Особенности развития предпринимательства в России в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов.
Наибольшее развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I. По всей России создавались мануфактуры, бурно развивались такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существующим крепостным правом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Сущность предпринимательства……………………………...…………….…4
1.2. Организационно-экономические формы предпринимательства………….…7
1.3. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора ………..……………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………………………………….15
2.1. Развитие коммерции и предпринимательства...……………………………..16
2.2. Акционеры и паевые фирмы………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….27

Файлы: 1 файл

3 курс 6 сем Основы Предпринимательства.rtf

— 281.99 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Камская государственная инженерно-экономическая академия 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Основы предпринимательства»

На тему: «Особенности развития предпринимательства в России в ХХ веке» 
 

                Выполнил: студентка 

              Проверил:

              Ст. преподаватель кафедры

              Упорова Т.И. 
               
               
               
               
               
               
               

Набережные Челны

2009

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………………………..3

Глава 1. История возникновения предпринимательства

1.1. Сущность предпринимательства……………………………...…………….…4

1.2. Организационно-экономические формы предпринимательства………….…7

1.3. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора ………..……………………………………………………………………..11 

    Глава 2. развитие предпринимательства в современной России…………………………………………………………………………….15

2.1. Развитие коммерции и предпринимательства...……………………………..16

2.2. Акционеры и паевые фирмы………………………………………………….18 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы……………………………….27 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов.

       Наибольшее развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I. По всей России создавались мануфактуры, бурно развивались такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существующим крепостным правом.

        Серьезным развитием предпринимательства стала реформа 1861 года. Начинается строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства.

       В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается  паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки, коммерческие, земельные и др. К началу XX века в Российской экономике 2/3 всей промышленности производилась в  акционерных паевых и других коллективных формах предпринимательства деятельности и лишь одна треть приходилась на  единоличные формы.

       В России после окончания I Мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской был взят курс на ликвидацию рыночных отношений. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы все средства производства и имущество всех частных предприятий.  

Глава 1. История возникновения предпринимательства 

       1.1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

       Выявлению сущности предпринимательства и предпринимательской деятельности уделяли и уделяют внимание многие экономисты и представители других отраслей знаний. Этим объясняется то, что в научной литературе нет единого определения сущности предпринимательства. Поэтому необходимо ознакомиться с основными  имеющимися  определениями. 

       По мнению американских ученых предпринимательство - это вид деятельности по осуществлению смелых и важных проектов. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, улучшить уже существующее, высвобождающим в обществе потенциал, превращающий идеи в реальность.

       В западноевропейских странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого поиск ориентированный на инновации.

       Интерес вызывает точка зрения российского экономиста А.В. Бусыгина о сущности предпринимательства, под которой он понимает стремление к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной  идеи.

       Обобщая, можно сделать вывод о том, что предпринимательство - это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении, умении находить и воплощать идеи в предпринимательские проекты. Предпринимательской деятельности присущи свои специфические черты, которые являются принципами предпринимательства.

       Предприниматель выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект, ведущий собственное дело. Однако эта независимость относительна, так как она предопределена законами рынка.

       Предпринимательской деятельности присущ риск, то есть вероятность возникновения убытков. Риск - это оборотная сторона свободы и независимости предпринимателя. Причины возникновения  риска  в непредсказуемости рыночной ситуации и новаторском характере предпринимательства.

       Предпринимательская деятельность предполагает материальную ответственность за свое дело. Эта ответственность может быть различна: или в пределах всего имущества предпринимателя, или в пределах его пая.

       Предпринимателю присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой как среди самих предпринимателе, так и  между предпринимателем и другими хозяйствующими субъектами.

       Предпринимательская деятельность имеет цель, направленность - предпринимательская деятельность  немыслима без получения прибыли. Однако  цель предпринимательства нельзя сводить только к прибыли: она включает в себя как коммерческий успех во всех его проявлениях, так и социальные аспекты.  

       Социально-экономические аспекты направленности предпринима-тельской деятельности проявляются в тех функциях, которые она выполняет в жизни общества:

       Удовлетворение потребностей рынка, рост производство на микро- и макро- уровнях;

       Перераспределение ресурсов и создание такой структуры национального хозяйства, которая отвечает рыночным потребностям;

       Появление и развитие новых направлений в самых различных сферах экономической и социальной жизни;

       Привлечение наемных работников к управлению  и другие.

       Процесс научного осмысления практики предпринимательства получил в научной литературе название теория предпринимательской функции. Данная теория развивалась на протяжении длительного времени, как принято говорить «тремя волнами».

       «Первая волна»  возникла в начале XVIII века. Первым ученым экономистом, разработавшим концепцию предпринимательства (1725), является Ричард Кантильон французский экономист шотландского происхождения. По его определению предприниматель - это человек, действующий в условиях риска, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход,  и готовностью к потерям.

       К последователям этого течения можно отнести Й.  Тюнена и Г. Мангольдта - представителей немецкой классической школы Х1Х века, а также американского экономиста Ф. Найта.

        Английский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) в своих работах изложил классические принципы функционирования рынка, его теория до настоящего времени не утратила своего значения. Он также дал характеристику главному субъекту всех рыночных процессов - фигуре предпринимателя. По мнению Смита, предприниматель - это собственник, в первую очередь собственник капитала, осуществляющий свою деятельность и рискующий ради получения прибыли.

       Такое определение предпринимателя существенно расширил в XIX веке французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832 гг.). Он наряду с такой существенной чертой предпринимателя, как наличие собственности и готовность идти на риск, указал на то, что деятельность предпринимателя основывается на комбинировании имеющихся ресурсов, с целью получения наилучшего результата.

       Инновационность, как основная отличительная черта предпринимателя стала предметом исследования в рамках «второй волны» теории предпринимательства. Основоположником этого направления является крупнейший представитель мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.).

       В своих работах Й.Шумпетер рассматривал предпринимателя, как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать новую комбинацию факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

       Все названные выше исследователи предпринимательской функции основывались на моно функциональности предпринимательской роли, то есть толковали ее односторонне.

       Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны», которая стала результатом теоретических исследований австрийских экономистов Л. Мизес и Ф. Хайек.

       Они сосредоточили внимание на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимателя как регулирующего элемента в уравновешивании экономической системы.

       Современный этап развития теории предпринимательства можно отнести к «четвертой волне». Ее появление связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства. 

1.2. Организационно-экономические формы

предприниМАтельства 

       На основании Гражданского Кодекса РФ (ст. 121)  коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

       Концерн - форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технических связей. В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. В них нашли частичное воплощение ликвидированные министерства производственной сферы.

       Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных окупаемых направлениях.  Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельных товаропроизводителей. Важнейшим признаком концернов стало единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не  по договору, а по существу экономических отношений.

       Ассоциация - это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, имеющее, как правило, ограниченную, а порой чисто номинальную ответственность.

Информация о работе Особенности развития предпринимательства в России в ХХ веке