Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:24, реферат

Краткое описание

Потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Данное определение "потребителя" указывает на то, что гражданин - это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

Изготовителем признается организация (независимо от ее формы собственности), а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Оглавление

Введение_______________________________________________________________3

Основные понятия_______________________________________________________4

Ответственность за ненадлежащую информацию_____________________________6

Ответственность продавца при продаже товара с недостатками_________________8

Административная ответственность______________________________________________10

Гражданско-правовая ответственность_____________________________________12

Уголовная ответственность______________________________________________13

Заключение____________________________________________________________15

Список литературы_____________________________________________________16

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование коммерческой деятельности.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет»

Факультет «МиМ»

Кафедра «ЭТ и УКД»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Правовое регулирование коммерческой деятельности»

 

на тему: «Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя »

 

 

 

 

 

 

 

           Выполнила:                                                   студентка группы 5-27-2з

          Коробейникова И.А.

 

                                                                             

          Проверила:                                                             Трибушный  И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2007

Содержание:

 

Введение_______________________________________________________________3

 

Основные понятия_______________________________________________________4

 

Ответственность за ненадлежащую информацию_____________________________6

 

Ответственность продавца при продаже товара с недостатками_________________8

 

Административная ответственность______________________________________________10

 

Гражданско-правовая ответственность_____________________________________12

 

Уголовная ответственность______________________________________________13

 

Заключение____________________________________________________________15

 

Список литературы_____________________________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

7 апреля 1992 г. в России вступил  в силу Федеральный закон "О  защите прав потребителей". В настоящее время действует Федеральный закон "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.  
 
Закон РФ "О защите прав потребителей" направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми  актами. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции  и услуг", "О стандартизации", "О рекламе", "О страховании", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и т. д.

    В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.

 

     Потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Данное определение "потребителя" указывает на то, что гражданин - это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

 

   Изготовителем признается организация (независимо от ее формы собственности), а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В данном случае, опираясь на ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, реализующие товар (работу, услугу) потребителю, могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) или некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации).

Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1, ст. 23. ГК РФ). Таким образом изготовителем признается лишь то лицо, которое производит товары для их реализации потребителям. Однако сам изготовитель реализует произведенный им товар торгующим организациям, но не самому потребителю. Изготовитель, самостоятельно реализующий изготовленные им товары потребителю, в таком случае будет считаться продавцом.

 
   Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Юридическим основанием возникновения каких-либо отношений потребителя и исполнителя являются в данном случае заключенные между ними договоры, например договор - подряда, перевозки, аренды, заказа и т. д. Признак возмездности выполненной работы, оказанной услуги является основным условием выдвижения на основании Закона требований к организации любой формы собственности.

     Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Говоря о договоре купли-продажи товара, работы, услуги потребителю, прежде всего следует иметь в виду одну из его разновидностей - договор розничной купли-продажи, где одной из сторон, осуществляющей розничную торговлю, выступает предприятие или индивидуальный предприниматель. Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

    Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Требования государства в отношении качества товаров, работ и услуг определены в документах по стандартизации. Эти требования подлежат обязательному исполнению. В стандартах находят отражение обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг, направленные на охрану жизни, здоровья и имущества потребителя. Таким образом, государство охраняет права потребителей.

      В преамбуле к Закону дается понятие "недостатка товара (работы, услуги)". Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение "недостаток" делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя. 
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). 
 
     Существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Главное отличие существенного недостатка от недостатка, состоит в том, что он делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением. При определении недостатка как существенного между потребителем, продавцом, изготовителем, исполнителем возникают споры, потому что признаки понятия "существенный недостаток" носят субъективный характер. Так, к признаку "невозможное или недопустимое использование товара в соответствии с его целевым назначением" может быть отнесен любой недостаток. Что касается другого признака - "недостаток для устранения которого требуются большие затраты", следует отметить, что он не раскрывает понятия "большие затраты", а в законодательстве РФ отсутствует единое понимание этого критерия. И только лишь многочисленная судебная практика поможет разрешить вопрос о недостатке и существенном недостатке. 
Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.

     Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Требования к обеспечению безопасности товара, а также к безопасности процесса выполнения работы, оказанию услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются в государственных стандартах. К технически сложным товарам устанавливаются требования по безопасности, а для продуктов питания утверждаются специальные предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья добавок, концентратов и других веществ. Ст. 238 Уголовного кодекса РФ "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" имеет целью обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, приобретающих для личного потребления продовольственные и промышленные товары либо пользующихся работами, услугами. Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям производится маркировка продукции знаком соответствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность за ненадлежащую информацию

 

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять  
потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую ему возможность правильного выбора (п.1 ст.10 Закона). 
 
В ст. 10 Закона содержится объем требований, к информации обо всех товарах, оказываемых работах и услугах. Информация обо всех товарах, а также об оказываемых услугах должна содержать: 
* обозначения стандартов, требованиям которых соответствуют товары (работы, услуги);

* сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

* цена и условия приобретения товара (работ, услуг);

* правила и условия эффективного  и безопасного пользования товарами (работами, услугами);

* место нахождения (юридический  адрес) изготовителя (исполнителя,  продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы); 
* информацию о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Предусмотрена конкретная форма, такой информации: маркировка знаком соответствия, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем;

*информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). 
Информация о продуктах питания помимо вышеуказанной должна содержать в себе:

* сведения о составе продукта (в том числе перечень использованных  в процессе его изготовления  иных продуктов питания и пищевых добавок);

* сведения о весе или объеме продукта;

* калорийность продукта;

* содержание в продукте вредных для здоровья человека веществ (сравнительно с обязательными требованиями стандарта); 
* противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации); 
* при упаковке или расфасовке продуктов питания на территории РФ они снабжаются информацией о месте их изготовления.

     Если при определенных условиях возможна потеря каких-либо потребительских свойств продукта питания (например, хранение во влажном месте), то на упаковке товара указываются правила его хранения "Хранить в сухом месте" и способ восстановления свойств (например, на упаковке готовых завтраков "Подушечки", "Хлопья" и т. д. указывается следующая информация: "В случае потери хрустящих свойств продукт рекомендуется подсушить"). 
 
Важное значение как один из способов информирования имеет правильное, доступное и красочное оформление витрин. Например, в витринах магазина, ателье выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже или изготавливаться в организации. Каждый образец снабжается четко оформленным ярлыком и ценником. Прейскуранты цен на товары или услуги должны висеть на видном месте. По мере необходимости и с учетом сезона витрины обновляются. Витрины должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями и обеспечены средствами, предупреждающими запотевание или обледенение стекол. В вечернее время витрины должны быть хорошо освещены. Образцы товаров, находящиеся в витринах, могут быть проданы по требованию покупателя. Образцы товаров, используемые как элемент композиционного оформления витрин или являющиеся инвентарем организации, ярлыками и ценниками не оформляются и продаже не подлежат.

    Закон "О защите прав потребителей" не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

* недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности;

Информация о работе Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя