Организационно-правовая форма предприятия как общество с дополнительной ответственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей правового положения такой довольно интересной организационно-правовой формы предприятия как общество с дополнительной ответственностью.
Для достижения данной цели автор курсовой работы должен решить следующие задачи:
– дать общую характеристику организационно-правовой форме общество с дополнительной ответственностью;
– рассмотреть особенности учреждения ОДО;
– рассмотреть права и обязанности участников общества с дополнительной ответственностью;
– рассмотреть органы управления ОДО;

Файлы: 1 файл

ОДО.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК РФ. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как показывает практика, указание в учредительном договоре компании неточных данных о государственной регистрации одного из учредителей само по себе не будет основанием для признания договора ничтожным в части вхождения этого лица в состав учредителей. Очевидно, что учредительный договор может быть заключен только при наличии не менее двух учредителей юридического лица.

Для обществ с одним  учредителем установлен один учредительный  документ – устав. Изменение количественного  состава участников общества влияет на число учредительных документов. При увеличении числа участников общества возникает необходимость заключения между ними учредительного договора, а при уменьшении до одного участника учредительный договор прекращает свое действие, так как исчезает основание возникновения договора («соглашение двух или нескольких лиц» – ст. 420 ГК РФ).

Учредительный договор действует  с момента его заключения до момента  ликвидации юридического лица.

К учредительным документам ОДО относится также устав, утверждаемый учредителями. Если учредительный договор  и устав были разработаны заранее, возможно их одновременное принятие собранием учредителей, но, как правило, заключение учредительного договора начинает формализованный процесс создания общества. Закон не требует специальной  формы ни для договора, ни для  устава.

Требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 Закона. Устав должен включать следующую информацию:

– полное и сокращенное фирменное наименование общества;

– сведения о месте нахождения общества;

– сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– сведения о размере уставного капитала общества;

– сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

– права и обязанности участников общества;

– сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

– сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

– сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

– иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общества может также  содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что в  уставе общества содержатся положения, противоречащие Закону и иным федеральным  законам, они не должны применяться  судом при разрешении возникшего спора.

В случае несоответствия положений  учредительного договора и положений  устава общества приоритет, как для  участников общества, так и для  третьих лиц, имеют положения  устава общества (п. 5 с. 12 Закона). Хотя, по логике вещей первичным документом является учредительный договор, заключаемый учредителями именно для создания общества и определяющий порядок ведения совместной деятельности учредителей по созданию общества[4].

Оригинал устава и учредительного договора хранятся согласно ст. 50 Закона по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества или в ином месте, определенном участниками, а копии учредительных документов вправе получить все участники общества.

Следует отметить, что устав  определяет только корпоративные отношения  с участием юридического лица и его  учредителей. Когда созданное юридическое  лицо является корпорацией, т.е. основано на строго фиксированном членстве, устав регламентирует отношения, возникающие  между юридическим лицом, его  учредителями (участниками, членами) и  лицами, действующими в качестве его  органов.

Получается, что корпоративные  отношения между юридическим  лицом и его учредителями успешно  регламентируются как учредительным  договором, так и уставом. Между  тем обязательственные отношения  между учредителями юридического лица, а также корпоративные отношения  между учредителями в юридических  лицах – учреждениях можно  установить и урегулировать либо учредительным договором, либо договором  о совместной деятельности по созданию юридического лица, но не уставом.

Учитывая функции, которые выполняет  учредительный договор в процессе создания и деятельности юридического лица, его существование в российском праве, по мнению Н.В. Козловой, представляется излишним, поскольку он может быть заменен, с одной стороны, договором о совместной деятельности по созданию юридического лица, с другой стороны – уставом[5].

Изменение учредительного договора возможно только по единогласному решению  участников, в то время как внесение изменений в устав общества осуществляется большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов  участников, если необходимость большего числа голосов для решения  этого вопроса не предусмотрена  уставом общества (п. 8 ст. 37 Закона).

Как замечает С.Д. Могилевский, в результате подобного правового регулирования возникают «реальные возможности создания искусственных коллизий положений устава и договора, когда через менее жесткую процедуру внесения изменений в устав общества будут подвергаться сомнению положения договора»[6].

Процесс создания общества с  дополнительной ответственностью завершается  его государственной регистрацией.

Общество подлежит государственной  регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических  лиц, в порядке, установленном федеральным  законом о государственной регистрации  юридических лиц (ст. 13 Закона «Об ООО»).

Государственная регистрация  юридического лица – акты уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических  лиц, а также иных сведений о юридических  лицах.

По своей природе акт государственной  регистрации юридического лица имеет  гражданско-правовой характер, так  как создается субъект гражданского права[7]. Именно с государственной регистрацией юридического лица, закон связывает возникновение нового субъекта права. Единственным доказательством существования юридического лица является его включение в Единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным Правительством РФ.

Государственная регистрация  юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа ОДО, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту  нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

За государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах. При государственной  регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются ряд документов (ст. 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такие документы непосредственно подаются или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В число таких документов законодатель включил:

а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что  представленные учредительные документы  соответствуют установленным законодательством  Российской Федерации требованиям  к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в  этих учредительных документах, иных представленных для государственной  регистрации документах, заявлении  о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для  юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в  том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной  регистрации, и в установленных  законом случаях согласованы  с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или  иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы  юридического лица (подлинники или  засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных  юридических лиц соответствующей  страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной  пошлины.

На практике, зачастую между  лицами, пожелавшими создать ООО, проходят предварительные переговоры с подписанием протокола (такого рода действия законодательством не предусмотрены). Данные письменные свидетельства  предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной  регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Согласно статье 12 Закона о регистрации при государственной  регистрации юридического лица в  регистрирующий орган представляются, в том числе, учредительные документы  юридического лица.

При государственной регистрации  юридического лица заявителями могут  являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявителю при предоставлении всех необходимых документов в этот же день выдается расписка в получении  документов с указанием перечня  и даты их получения регистрирующим органом. В случае поступления в  регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение  рабочего дня, следующего за днем получения  документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отказ в государственной  регистрации допускается в случае (п. 1 ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

– непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– когда один из учредителей находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Решение полномочного органа об отказе в регистрации, должно быть, мотивировано со ссылкой на норму  закона. Такое решение об отказе в государственной регистрации  направляется лицу, указанному в заявлении  о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной  регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение о государственной  регистрации ОДО, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий  государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

 

2 Участие в деятельности  ОДО

2.1 Права и обязанности  участников ОДО

Участниками ОДО могут  являться юридические лица и граждане, в том числе профессионально  не занимающиеся предпринимательской  деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об ООО). ОДО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Законодательством установлено  ограничение количественного состава  участников ОДО – не более 50. В  случае, если число участников общества превысит установленный предел, ОДО  должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив; в противном случае оно  подлежит ликвидации в судебном порядке  по требованию уполномоченных органов.

Права участников ОДО представляют собой весьма интересный предмет  исследования не только с научной, но и с практической точки зрения. Правоотношения, возникающие между  обществом и его участником, составляют основу внутренней структуры любого юридического лица, отличают одну правовую форму от другой и наряду с другими  характеристиками определяют выбор  учредителей при создании организации[8].

Классификация прав участников ОДО производится путем выделения  таких категорий, как имущественные, неимущественные и управленческие; основные и дополнительные; императивно  и диспозитивно закрепленные.

В п. 1 ст. 67 ГК РФ императивно закреплен минимум прав участников хозяйственных обществ, который может быть расширен применительно к отдельным видам обществ ГК РФ, специальными законами о хозяйственных обществах, в нашем случае Законом об ООО и учредительными документами. Напротив, ограничить права участников, содержащиеся в указанной статье, учредительными документами нельзя, так как данный перечень носит императивный характер. Согласно указанной норме участники общества вправе участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества; знакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией общества; принимать участие в распределение прибыли; получать в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Информация о работе Организационно-правовая форма предприятия как общество с дополнительной ответственностью