Оценка предпринимательских рисков в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

В основной части работы мы рассмотрим основные виды предпринимательских рынков, проанализируем причины их возникновения, а также обратим внимание ряд сопутствующих вопросов. Прежде чем воплотить намеченный план в жизнь, дадим определение предпринимательского риска.

Оглавление

Введение
Глава 1. Предпринимательские риски и их характеристика
1.1 .Предпринимательские риски: понятие, виды, сущность и характеристика
1.2. Методы оценки предпринимательских рисков в современных условиях
Глава 2. Минимизация предпринимательских рисков как основа деятельности
предприятия
2.1. Определение потребности предприятия в необходимых финансовых ресурсах для
обеспечения своей деятельности
2.2. Основные факторы, способствующие снижению предпринимательских рисков и их
использование в деятельности предприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

оценка предпринимательских рисков.docx

— 68.22 Кб (Скачать)

Последняя группа терминов D означает, что все  транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие  конкретные ситуации:

    • DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;
    • DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна; 
    • DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
    • DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
    • DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической  литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским  риском, однако коммерческий риск —  это один из видов риска предпринимательского.

Финансовый риск.

  Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

К финансовому  риску относятся:

    • валютный риск;
    • кредитный риск;
    • инвестиционный риск.

 Поскольку  в последнее время для отечественных  предпринимателей все большую  актуальность приобретает учет  валютного риска, рассмотрим данный  вид экономического риска более  подробно.

Валютный  риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса  валют, которое может произойти  в период между заключением контракта  и фактическим производством  расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый  с учетом покупательной способности  валют, весьма подвижен.

Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно  выделить состояние платежного баланса, уровень инфляции, межотраслевую  миграцию краткосрочных капиталов. В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение  спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы.

В свою очередь  валютный курс оказывает серьезное  воздействие на внешнеэкономическую  деятельность страны, являясь одной  из предпосылок эквивалентности  международного обмена. Тот или иной его уровень в значительной мере влияет на экспортную конкурентоспособность  страны на мировых рынках. Заниженный валютный курс позволяет получить дополнительные выгоды при экспорте и способствует притоку иностранного капитала, одновременно дестимулируя импорт. Противоположная  экономическая ситуация возникает  при завышенном курсе валюты (снижается  эффективность экспорта и растет эффективность импорта).

Значительные  непредвиденные колебания, отрыв валютного  курса от соотношений покупательной  способности усиливают напряженность  в валютно-финансовой сфере, нарушают нормальный международный обмен.

Валютный  риск включает в себя три разновидности:

    • экономический риск;
    • риск перевода;
    • риск сделок.

Экономический риск для предпринимательской фирмы  состоит в том, что стоимость  ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих  изменений валютного курса. Это  также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых —  акции или долговые обязательства  — приносят доход в иностранной  валюте.

Риск  перевода имеет бухгалтерскую природу  и связан с различиями в учете  активов и пассивов фирмы в  иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной  валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.

Следует иметь в виду, что риск перевода представляет собой бухгалтерский  эффект, но мало или совсем не отражает экономический риск сделки. Более  важным с экономической точки  зрения является риск сделки, который  рассматривает влияние изменения  валютного курса на будущий поток  платежей, а, следовательно, на будущую  прибыльность предпринимательской  фирмы в целом.

Риск  сделок — это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям  в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости  в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или  предоставлении кредитов и состоит  в возможности изменения величины поступления или платежей при  пересчете в национальной валюте.

Кроме этого, следует различать  валютный риск для импортера и  риск для экспортера. Риск для экспортера — это падение курса иностранной  валюты с момента получения или  подтверждения заказа до получения  платежа и во время переговоров. Риск для импортера — это повышение  курса валюты в отрезок времени  между датой подтверждения заказа и днем платежа.

Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения  валютных курсов. Одним из важнейших  видов рисков деятельности предпринимательской  фирмы в условиях рыночной экономики  является кредитный риск. Кредитный  риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих  финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для  финансирования деятельности фирмы  внешнего займа. Следовательно, кредитный  риск возникает в процессе делового общения предприятия с его  кредиторами: банком и другими финансовыми  учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.

Разнообразие  видов кредитных операций предопределяет особенности и причины возникновения  кредитного риска: недобросовестность заемщика, получившего кредит; ухудшение  конкурентного положения конкретной предпринимательской фирмы, получившей коммерческий или банковский кредит; неблагоприятная экономическая  конъюнктура; некомпетентность руководства  предпринимательской фирмы и  т. д.

Зарубежные  экономисты выделяют имущественный, моральный  и деловой кредитные риски. Деловой  риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя  производить прибыль за определенный период времени. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к  займу денег и зависит от моральных  качеств заемщика. Имущественный  риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для  покрытия объема кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава    2.    Минимизация    предпринимательских   рисков    как    основа    деятельности предприятия

2.1. Определение потребности предприятия в необходимых финансовых ресурсах для обеспечения своей деятельности

Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности  в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание  переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности  в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для  их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные  средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном  выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности  в материалах, необходимых для  внедрения новой техники, для  изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические  нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование  переходящих запасов. Потребность  в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности  в материальных ресурсах можно осуществить  тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор  метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии  складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации  производства и общей логистической  стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.

В зависимости от сложности  выпускаемой продукции, состава  комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор  метода закупок.

В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок:

1. Оптовые закупки.

2. Регулярные закупки мелкими  партиями.

3. Закупки по мере необходимости.

Оптовые закупки. Данный метод  предполагает поставку товаров большой  партией за один раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая  потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими  партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему  партиями в течение определенного  периода времени. Преимущества: ускорение  оборачиваемости капитала, экономия складских помещений.

Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную закупку, но количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества.

Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной  сдачей и др.

Более детальную классификацию  методов закупок можно представить  следующим образом:

• прямые закупки - закупки  материальных ресурсов непосредственно у производителей;

• встречные закупки - закупки  у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

• лизинг - аренда, например, складского оборудования;

• новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции  впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

• обычная повторная закупка;

• измененная повторная закупка - предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или  поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

• комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и  не требует принятия каких-либо отдельных  решений.

Наиболее распространенные методы управления закупками могут  быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов  закупки.

Метод увеличения объемов  закупок сводится к следующему:

1. Учитывается спрос на  конкретные виды продукции для  принятия решения об их закупках.

2. Анализируется спрос  в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных  видов сезонных колебаний.

3. Определяется достаточный  объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного  вида продукции.

4. Решения о создании  запасов принимаются в зависимости  от количества заказов на конкретные  виды продукции, а не от количества  проданной продукции.

Метод уменьшения объемов  закупок сводится к следующему:

1. Ежемесячно анализируется  статистика сбыта продукции, не  пользующейся спросом.

2. На основании статистики  сбыта определяются те виды  продукции, объем запасов которых  следует сократить.

3. Вырабатываются критерии, на основании которых определяется  необходимость уменьшения или  ликвидации конкретных видов  запасов продукции.

4. Сводится к минимуму  доля медленно реализуемых видов  продукции на основе учета  показателей объема запасов продукции.

Метод прямого расчета  объемов закупок (вычисление средних  величин без учета динамики и  цикличности спроса). При этом:

1. Определяется период  времени, для которого осуществляется  расчет.

2. На основании статистики  продаж за выбранный период  времени определяется общее количество  проданной продукции.

3. Определяется средняя  величина запасов (в неделях)  путем деления общего количества  проданной продукции на количество  недель в выбранном периоде.

4. Для определения запаса  данного вида продукции величина  оптимального уровня запаса умножается  на среднюю величину запасов  в неделю.

5. По мере продаж новой  продукции расчетная величина, а  вместе с ней и цифры в  стандартном заказе меняются.

6. Полученная в результате  расчетов величина изменяется  еженедельно, отражая актуальные  статистические данные, поэтому  средняя величина запасов и  оптимальный уровень постоянно  пересчитываются.

Информация о работе Оценка предпринимательских рисков в современных условиях