Оптимизация производственной программы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:42, реферат

Краткое описание

Применяемые при планировании нормативные материалы должны в условиях рынка ориентировать каждое предприятие на получение высоких результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….2
Глава1
1. Метод научного обоснования………………………………………………………...3
2. Виды методов………………………………………………………………………….5
2.1. Аналитически- расчётный метод…………………………………………………..5
2.2. Аналитически-исследовательский метод………………………………………….6
2.3. Экспериментальный, или опытный, метод………………………………………...6
2.4. Отчётно-статистический метод…………………………………………………….6
Глава2
Структура тактических планов……………………………………………………...9
Взаимосвязь тактических планов.……………………………………………...…11
Этапы разработки тактических планов……………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

планирование контр.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2:

  1. Структура тактических планов.

Состав разделов и показателей  тактического плана зависит от специфики  и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния  экономики, рыночной конъюнктуры и  т.д. В расширенном варианте тактический  план содержит следующие разделы: экономическая  эффективность производства; нормы  и нормативы; производство и реализация продукции; материально-техническое  обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства, прибыль и рентабельность; инновации (техническое и организационное  развитие предприятия); инвестиции и  капитальное строительство; охрана природы и рациональное использование  природных ресурсов; социальное развитие коллектива; фонды специального назначения; финансовый план. Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается  план инноваций, а на базе портфеля заказов — план производства и  реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным в структуре тактического плана. Он устанавливает возможности  предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли  и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу  и оплате труда. Важное место в  структуре плана отводится плану  инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и экономическую  политику предприятия в планируемом  периоде. Мероприятия плана инноваций  служат средством обоснования плана  по инвестициям и капитальному строительству  предприятия. План инноваций органически  связан с планом по инвестициям. Эта  связь двусторонняя: мероприятия  плана инноваций определяют требуемый  объем инвестиций и направления  их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при  отборе инновационных проектов. Объем  инвестиционных ресурсов, которыми может  располагать предприятие в планируемом  периоде, обосновывается в плане  по фондам специального назначения (фонду  развития). Здесь также рассчитывается величина средств, направляемых на потребление, социальное развитие, природоохранные  мероприятия, создание страховых резервов. На основе мероприятий плана инноваций  формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью  которых достигается реальность всех планов. План инноваций служит средством обоснования производственной мощности предприятия, необходимой  для расчета производственной программы  предприятия, поскольку мероприятия  плана инноваций предусматривают  ввод дополнительной мощности за счет нового строительства, расширения, технического перевооружения, реконструкции и  модернизации основных фондов. Заключительным в структуре тактического плана  является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия  и связан со всеми остальными разделами  плана предприятия. Разработка тактического плана с указанной структурой возможна на основе хорошо продуманной  стратегии, которая требует значительного  времени, ресурсов и квалифицированных  кадров плановых работников. Поэтому  такой план применяют стабильно  работающие предприятия с развитой системой управления. Временной лаг  плана 1-5 лет. Известно, что чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнять, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и  времени возникает из-за несбалансированности разделов плана, наличия в нем  просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей. Поэтому многие предприятия  стремятся сократить число планируемых  объектов, увеличив при этом глубину  проработки плановых решений. Кроме  того, неопределенность экономической  ситуации, отсутствие средств для выполнения социальных, научно-технических, природоохранных и иных программ, неустойчивое финансовое положение, да и просто негативное отношение к планированию, сложившееся в переходный период к рыночной экономике, не стимулируют разработку плана по широкому кругу показателей и развернутой структуре. А это, в свою очередь, усугубляет ситуацию, вызывает штурмовщину, простои из-за неисправности машин и оборудования, отсутствия сырья и материалов, неритмичную поставку продукции и ухудшение экономического положения предприятий. Выход из этого положения может быть один — планирование производственно-хозяйственной деятельности по такой системе показателей, которая в наибольшей мере соответствует потребностям предприятия. Проведенные исследования показали, что минимальный состав разделов тактического плана, без которых план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйственные области деятельности и процессы. Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы: производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства; финансовый план.

 

 

 

    1. Взаимосвязь тактических планов.

Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную общей стратегией. Реклама "Фотомата" в фотомагазинах будет тактикой, согласующей со стратегией компании, направленной на увеличение ее доли рынка по обработке 35-мм пленки. Вот принципиальные отличия тактических планов от страгтегических:

1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.

2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.

3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стра-тегия.

4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правила, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Ниже привидены принципы планирования:

1. Ранжирование объектов по степени важности.

2. Сбалансированность плана.

3. Согласованность плана с параметрами внешней среды.

4. Преемственность стратегического и тактического планов.

5. Социальная ориентация плана (обеспечение экономической и эргономической безопасности).

6. Автоматизация системы планирования.

7. Обеспечение обратной связи.

8. Экономическая обоснованность плановых показателей.

9. Применение к планированию научных подходов, методов.

10. Адаптивность к ситуации.

Планирования в условиях определенности производится при наличии  полной и достоверной информации о состоянии внутренней и внешней  среды, о проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др.

В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным  стимулом и ограничением при принятии плановых решений.

Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что  избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать  мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы разработки тактических планов.

•задача – это ожидаемый  результат, который обязательно  должен быть достигнут в планируемый период;

•цель – это ожидаемый  результат, который нельзя достигнуть в планируемый период, но он необходим  компании.

Тогда на практике процессы планирования целесообразно разделить на следующие виды:

•планирование целей,

•планирование задач,

•планирование работ, не связанных  с основной деятельностью компании.

Поясним смысл третьего вида планирования. У любой компании есть множество не основных, сопутствующих, но обязательных для нее работ. Так, ежеквартально должны сдаваться  статистическая отчетность и бухгалтерский  баланс, практически постоянно должны выполняться различные планы  мероприятий (по предписаниям пожарных, по технике безопасности и т.п.). Конечно, достижение результатов этих работ  можно считать задачами, но лучше  их выделить в отдельный вид –  очень часто о них забывают или никто их не контролирует, а  наказание за невыполнение может быть суровым.

Введенная иерархия планирования примерно соответствует принятому  в теории делению планов на долгосрочные, краткосрочные и единовременные. Так, стратегическое планирование занимается определением целей и путей их достижения. Тактическое планирование – в нашем контексте это планирование задач. Учиться планировать необходимо начинать именно с этой ступени. Такую работу должны уметь делать все менеджеры на любом уровне управления. Планирование задач гораздо более конкретно из-за многократного повторения трудовых операций. В процессе составления таких планов легко приобретаются навыки управления, отрабатываются взаимосвязи внутри организации. Более того, что при планировании задач используются те же принципы и правила формирования плана, что и при других видах планирования.

В теории под планированием  понимается процесс, который включает следующие действия:

•постановку целей и задач;

•составление программы  действий;

•выявление необходимых  ресурсов и их источников;

•определение исполнителей.

В процессе планирования действия сотрудников (самой компании и ее подразделений) упорядочиваются по времени и этапам работ для достижения заранее определенных, но еще не достигнутых результатов.

Для создания тактического плана, согласно подходу М. Мескона, руководителю необходимо осуществить планирование действий, которое включает следующие этапы.

Этап 1. Определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей.

Этап 2. Установление имеющих  определяющее значение взаимосвязей между  основными видами деятельности. Это, по существу, связано с изучением  операций с общих позиций и  созданием календарного плана их выполнения в надлежащей последовательности.

Этап 3. Уточнение ролей  и взаимоотношений, делегирование  соответствующих полномочий для  выполнения каждого вида деятельности.

Этап 4. Оценка затрат времени  для каждой основной операции и подоперации.

Этап 5. Определение ресурсов, необходимых для каждой операции, обычно – посредством составления бюджета.

Этап 6. Проверка сроков и коррекция планов действий.

На практике крайне редко  приходится выполнять весь объем  работ по планированию действий, предложенный М. Месконом. Пожалуй, все эти этапы работ исполняются или при реализации проектов, или при начале оказания услуги (начале выпуска новой продукции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Применяемые при планировании нормативные материалы должны в  условиях рынка ориентировать каждое предприятие на получение высоких  результатов своей производственно-хозяйственной  деятельности. А для этого сами нормы и нормативы должны соответствовать  многим требованиям современного рынка. Прежде всего они должны быть по своим значениям научно обоснованными и прогрессивными, едиными и равнонапряженными, а также доступными и удобными при расчётах. Этим требованиям в наиболее полной мере соответствуют нормативы, разработанные на основе анализа и проектирования содержания или технологии выполняемых работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
  2. Стратегическое планирование под ред. А.Н. Петрова, 2-е изд., С-Пб.: «Знание», 2004 г.
  3. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000 г. – 416 с.
  4. Yandex.ru
  5.  


Информация о работе Оптимизация производственной программы предприятия