Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение. Это состояние и есть цель объекта.

Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной объективными материальными причинами. Объективность цели проявляется и в том, что она “переходит” в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах предпринимательства.

 

Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между емкостными показателями, характеризующими деятельность исследуемой предприятия и его основных конкурентов.

 

Конкурентоспособность продукции  или предприятия выражается с  помощью относительного показателя, где в качестве оцениваемых альтернатив  выступают продукты (организации), образующие конкурентную среду.

 

Для оценки конкурентоспособности  продукта используется методический подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество  частных характеристик с учетом их веса значимости. При этом может  быть предложен следующий алгоритм:

 

1.  Определяются частные показатели, характеризующие конкурентные свойства  продукта (организации).

 

2.  Определяются значения частных  показателей по каждому из  альтернативных вариантов (в натуральных  единицах измерения, а при необходимости - в баллах) - Ki

 

3.  С помощью экспертного метода  выстраивается последовательность  частных показателей конкурентоспособности,  ранжированная по степени их  значимости для потребителей.

 

4.  Выбирается вариант - “эталон”, являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов).

 

5.  Частные показатели конкурентоспособности  сопоставляют с “эталонным”  вариантом и определяются индексы  частных показателей (Jki) по каждому  варианту

 

Jki = Ki / Kiэ

 

где Kiэ - частный показатель конкурентоспособности, соответствующий варианту - “эталону”.

 

6.  С помощью методов инженерного  прогнозирования определяется коэффициент  весомости частных показателей  конкурентоспособности ¾ Li

 

 

 

где i ¾ номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости.

 

7.  Исчисление совокупного (интегрального)  показателя конкурентоспособности  продукции (организации) по каждому  из сравниваемых вариантов - Ykn

 

 

 

где n - число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности.

 

Важно отметить, что данный показатель пригоден лишь для сравнительных  оценок и не может быть использован  как абсолютная характеристика, он представляется вполне пригодным для  решения задач оценки эффективности  предпринимательства, сравнительный по своей сути, и используемой в процессе оптимизации (выбора).

 

При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли  может быть использована следующая  модель функции, построенная на основе типовой модели.

 

 

 

где:

 

Et - доход предприятия после вычета  налогов и уплаты процентов;

Pt - цена за единицу строительной  продукции;

Qt - количество единиц реализованной  строительной продукции;

- цена одной единицы j-го фактора  производства;

- общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе;

n - количество факторов производства;

FC - фиксированные платежи;

R - средняя ставка процента, выплачиваемая  предприятием по собственным  займам;

B - общее количество займов, которые  получает предприятие (стоимость несобственных фондов);

T - ставка корпоративного налога.

 

Для характеристики затрат, обуславливающих  получение результата, необходимо ориентироваться  на принцип комплексности и полноты  затратных компонентов. Может быть сформирована следующая совокупность затрат (З):

 

З = Зоб + Зоп + Зтр + Зм

 

где:

 

Зоб, Зоп, Зтр - затрата на воспроизводство  оборотных фондов, основных производственных фондов и трудовых ресурсов (соответственно);

 

Зм - затраты на маркетинг.

 

Затраты на маркетинг представляют собой совокупность составляющих, аккумулирующих расходы на проведение различных маркетинговых мероприятий и процедур.

 

Зм =

 

где:

 

Зm - затраты на маркетинговые мероприятия m-ого вида;

n - число мероприятий.

 

При формировании совокупности маркетинговых затрат необходимо учесть затраты на:

· маркетинговые исследования;

· разработку инновационных решений;

· подготовку рынка;

· организацию маркетинговой деятельности;

· разработку комплексного плана маркетинга;

· установление, укрепление и эффективное  использование коммуникативных связей;

· организацию и стимулирование сбыта;

· на рекламу и коммерческую пропаганду;

· на проведение мероприятий по укреплению имиджа.

 

В практике экономических обоснований  могут возникнуть сложности в  использовании механизма взвешивания (соотношения) показателя результата и затрат. Если показатель результата имеет стоимостное выражение (например, прибыль), то можно воспользоваться простым механизмом сравнения одноразмерных величин. Но если показатель результата представлен в иных единицах измерения (доля рынка, конкурентоспособность), он не может быть прямо сопоставлен со стоимостным показателем. В этом случае необходим особый механизм взвешивания разнокачественных и разноразмерных характеристик. применяя показатель эффективности как относительную величину, предназначенную для выбора наиболее рациональных решений, можно использовать индексный подход, когда показатель затрат и результата выражаются в индексной форме, не имеющей размерности и позволяющей осуществлять процедуры сравнения.

 

В рамках оптимизационного моделирования  всегда возможна индексация ключевых показателей. Индексы показателей  исчисляются в ходе сопоставления  рассматриваемых альтернатив. При  этом один из альтернативных вариантов  предпринимательских решений принимается в качестве базового. Показатель базового варианта принимается при этом за единицу.

 

Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской  деятельности. Они агрегированы многими  факторами и могут, по сути, называться обобщающими. Однако предпринимательство, как было отмечено выше, включает в себя ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Каждый из видов деятельности образует собственные результаты, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели, отражающие эффективность функционирования отдельных предпринимательских подсистем.

 

Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих характеристик, так  как касаются лишь отдельных элементов  единого целого, но могут с успехом  использоваться в качестве дополнительных составляющих.

 

Для производственной подсистемы могут  быть предложены следующие дополнительные показатели:

· эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;

· производительность труда;

· рентабельность;

· показатель эффективности производственных связей;

· система показателей, отражающих эффективность управления производством;

· показатель эффективности управления кадрами;

· система показателей, характеризующих  эффективность использования производственной и маркетинговой информации и  другие.

 

Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с  помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции  и затратами на организацию ее сбыта и продвижению на рынок, а также показателей, характеризующих  согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость различных элементов сбытовой сети:

· показатель эффективности различных  каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;

· система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;

· показатель надежности выбора посредников;

· система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;

· показатели, характеризующие степень  соответствия сбытовой сети целям и  задачам маркетинга;

· длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);

· показатель, характеризующий относительную  величину прибыли в общем товарообороте.

 

Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей  и параметров, представляемых в финансовых отчетах организации. Характеризуя финансовые результаты деятельности можно использовать, например:

· доходы от основной деятельности;

· себестоимость реализованной  продукции;

· чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;

· чистый налог до налогообложения  и др.

 

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление  об эффективности финансовой деятельности.

 

Говоря об эффективности коммуникативной  подсистемы необходимо подчеркнуть, что под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), но коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:

· эффективность рекламной деятельности (экономическая и социапсихологическая);

· эффективность стимулирования сбыта;

· система показателей, характеризующих  работу выставок и ярмарок;

· эффективность использования различных средств рекламного воздействия;

· эффективность изучения мотиваций;

· система показателей, отражающих информационные составляющие;

· эффективность использования  средств создания общественного  мнения в отношении предприятия и ее продукции.

 

Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован  в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной  подсистемы, но в ряде случаев и  применительно по всей системе предпринимательства. Например, если бизнес - субъект ориентируется на концепцию социально - экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, он может выстраивать целевые установки, исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж. Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей - балов, индексов, полученных с помощью экспертного метода. Она может быть снижена за счет полного использования норм и правил, присущих экспертному моделированию.

 

Предлагаемый  подход позволяет решить широкий  ряд практически значимых задач:

· выбирать оптимальные стратегические ориентиры;

· обосновать цели и задачи предпринимательства;

· прогнозировать результаты деятельности;

· анализировать  рыночные возможности организации  и характеризовать его позиции  в конкурентной среде;

· сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;

· использовать принцип стратегической гибкости и  адаптивности производственно - строительных систем.


Информация о работе Оценка эффективности предпринимательской деятельности