Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Российское
законодательство о несостоятельности
(банкротстве)………….5
2. Понятие,
критерии и признаки несостоятельности
(банкротства)………...10
Заключение……………………………………………………………………….17
Список
литературы………………………………………………………………18
Введение
В
любой цивилизованной стране с развитой
экономической системой одним из
основных элементов механизма правового
регулирования рыночных отношений
является законодательство о несостоятельности
(банкротстве).
Значение
института банкротства заключается
в том, что из гражданского оборота
исключаются неплатежеспособные субъекты
(в случае их ликвидации), что служит
оздоровлению рынка, а с другой стороны,
этот институт дает возможность ответственно
действующим субъектам предпринимательской
деятельности (гражданам предпринимателям
и юридическим лицам различных
форм собственности) реорганизовать свои
дела и вновь достичь финансовой
стабильности.
Можно
смело утверждать, что законодательство
о несостоятельности является центром
хозяйственного права любого государства,
законодательная, судебная и исполнительная
власти которого проводят целенаправленную
политику по формированию и поддержанию
цивилизованных традиций делового оборота.
Законодательное регулирование
банкротства направлено, прежде всего,
на разрешение конфликта между должником
и кредитором, в результате чего
происходит укрепление расчетно-платежной
дисциплины в экономике в целом.
Необходимость существования института
банкротства обуславливается несложными
законами рынка. Участники рыночного
оборота, по разным объективным и
субъективным причинам, не исполнившие
принятые ими денежные и иные имущественные
обязательства, создают проблемы и
даже не столько для себя, сколько
для своих партнеров и контрагентов.
Для
того чтобы арбитражный суд принял
заявление о банкротстве должника,
необходимо доказать наличие определенных
признаков банкротства и решить
вопрос о критерии несостоятельности.
Критерием предлагается считать
принятый законодательством общий
подход к неплатежеспособным должникам,
признаками - конкретные параметры, присутствие
которых необходимо, во-первых, для принятия
заявления о банкротстве судом, во-вторых,
для вынесения решения о признании должника
банкротом.
- Российское
законодательство о
несостоятельности (банкротстве):
основные черты и
тенденции развития
Существующие
государственные системы правового
регулирования несостоятельности
отличаются друг от друга теми конкретными
целями, которые ставят перед собой
законодатели тех или иных государств.
Эти цели могут быть самыми разнообразными,
к примеру:
-
увеличение возврата средств,
полученных в ходе реабилитационных
мероприятий или ликвидации должника,
в интересах всех сторон;
-
спасение бизнеса жизнеспособного
предприятия (и (или) юридического
лица);
-
справедливое распределение средств
между сторонами;
-
осуществление мер по реструктуризации
предприятия в период до банкротства
и т.д.
В
результате приоритетной задачей для
одних является повышение возврата
средств кредиторам (модель (концепция)
Манфреда Бальца), для других - спасение
бизнеса и сохранение рабочих
мест, что вызывает повышение цены
кредита в ущерб интересам
кредиторов (английская концепция). Третья
модель (американская, французская, российская
системы) ставит в качестве основной
задачи эффективное распределение
имущества и выполнение макроэкономических
функций. С этой точки зрения необходим
такой механизм правового регулирования
несостоятельности (банкротства), который
позволил бы найти компромисс между сохранением
жизнеспособных предприятий и недопустимостью
ущемления прав кредиторов.
С
этой точки зрения необходим такой
механизм правового регулирования
несостоятельности (банкротства), который
позволил бы найти компромисс между
сохранением жизнеспособных предприятий
и недопустимостью ущемления
прав кредиторов.
Действующее
российское законодательство о несостоятельности
(банкротстве) представляет собой сложную
систему правовых норм, основанием
которой, безусловно, являются положения
ГК РФ. Данные положения можно разделить
на три группы:
-
нормы ГК РФ, непосредственно
регулирующие несостоятельность
(банкротство) индивидуальных предпринимателей
(ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
-
нормы ГК РФ, содержащие специальные
указания по применению положений
о несостоятельности (банкротстве)
- ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения
требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной
ответственности лиц, которые
имеют право давать обязательные
для должника - юридического лица
указания либо иным образом
определять его действия, за доведение
должника до банкротства) и
др.;
-
нормы ГК РФ, непосредственно
не затрагивающие отношения несостоятельности
(банкротства), но имеющие определяющее
значение для решения вопросов,
возникающих в связи с несостоятельностью
(банкротством) юридических лиц (например,
положения, регулирующие организационно-правовые
формы юридических лиц, вопросы
ответственности за нарушение
обязательств и т.д.).
Центральное
место в системе правового
регулирования несостоятельности (банкротства)
занимает Федеральный закон от 26
октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)", задачами которого являются,
с одной стороны, исключение из гражданского
оборота неплатежеспособных субъектов,
а с другой - предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. В этом смысле институт
банкротства служит гарантией социальной
справедливости в условиях рынка, одним
из основных элементов которого является
конкуренция. Закон о банкротстве 2002 г.
состоит из 12 глав включающих в себя 233
статьи. Его действие распространяется
на все юридические лица, за исключением
казенных предприятий, учреждений, политических
партий и религиозных организаций (пункт
2 статьи 1). Также не могут быть признаны
банкротами в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве)", унитарные предприятия,
не основанные на государственной или
муниципальной собственности, к которым
применяются нормы о казенных предприятиях,
установленные Частью первой Гражданского
кодекса РФ (Постановление Президиума
ВАС РФ № 7358/02 от 22.10.2002
Постановление Президиума ВАС РФ.
Кроме
того, в систему законодательства,
регулирующего несостоятельность (банкротство),
входят: Федеральный закон от 25 февраля
1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" (с изменениями
и дополнениями), Федеральный закон от
24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса", а также иные нормативные
акты. К числу последних, в частности, следует
отнести Постановление Правительства
РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем
органе, осуществляющем контроль за деятельностью
саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих", Постановление Правительства
РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении
интересов Российской Федерации как кредитора
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства"
(с изменениями и дополнениями), Постановление
Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №
586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного
управляющего в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации" и др.
Вопросам несостоятельности посвящены
также и некоторые судебные акты - информационное
письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа
2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях
рассмотрения дел о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций",
Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля
2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)",
Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря
2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики
применения Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" и
др.
Анализ
действующего законодательства о банкротстве
позволил сформулировать следующие
принципиальные положения:
1)
институт банкротства не может
быть отнесен только к одной
отрасли права, поскольку является
комплексным институтом права,
сочетающим нормы различных его
отраслей. В рамках гражданско-правового
регулирования банкротство служит
лишь одним из оснований ликвидации
юридического лица, остальные же
отношения (например, судебный и
внесудебный порядок) урегулированы
нормами других отраслей права.
Таким
образом, законодательство о несостоятельности,
носящее комплексный характер, находится
на стыке публичного и частного права.
Поэтому не случаен тот факт, что
Закон о банкротстве 2002 г., как
и Закон о банкротстве 1998 г., наряду
с материально-правовыми нормами
содержит достаточно большое количество
норм процессуального характера (основная
часть таких норм, регламентирующих
порядок разрешения дел о банкротстве,
содержится в гл. III Закона о банкротстве
2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального
характера включена в главы, касающиеся
особенностей применения процедур банкротства
в отношении отдельных участников
имущественного оборота);
2)
основной тенденцией законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
является развитие его по схеме:
общий закон - специальный закон
- другие нормативные акты.
К
числу общих законов, прежде всего,
следует отнести ГК РФ и Арбитражный
процессуальный кодекс РФ (далее - АПК
РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ
дела о несостоятельности (банкротстве)
рассматриваются арбитражным судом
по правилам, предусмотренным АПК
РФ, с особенностями, установленными
федеральными законами, регулирующими
вопросы несостоятельности (банкротства).
Это означает, что во всех случаях, если
иное не установлено специальными законами
о банкротстве, применяются положения
АПК РФ.
Специальные
законы - это Закон о банкротстве
2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций",
Федеральный закон "Об особенностях
несостоятельности (банкротстве) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса".
Необходимо
отметить, что законодательство о
несостоятельности (банкротстве) должно
включать в себя не только акты федерального
уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые
по отдельным вопросам с учетом особенностей
экономического развития отдельных
субъектов РФ, специфики государственного
управления в регионах;
3)
одним из направлений реформирования
современного законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
является внесение в него изменений
и дополнений (порой лишь механическое).
Такой путь зачастую сопровождается
поспешными выводами, облекаемыми
в форму различных законопроектов.
Между тем в настоящее время
важен концептуальный подход. В
связи с этим в литературе
обоснованно отмечается, что наиболее
актуальной задачей в деле
совершенствования законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
является выработка единой концепции
его реформирования, предполагающей
поиск основных направлений изменения
указанного законодательства с
ясным представлением о целях,
которые должны быть достигнуты,
а также о системных последствиях
внесения соответствующих изменений.
2.
Понятие, критерии
и признаки несостоятельности
(банкротства)
Рассматривая
понятие несостоятельности (банкротства)
в действующем законодательстве
России, следует признать, что, оно,
с одной стороны, дано достаточно
традиционно, а с другой - обладает
определенной спецификой.
В
настоящее время законодательство
о несостоятельности является одной
из наиболее дискуссионных областей
права, поэтому анализ правового
регулирования несостоятельности,
изучение тенденций в данной области,
а также основных категорий несостоятельности
являются весьма актуальными.
В
современном российском законодательстве
понятие несостоятельности (банкротства)
вводится положениями Закона о банкротстве
2002 г., где указывается, что несостоятельность
(банкротство) есть признанная арбитражным
судом неспособность должника в
полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей (ст. 2). Следует
заметить, что в дореволюционном
законодательстве существовало достаточно
близкое по своим содержательным
элементам определение. Так, по мнению
Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью
следует понимать такое состояние
имущества должника, установленное
в судебном порядке, которое дает
основание предполагать недостаточность
его для равномерного удовлетворения
всех кредиторов.
При
этом гражданин считается неспособным
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязательства
и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с
момента наступления даты их исполнения
и если сумма его обязательств
превышает стоимость принадлежащего
ему имущества, а юридическое
лицо - если соответствующие обязательства
и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с
момента наступления даты их исполнения.
Таким образом, в основе несостоятельности
(банкротства) лежит положение, согласно
которому участник имущественного оборота,
не оплачивающий товары, услуги, работы,
налоги и другие обязательные платежи
в течение трех месяцев, считается неспособным
исполнить свои обязательства перед кредиторами.
Для того чтобы избежать несостоятельности
(банкротства), должник должен либо погасить
свои обязательства, либо представить
суду доказательства необоснованности
требований кредиторов.