривать и принимать  решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции. В АО с числом участников более 50 обязательно создается наблюдательный совет как постоянно действующий орган акционеров, контролирующий управляющих (директоров) общества. Наблюдательный совет («совет директоров») общества тоже имеет исключительную компетенцию, определяемую законом и уставом общества. Исполнительный орган АО может быть единоличным (директор, генеральный директор), либо коллегиальным (правление, дирекция). Однако единоличный орган должен быть у общества всегда, а коллегиальный – в случаях, предусмотренных уставом. По решению общего собрания, полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации). Законодатель определяет также такие понятия, как «дочерние и зависимые общества».

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное  общество или товарищество в силу преобладающего участия в его  уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность  определять решения, принимаемые таким  обществом (ст. 105 ГК РФ). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Общество, которое приобрело более 20 % голосующих акций (АО) и более 20 % долей уставного капитала другого общества (ООО), обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (ст. 106 ГК РФ).

Общество или товарищество (именуемое основным), повлиявшее на решения другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия в  его уставном капитале, в соответствии с договором или по иным основаниям, несет солидарную с дочерним обществом  ответственность по сделкам, совершенным  в результате такого влияния. Акционеры  дочернего общества вправе требовать  возмещения причиненного основным обществом убытков. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного последнее субсидиарно отвечает по его долгам.

 

 

2.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законодательством о производственных кооперативах (ст. 107 ГК РФ). Особенности правового положения производственного кооператива закреплены в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О производственных кооперативах».

К моменту государственной  регистрации должно быть оплачено не менее 10 % паевого фонда кооператива. Остальная часть оплачивается в течение первого года функционирования производственного кооператива. Участниками кооператива могут быть граждане, юридические лица (если это предусмотрено уставом). Число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, ограничивается 25 % от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом (ст. 7 Федерального закона «О производственных кооперативах»). Учредительным документом производственного кооператива является устав. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, имеющее исключительную компетенцию.

Общее собрание кооператива  вправе рассматривать и принимать  решения по любым вопросам деятельности кооператива, в том числе входящим в компетенцию его исполнительных органов. В крупных кооперативах (с числом членов более 50) могут создаваться также наблюдательные советы как постоянно действующие органы контроля их членов за деятельностью исполнительных органов. В этом случае наблюдательный совет тоже получает исключительную компетенцию, определенную уставом кооператива. Избранные в состав наблюдательного совета члены кооператива не могут одновременно являться членами его исполнительного органа.

Исполнительными органами кооператива  являются правление и его председатель. Коллегиальный орган образуется в кооперативе с числом членов более 10, причем председатель кооператива  одновременно возглавляет и его  правление (ст. 17 Федерального закона «О производственных кооперативах»).

Выплата стоимости пая  или другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и  утверждении бухгалтерского баланса  кооператива, если иное не предусмотрено  уставом кооператива. Поскольку отчуждение пая третьим лицам влечет обязанность их приема в кооператив, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия кооператива на прием нового члена и правом других членов кооператива на преимущественную покупку отчуждаемого пая.

 

2.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные  и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  унитарного предприятия принадлежит  на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации  или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия  осуществляют органы государственной  власти Российской Федерации или  органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственные и муниципальные  предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников  имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются  и действуют следующие виды унитарных  предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

• федеральное государственное предприятие;

• государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

• муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

• федеральное казенное предприятие,

• казенное предприятие субъекта РФ,

• муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия  отличаются от других государственных  и муниципальных предприятий  тем, что:

1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

3. ЗАДАЧА

Арбитражный суд области  рассмотрел иск главного управления ЦБ РФ по области к банку о его ликвидации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В обоснование своих требований управление сослалось на ч. 4 ст. 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности» и на указания ЦБ, согласно которым отзыв лицензии влечет за собой безусловную ликвидацию кредитной организации в судебном порядке. Представитель банка, возражая против иска, заявил, что названные указания не соответствуют ГК РФ и поэтому в споре неприменимы. Тем не менее суд вынес решение о ликвидации банка. Оцените законность судебного решения.

Ответ. Закон о банках и банковской деятельности:  
Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России.  
Банк России, в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее - заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".  
Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.  
Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не проводится. Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.  
Т.е. если суд установил, что у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные законом "О банкротстве кредитных организаций", то решение правомерно.

Информация о работе Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права