Содержание 
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Российское 
законодательство о несостоятельности 
(банкротстве)………….5
2. Понятие, 
критерии и признаки несостоятельности 
(банкротства)………...10
Заключение……………………………………………………………………….17
Список 
литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
     В 
любой цивилизованной стране с развитой 
экономической системой одним из 
основных элементов механизма правового 
регулирования рыночных отношений 
является законодательство о несостоятельности 
(банкротстве).
     Значение 
института банкротства заключается 
в том, что из гражданского оборота 
исключаются неплатежеспособные субъекты 
(в случае их ликвидации), что служит 
оздоровлению рынка, а с другой стороны, 
этот институт дает возможность ответственно 
действующим субъектам предпринимательской 
деятельности (гражданам предпринимателям 
и юридическим лицам различных 
форм собственности) реорганизовать свои 
дела и вновь достичь финансовой 
стабильности.
     Можно 
смело утверждать, что законодательство 
о несостоятельности является центром 
хозяйственного права любого государства, 
законодательная, судебная и исполнительная 
власти которого проводят целенаправленную 
политику по формированию и поддержанию 
цивилизованных традиций делового оборота. 
Законодательное регулирование 
банкротства направлено, прежде всего, 
на разрешение конфликта между должником 
и кредитором, в результате чего 
происходит укрепление расчетно-платежной 
дисциплины в экономике в целом. 
Необходимость существования института 
банкротства обуславливается несложными 
законами рынка. Участники рыночного 
оборота, по разным объективным и 
субъективным причинам, не исполнившие 
принятые ими денежные и иные имущественные 
обязательства, создают проблемы и 
даже не столько для себя, сколько 
для своих партнеров и контрагентов.
     Для 
того чтобы арбитражный суд принял 
заявление о банкротстве должника, 
необходимо доказать наличие определенных 
признаков банкротства и решить 
вопрос о критерии несостоятельности. 
Критерием предлагается считать 
принятый законодательством общий 
подход к неплатежеспособным должникам, 
признаками - конкретные параметры, присутствие 
которых необходимо, во-первых, для принятия 
заявления о банкротстве судом, во-вторых, 
для вынесения решения о признании должника 
банкротом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Российское 
  законодательство о 
  несостоятельности (банкротстве): 
  основные черты и 
  тенденции развития
 
 
     Существующие 
государственные системы правового 
регулирования несостоятельности 
отличаются друг от друга теми конкретными 
целями, которые ставят перед собой 
законодатели тех или иных государств. 
Эти цели могут быть самыми разнообразными, 
к примеру:
     - 
увеличение возврата средств, 
полученных в ходе реабилитационных 
мероприятий или ликвидации должника, 
в интересах всех сторон;
     - 
спасение бизнеса жизнеспособного 
предприятия (и (или) юридического 
лица);
     - 
справедливое распределение средств 
между сторонами;
     - 
осуществление мер по реструктуризации 
предприятия в период до банкротства 
и т.д.
     В 
результате приоритетной задачей для 
одних является повышение возврата 
средств кредиторам (модель (концепция) 
Манфреда Бальца), для других - спасение 
бизнеса и сохранение рабочих 
мест, что вызывает повышение цены 
кредита в ущерб интересам 
кредиторов (английская концепция). Третья 
модель (американская, французская, российская 
системы) ставит в качестве основной 
задачи эффективное распределение 
имущества и выполнение макроэкономических 
функций. С этой точки зрения необходим 
такой механизм правового регулирования 
несостоятельности (банкротства), который 
позволил бы найти компромисс между сохранением 
жизнеспособных предприятий и недопустимостью 
ущемления прав кредиторов.
     С 
этой точки зрения необходим такой 
механизм правового регулирования 
несостоятельности (банкротства), который 
позволил бы найти компромисс между 
сохранением жизнеспособных предприятий 
и недопустимостью ущемления 
прав кредиторов.
     Действующее 
российское законодательство о несостоятельности 
(банкротстве) представляет собой сложную 
систему правовых норм, основанием 
которой, безусловно, являются положения 
ГК РФ. Данные положения можно разделить 
на три группы:
     - 
нормы ГК РФ, непосредственно 
регулирующие несостоятельность 
(банкротство) индивидуальных предпринимателей 
(ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
     - 
нормы ГК РФ, содержащие специальные 
указания по применению положений 
о несостоятельности (банкротстве) 
- ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения 
требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной 
ответственности лиц, которые 
имеют право давать обязательные 
для должника - юридического лица 
указания либо иным образом 
определять его действия, за доведение 
должника до банкротства) и 
др.;
     - 
нормы ГК РФ, непосредственно 
не затрагивающие отношения несостоятельности 
(банкротства), но имеющие определяющее 
значение для решения вопросов, 
возникающих в связи с несостоятельностью 
(банкротством) юридических лиц (например, 
положения, регулирующие организационно-правовые 
формы юридических лиц, вопросы 
ответственности за нарушение 
обязательств и т.д.).
     Центральное 
место в системе правового 
регулирования несостоятельности (банкротства) 
занимает Федеральный закон от 26 
октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности 
(банкротстве)", задачами которого являются, 
с одной стороны, исключение из гражданского 
оборота неплатежеспособных субъектов, 
а с другой - предоставление возможности 
добросовестным предпринимателям улучшить 
свои дела под контролем арбитражного 
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой 
стабильности. В этом смысле институт 
банкротства служит гарантией социальной 
справедливости в условиях рынка, одним 
из основных элементов которого является 
конкуренция. Закон о банкротстве 2002 г. 
состоит из 12 глав включающих в себя 233 
статьи. Его действие распространяется 
на все юридические лица, за исключением 
казенных предприятий, учреждений, политических 
партий и религиозных организаций (пункт 
2 статьи 1). Также не могут быть признаны 
банкротами в порядке, предусмотренном 
Федеральным законом "О несостоятельности 
(банкротстве)", унитарные предприятия, 
не основанные на государственной или 
муниципальной собственности, к которым 
применяются нормы о казенных предприятиях, 
установленные Частью первой Гражданского 
кодекса РФ (Постановление Президиума 
ВАС РФ № 7358/02 от 22.10.2002 
Постановление Президиума ВАС РФ. 
     Кроме 
того, в систему законодательства, 
регулирующего несостоятельность (банкротство), 
входят: Федеральный закон от 25 февраля 
1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) 
кредитных организаций" (с изменениями 
и дополнениями), Федеральный закон от 
24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях 
несостоятельности (банкротства) субъектов 
естественных монополий топливно-энергетического 
комплекса", а также иные нормативные 
акты. К числу последних, в частности, следует 
отнести Постановление Правительства 
РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем 
органе, осуществляющем контроль за деятельностью 
саморегулируемых организаций арбитражных 
управляющих", Постановление Правительства 
РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении 
интересов Российской Федерации как кредитора 
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" 
(с изменениями и дополнениями), Постановление 
Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 
586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного 
управляющего в деле о банкротстве стратегического 
предприятия или организации" и др. 
Вопросам несостоятельности посвящены 
также и некоторые судебные акты - информационное 
письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 
2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях 
рассмотрения дел о несостоятельности 
(банкротстве) кредитных организаций", 
Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 
2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных 
с введением в действие Федерального закона 
"О несостоятельности (банкротстве)", 
Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 
2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики 
применения Федерального закона "О 
несостоятельности (банкротстве)" и 
др.
     Анализ 
действующего законодательства о банкротстве 
позволил сформулировать следующие 
принципиальные положения:
     1) 
институт банкротства не может 
быть отнесен только к одной 
отрасли права, поскольку является 
комплексным институтом права, 
сочетающим нормы различных его 
отраслей. В рамках гражданско-правового 
регулирования банкротство служит 
лишь одним из оснований ликвидации 
юридического лица, остальные же 
отношения (например, судебный и 
внесудебный порядок) урегулированы 
нормами других отраслей права.
     Таким 
образом, законодательство о несостоятельности, 
носящее комплексный характер, находится 
на стыке публичного и частного права. 
Поэтому не случаен тот факт, что 
Закон о банкротстве 2002 г., как 
и Закон о банкротстве 1998 г., наряду 
с материально-правовыми нормами 
содержит достаточно большое количество 
норм процессуального характера (основная 
часть таких норм, регламентирующих 
порядок разрешения дел о банкротстве, 
содержится в гл. III Закона о банкротстве 
2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального 
характера включена в главы, касающиеся 
особенностей применения процедур банкротства 
в отношении отдельных участников 
имущественного оборота);
     2) 
основной тенденцией законодательства 
о несостоятельности (банкротстве) 
является развитие его по схеме: 
общий закон - специальный закон 
- другие нормативные акты.
     К 
числу общих законов, прежде всего, 
следует отнести ГК РФ и Арбитражный 
процессуальный кодекс РФ (далее - АПК 
РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ 
дела о несостоятельности (банкротстве) 
рассматриваются арбитражным судом 
по правилам, предусмотренным АПК 
РФ, с особенностями, установленными 
федеральными законами, регулирующими 
вопросы несостоятельности (банкротства). 
Это означает, что во всех случаях, если 
иное не установлено специальными законами 
о банкротстве, применяются положения 
АПК РФ.
     Специальные 
законы - это Закон о банкротстве 
2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности 
(банкротстве) кредитных организаций", 
Федеральный закон "Об особенностях 
несостоятельности (банкротстве) субъектов 
естественных монополий топливно-энергетического 
комплекса".
     Необходимо 
отметить, что законодательство о 
несостоятельности (банкротстве) должно 
включать в себя не только акты федерального 
уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые 
по отдельным вопросам с учетом особенностей 
экономического развития отдельных 
субъектов РФ, специфики государственного 
управления в регионах;
     3) 
одним из направлений реформирования 
современного законодательства 
о несостоятельности (банкротстве) 
является внесение в него изменений 
и дополнений (порой лишь механическое). 
Такой путь зачастую сопровождается 
поспешными выводами, облекаемыми 
в форму различных законопроектов. 
Между тем в настоящее время 
важен концептуальный подход. В 
связи с этим в литературе 
обоснованно отмечается, что наиболее 
актуальной задачей в деле 
совершенствования законодательства 
о несостоятельности (банкротстве) 
является выработка единой концепции 
его реформирования, предполагающей 
поиск основных направлений изменения 
указанного законодательства с 
ясным представлением о целях, 
которые должны быть достигнуты, 
а также о системных последствиях 
внесения соответствующих изменений.  
 
 
 
 
 
     2. 
Понятие, критерии 
и признаки несостоятельности 
(банкротства) 
     Рассматривая 
понятие несостоятельности (банкротства) 
в действующем законодательстве 
России, следует признать, что, оно, 
с одной стороны, дано достаточно 
традиционно, а с другой - обладает 
определенной спецификой.
     В 
настоящее время законодательство 
о несостоятельности является одной 
из наиболее дискуссионных областей 
права, поэтому анализ правового 
регулирования несостоятельности, 
изучение тенденций в данной области, 
а также основных категорий несостоятельности 
являются весьма актуальными.
     В 
современном российском законодательстве 
понятие несостоятельности (банкротства) 
вводится положениями Закона о банкротстве 
2002 г., где указывается, что несостоятельность 
(банкротство) есть признанная арбитражным 
судом неспособность должника в 
полном объеме удовлетворить требования 
кредиторов по денежным обязательствам 
и (или) исполнить обязанность по 
уплате обязательных платежей (ст. 2). Следует 
заметить, что в дореволюционном 
законодательстве существовало достаточно 
близкое по своим содержательным 
элементам определение. Так, по мнению 
Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью 
следует понимать такое состояние 
имущества должника, установленное 
в судебном порядке, которое дает 
основание предполагать недостаточность 
его для равномерного удовлетворения 
всех кредиторов. 
     При 
этом гражданин считается неспособным 
удовлетворить требования кредиторов 
по денежным обязательствам и (или) исполнить 
обязанность по уплате обязательных 
платежей, если соответствующие обязательства 
и (или) обязанности не исполнены 
им в течение трех месяцев с 
момента наступления даты их исполнения 
и если сумма его обязательств 
превышает стоимость принадлежащего 
ему имущества, а юридическое 
лицо - если соответствующие обязательства 
и (или) обязанности не исполнены 
им в течение трех месяцев с 
момента наступления даты их исполнения. 
Таким образом, в основе несостоятельности 
(банкротства) лежит положение, согласно 
которому участник имущественного оборота, 
не оплачивающий товары, услуги, работы, 
налоги и другие обязательные платежи 
в течение трех месяцев, считается неспособным 
исполнить свои обязательства перед кредиторами. 
Для того чтобы избежать несостоятельности 
(банкротства), должник должен либо погасить 
свои обязательства, либо представить 
суду доказательства необоснованности 
требований кредиторов.