Ликвидация
субъектов хозяйственного
права
Ликвидация
представляет собой прекращение
субъекта хозяйственного права без
правопреемства. Это означает, что
права и обязанности ликвидированного
субъекта не переходят к другим лицам.
Правовые основы осуществления ликвидации
организаций и индивидуальной предпринимательской
деятельности закреплены ГК РФ. .Ликвидация
может быть добровольной и принудительной.
Добровольная
ликвидация осуществляется по решению
индивидуального предпринимателя,
учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами. Решение
о ликвидации государственного или
муниципального предприятия может
принять соответствующий государственный
орган или орган местного самоуправления,
которым предоставлено такое
право (в отношении федеральных
предприятий - Мингосимущество РФ).
Казенное предприятие может быть
ликвидировано по решению Правительства
РФ. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный
перечень оснований добровольной ликвидации,
в частности истечение срока,
на который создана организация,
достижение цели, ради которой она
создана. Особо следует отметить
такое основание, как признание
судом недействительной регистрации
юридического лица в связи с допущенными
при его создании нарушениями
закона или иных правовых актов, если
эти нарушения носят неустранимый
характер. При наличии такого основания
учредители юридического лица должны
принять решение о его ликвидации,
в противном случае она будет
осуществлена в принудительном порядке.
Решение
о принудительной ликвидации принимается
судом. Некоторые ее основания обозначены
непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это
- осуществление деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии);
деятельности, запрещенной законом;
неоднократное или однократное,
но грубое нарушение закона или иных
правовых актов; осуществление неуставной
деятельности организациями со специальной
компетенцией (общественными, религиозными
организациями, благотворительными или
иными фондами). Приведенный перечень
не является исчерпывающим, основания
принудительной ликвидации могут быть
предусмотрены по другими статьями
Кодекса. Примером может служить правило
ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного
несостоятельным (банкротом). При этом
следует иметь в виду, что основания ликвидации
по решению суда могут устанавливаться
только ГК РФ, а не каким-либо иным актом.
Этапы
ликвидации предприятия
- Сообщение
о принятом решении регистрирующему органу,
осуществившему государственную регистрацию
данного лица. Этот орган направляет для
внесения в соответствующий Единый государственный
реестр сведения о том, что лицо находится
в процессе ликвидации, а также уведомляет
налоговые органы, органы статистики и
внебюджетные государственные фонды.
- Назначение
ликвидационной комиссии (ликвидатора)
учредителями (участниками) лица или органом,
принявшим решение о ликвидации по согласованию
с регистрирующим органом.
- Публикация
о ликвидации фирмы (ООО) в органах печати,
в которых обычно публикуются данные о
государственной регистрации юридических
лиц.
- Переоформление
банковской карточки с образцами подписи
лиц, имеющих право распоряжаться находящимися
на счету денежными средствами, на руководителя
и членов ликвидационной комиссии.
- Сообщение
о ликвидации фирмы налоговому органу
и внебюджетным фондам в трехдневный срок
со дня принятия решения.
- Формирование
активов и пассивов организации. С этой
целью ликвидационной комиссией выявляются
кредиторы – они обязательно письменно
уведомляются о ликвидации должника –
принимаются меры к получению дебиторской
задолженности, проводится инвентаризация
имущества.
- Выход
из состава участников других юридических
лиц.
- Увольнение
работников в соответствии с требованиями,
предусмотренными трудовым законодательством.
- Составление
промежуточного ликвидационного баланса
по окончании срока, отведенного кредиторам
для предъявления требований.
- Если
денежных средств организации недостаточно
для удовлетворения требований кредиторов,
ликвидационная комиссия осуществляет
продажу имущества юридического лица
с публичных торгов.
- Снятие
с учета в налоговом органе и внебюджетных
фондах.
- Производятся
расчеты с кредиторами за счет имеющихся
у лица денежных средств, а также и сумм,
вырученных от продажи имущества. Расчеты
осуществляются в порядке, установленном
статьей 64 ГК РФ.»
Ликвидационный
процесс включает несколько этапов. На
начальном этапе учредители организации
либо орган, принявший решение о ликвидации,
обязаны незамедлительно письменно сообщить
об этом в орган, осуществляющий государственную
регистрацию индивидуальной предпринимательской
деятельности и юридических лиц, для внесения
в единый государственный реестр сведений
о том, что лицо находится в процессе ликвидации.
Поскольку в соответствии с законодательством
этот реестр является открытым для всеобщего
ознакомления, данной информацией могут
воспользоваться заинтересованные лица
(кредиторы, потенциальные контрагенты,
инвесторы и др.). По согласованию с органом,
осуществляющим государственную регистрацию,
учредители (участники) лица или орган,
принявший решение о ликвидации, назначают
ликвидационную комиссию и устанавливают
порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная
комиссия наделяется функциями ликвидатора.
В случае, когда ликвидация происходит
по решению суда, им может быть предусмотрено
возложение на учредителей (участников)
либо орган юридического лица обязанности
осуществления ликвидации.
На
протяжении всего ликвидационного
процесса организация или предприниматель
продолжают существовать в качестве
субъектов хозяйственного права. Полномочия
по управлению делами Юридического лица
осуществляет ликвидационная комиссия,
в частности, ей предоставляется
право от имени ликвидируемого лица
выступать в суде. На следующем
этапе ликвидационная комиссия публикует
в органах печати, в которых
обычно публикуются данные о государственной
регистрации юридического лица, извещение
о ликвидации предприятия и о
порядке и сроках предъявления требований
кредиторами. Этот срок не может быть
менее двух месяцев с момента
публикации. В обязанности ликвидационной
комиссии входит формирование активов
и пассивов предприятия. С этой целью
ею выявляются кредиторы, которые должны
быть письменно уведомлены о ликвидации
должника, принимаются меры к получению
дебиторской задолженности. Ликвидационная
комиссия обязана провести инвентаризацию
имущества ликвидируемой организации.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском
учете» инвентаризация в данном случае
осуществляется в обязательном порядке.
После
окончания срока, отведенного кредиторам
для предъявления требований, ликвидационная
комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, к которому
предъявляют следующие требования
по форме и содержанию: он утверждается
учредителями (участниками) юридического
лица или органом, принявшим решение
о ликвидации; согласовывается с
органом, осуществляющим государственную
регистрацию; баланс должен содержать
сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечень
предъявленных кредиторами требований
и результат их рассмотрения.
Значение
промежуточного ликвидационного баланса
состоит в том, что: в соответствии
с ним осуществляется удовлетворение
требований кредиторов. Он подтверждает
своевременность обращения соответствующего
кредитора с требованием. Требования
кредитора, заявленные после истечения
срока, установленного ликвидационной
комиссией для их предъявления, удовлетворяются
из имущества ликвидируемого юридического
лица, оставшегося после удовлетворения
требований кредиторов, заявленных в срок;
удовлетворение требований кредиторов
начинается со дня утверждения промежуточного
ликвидационного баланса, за исключение
кредиторов пятой очереди, выплаты которым
производятся по истечении месяца со дня
утверждения баланса; на основе данных
баланса делается вывод о достаточности
денежных средств предприятия для удовлетворения
требований кредиторов. В противном случае
ликвидационная комиссия осуществляет
продажу имущества юридического лица
с публичных торгов в порядке, установленном
для исполнения судебных решений.
Признанные
ликвидационной комиссией требования
кредиторов удовлетворяются из имеющихся
у лица денежных средств, из сумм, вырученных
от продажи имущества, в очередности,
установленной ст. 64 ГК РФ. ГК установил
пять очередей для удовлетворения требований
кредиторов. Требования каждой очереди
удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей
очереди. При недостаточности имущества
ликвидируемого субъекта оно распределяется
между кредиторами соответствующей
очереди пропорционально суммам
требований, подлежащих удовлетворению.
До утверждения ликвидационного
баланса кредиторы, чьи требования
комиссия не рассматривала или кому
отказано в удовлетворении, имеют
право обратиться в суд с исками
к ликвидационной комиссии. По решению
суда требования кредиторов могут быть
удовлетворены за счет оставшегося
имущества ликвидируемого юридического
лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные
из-за недостаточности имущества
ликвидируемого юридического лица, считаются
погашенными. Погашенными считаются
также требования кредиторов, не признанные
ликвидационной комиссией, если кредитор
не обращался с иском в суд,
а также требования, в удовлетворении
которых решением суда было отказано.
Исключение из приведенного правила
предусмотрено для казенных предприятий,
по долгам которых в случае недостаточности
их имущества субсидиарную ответственность
несет РФ. Свои требования кредиторы
могут адресовать и другим лицам,
которые в соответствии с законом
пли учредительными документами также
несут субсидиарную ответственность по
долгам ликвидируемого лица. Такими лицами
являются, в частности, участники полного
товарищества и полные товарищи в товариществе
на вере, участники общества с дополнительной
ответственностью, члены кооперативов.
Процесс
ликвидации включает в себя также
процедуры проверки удовлетворения
требований перед государством и
государственными внебюджетными социальными
фондами и снятие с учета. Порядок
снятия с учета в налоговом
органе определен ст. 84 ГК РФ и приказом
Госналогслужбы РФ. С этой целью в государственную
налоговую инспекцию по месту постановки
субъекта на учет ликвидационная комиссия
представляет: заявление установленной
формы о снятии с учета; копию распорядительного
документа, подтверждающего, принятие
решения о ликвидации (решение общего
собрания учредителей или суда); копию
распорядительного документа о создании
ликвидационной комиссии; промежуточный
ликвидационный баланс. Налоговая инспекция
принимает решение о проведении документальной
проверки ликвидируемого юридического
лица. Процедура снятия с учета в налоговой
инспекции считается завершенной после
выдачи ликвидационной комиссии информационного
письма о снятии с учета.
После
погашения долгов комиссия составляет
ликвидационный баланс, который утверждается
учредителями (участниками) или органом,
принявшим решение о ликвидации,
по согласованию с органом, осуществляющим
государственную регистрацию. Затем
ликвидационная комиссия закрывает
счета в банке. Оставшиеся после
расчетов с кредиторами денежные
средства зачисляются в уставный
капитал юридического лица. Уставный
капитал и иное оставшееся после
удовлетворения требований кредиторов
имущество передается его участникам,
имеющим вещные права на это имущество
или обязательственные права
в отношении этого юридического
лица.
В
орган государственной регистрации
ликвидационная комиссия представляет
следующие документы: заявление
ликвидационной комиссии с просьбой
об исключении субъекта из реестра; протокол
общего собрания учредителей с решением
о ликвидации юридического лица и
создании ликвидационной комиссии или
решение суда о ликвидации; печатное
издание с опубликованным объявлением
о ликвидации юридического лица; утвержденный
ликвидационный баланс; справки из налоговой
инспекции и из государственных внебюджетных
социальных фондов о снятии с учета; справки
из банка о закрытии счетов; письмо из
Российского статистического агентства
об аннулировании классификационных кодов;
справку из органов внутренних дел о сдаче
на уничтожение печати и штампов юридического
лица; справки из архива о приеме на хранение
первого экземпляра устава, учредительного
договора, свидетельства о регистрации.
В архив сдается также первый экземпляр
карты постановки на учет налогоплательщика.
Ликвидация
организации и индивидуального
предпринимателя считается завершенной,
а указанные субъекты хозяйственного
права прекратившими свое существование
после внесения записи об этом в
Единый государственный реестр.
Таков
процесс ликвидации юридических
лиц, включая предпринимательские
организации, определенный законом. Однако
в жизни не все проходит так
гладко. Нередко между ликвидационной
комиссией и кредиторами возникают
конфликты, не все кредиторы своевременно
узнают о предстоящей ликвидации
юридического лица, а из тех, кто
заявил претензии вовремя, не все
получают полное удовлетворение своих
требований и т. д. Статья 64 ГК РФ предусматривает
три подобные ситуации и указывает
правовые пути выхода из них.
Ситуация
первая. При отказе ликвидационной комиссии
в удовлетворении требований кредитора
либо уклонении от их рассмотрения кредитор
вправе до утверждения ликвидационного
баланса юридического лица обратиться
в суд с иском к ликвидационной комиссии.
По решению суда требования кредитора
могут быть удовлетворены за счет оставшегося
имущества ликвидируемого юридического
лица.