Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются понятия индивидуального предпринимательства, правовые нормы, правоотношения и акты реализации, относящиеся к юридическому закреплению правового статуса субъектов предпринимательской деятельности.
Целью исследования является анализ правового статуса индивидуального предпринимателя.
Задачи исследования:
-понятие индивидуального предпринимательства
-порядок регистрации индивидуального предпринимателя.

Файлы: 1 файл

кур. предпр.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Первым  является государственная регистрация  самого крестьянского (фермерского) хозяйства при его создании в качестве субъекта права. Такая регистрация, согласно ст. 5 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 630, начиная с 01.01.2004 г. государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Вторым  юридическим фактом, в силу которого глава фермерского хозяйства приобретает предпринимательскую правоспособность, является признание его предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (см. п. 2 ст. 23 ГК РФ). Этот юридический факт подтверждается выдаваемым регистрирующим органом свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Данное свидетельство подтверждает, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о физическом лице, фамилия, имя и отчество которого указаны в свидетельстве.

     Признание индивидуальным предпринимателем главы  фермерского хозяйства не равнозначно  государственной регистрации физического  лица в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем после введения в действие 01.01.1995 г. части первой ГК РФ признание главы фермерского хозяйства предпринимателем вплоть до 01.01.2004 г. осуществлялось путем государственной регистрации соответствующего физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждалось документом установленной формы. Поэтому многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Как уже отмечалось, в отношении всех предпринимателей-граждан, зарегистрированных до 01.01.2004 г., действуют правила ст. 3 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Они обязывали таких индивидуальных предпринимателей в срок до 01.01.2005 г. представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, указанные в этой статье, иначе с 01.01.2005 г. их государственная регистрация утрачивает силу.

     В таких случаях глава хозяйства  должен был обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года  . После получения этих документов регистрирующий орган вносит в реестр соответствующую запись и выдает заявителю свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 

     Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть совершен правопрекращающий административный акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

     В случае прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.е. в случае государственной регистрации этого факта) устанавливает обязанность налогового органа снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений10, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

     Статья 22.3 Закона о государственной регистрации  называет шесть обстоятельств субъективного  и объективного характера, при наличии  которых регистрирующий орган принимает  решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такое решение принимается в связи: с принятием самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности; со смертью индивидуального предпринимателя; с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

с прекращением предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда; с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; с аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

     Данный  перечень обстоятельств, влекущих принятие решения о государственной регистрации  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

     Независимо  от того, какое из перечисленных  обстоятельств влечет принятие соответствующего решения, государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых для регистрации документов.

     Государственная регистрация при прекращении  физическим лицом деятельности в  качестве индивидуального предпринимателя  в связи с принятием им решения  о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Данная заявление содержит персональные данные и иные сведения об индивидуальном предпринимателе и не предполагает указания в ней причин, в силу которых предприниматель принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление о государственной регистрации не может быть составлено иначе, как в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению.

     Заявление представляется (непосредственно или  по почте) в регистрирующий орган  по месту жительства предпринимателя, который решил прекратить свою деятельность

     Регистрирующий  орган принимает решение о  государственной регистрации и  вносит соответствующую запись в  Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Государственная  регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в указанный реестр.

     Не  позднее одного рабочего дня с  момента государственной регистрации  регистрирующий орган обязан выдать заявителю или направить в  его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

     После совершения акта государственной регистрации  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  любым из рассмотренных выше обстоятельств  регистрационное дело такого лица подлежит хранению в регистрирующих органах в течение 15 лет. Дела предпринимателей, прекративших свою деятельность, хранятся отдельно от регистрационных дел действующих индивидуальных предпринимателей. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предпринимательская деятельность гражданина - самостоятельная деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг без образования в этих целях юридического лица.

     Основными признаками индивидуального предпринимателя  являются:

-индивидуальным  предпринимателем может быть  физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

-физическое  лицо может выступать в качестве  индивидуального предпринимателя  по своему усмотрению, если оно  обладает полной дееспособностью,  и с согласия законного представителя,  если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, установленным законом;

-индивидуальный  предприниматель выступает в  качестве субъекта предпринимательской  деятельности непосредственно, т.е.  от своего имени, без образования  для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом.

     Свою  предпринимательскую деятельность гражданин может осуществлять только после государственной регистрации.

     Для индивидуальных предпринимателей установлена  возможность упрощенного режима налогообложения. Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели имеют и другие преимущества, предоставленные им как гражданам отдельными правовыми актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения.

     Современная экономическая и политико-правовая ситуация в нашей стране и соответствующие  ей настроения в предпринимательской  среде и обществе в целом вряд ли способствуют развитию отечественного бизнеса. Предприниматели, "поднимающие" в таких условиях российскую экономику, вносящие свой ежедневный вклад в увеличение валового внутреннего продукта, - безусловно, смелые и решительные люди. Однако им необходимы реальные гарантии неприкосновенности собственности, экономической и личной свободы, надежности и прибыльности инвестиций в России. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

      1).  Нормативные акты и документы

      1.Конституция Российской Федерации. От 12 декабря 1993 г.// Российская газета, 25 декабря 1993, №237.

      2. Часть 1Гражданского кодекса Российской Федерации  с 1января 1994 г. № 51-ФЗ. Российская газета 8 декабря 1994 года №238-239.Текст Кодекса приводится по состоянию на 18 февраля 2009 года.

       3. Часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации № 146ФЗ от 26 ноября 2001 года. Российская газета от 28 ноября 2001года №233.

       4.Федеральный  закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // "Российская  газета" от 17 июня 2003 г. N 115

       5.Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.) // "Российская газета" от 31 июля 2002 г. N 140

       6.Федеральный  закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О  гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января 2006 г.) // "Российская газета" от 5 июня 2002 г. N 100

       7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) // "Российская газета" от 10 августа 2001 г. N 153

       9.Постановление  Правительства РФ от 16 октября  2003 г. N 630 "О Едином государственном  реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (с изм. и доп. от 26 февраля 2004 г., 13 декабря 2005 г.) // "Российская газета" от 5 ноября 2003 г. N 224

       10.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ; "Российской газете" от 12 января 2005 г. N 1

       11.Налоговый кодекс; часть1\\"Российская газета" от 6 августа 1998 г. N 148-149 

   2).Учебники и монографии

      1. Гражданское право. Под редакцией Алексеева С.Е. 2-е издание, перераб. и доп.-М. : Проспект, 2009г. 528 с.

      2.Гражданское право России Грудицына Л.Ю., Спектор А.А. М.:Юстицинформ,2008 г560 с.

      3.Гражданское право. Том II : учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов издание 3-е, переаб. и доп.Издательство: Волтерс Клувер 2008 год 476 с.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя