Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:22, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет предпринимательского права. Предпринимательские отношения.
2. Методы правового регулирования предпринимательского права.
3. Принципы правового регулирования предпринимательского права.
4. Система предпринимательского права.
5. Основные современные подходы к предпринимательскому праву.
6. Проблемы и целесообразность кодификации норм, регулирующих предпринимательские и связанные с ними отношения.
7. История правового регулирования предпринимательства в зарубежных странах. Торговое право зарубежных стран.
8. Развитие предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

РПП сем.1.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

РПП:  
Семинар 1. Введение в Российское предпринимательское право  
 
Вопросы к семинару:  
1. Предмет предпринимательского права. Предпринимательские отношения.  
2. Методы правового регулирования предпринимательского права.  
3. Принципы правового регулирования предпринимательского права.  
4. Система предпринимательского права.  
5. Основные современные подходы к предпринимательскому праву.  
6. Проблемы и целесообразность кодификации норм, регулирующих предпринимательские и связанные с ними отношения.  
7. История правового регулирования предпринимательства в зарубежных странах. Торговое право зарубежных стран.  
8. Развитие предпринимательства в России.

 

 

1. Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Эти отношения делятся на три группы.

  1. Предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Легальное определение предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
  2. Некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций), деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской деятельности.
  3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность различными способами и с применением различных форм. Возникающие в ходе этого отношения образуют третью группу из состава предмета предпринимательского права.

2. Метод правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата. Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

1) характер положения участников  правоотношения;

2) порядок установления прав  и обязанностей;

3) особенности состава юридических  фактов, влекущих правоотношения;

4) специфика юридической ответственности.

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия  с целью выполнения норм права.

1) гражданско-правовой основан  на равенстве сторон, на экономических  инструментах регулирования;

2) административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т. е. отношений власти и подчинения.

Содержание того или иного способа  воздействия на общественные отношения  и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев  исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные. отношения (отношения типа «управление - предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно - правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются,  когда одна сторона правоотношения  вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы  права устанавливают субъективные права и юридические обязанности  субъектов предпринимательских  правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

2) рекомендации. В этом случае  одна сторона правоотношения  предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

3) согласования. При этом субъект  предпринимательского права самостоятельно  решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные  действия хозяйствующих субъектов,  например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей  среды» установлены запреты на  недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается  в том, что правоотношения (права  и обязанности участников предпринимательской  деятельности) устанавливаются по  взаимной договоренности (согласованию) между ними.

 

3. Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

  1. Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.
  2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
  3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
  4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).
  5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.
  6. Принцип законности. Раскрывая данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

4. Система предпринимательского права - внутренняя дифференциация правовых норм, их группировка по отраслям и институтам. Структура системы предпринимательского права включает в себя отрасль права и правовой институт. Отрасль права - наиболее крупное (главное) структурное подразделение системы права, регулирующее однородные или комплексные общественные отношения.

Правовой институт - комплекс правовых норм, регулирующих относительно однородные группы отношений, составляющих в совокупности отрасль права. Можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права - логическое расположение норм и институтов предпринимательского права. Предпринимательское  право РФ - совокупность различных  по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам. Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасль законодательства, научную и учебную дисциплину.

Предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть предпринимательского права включает в себя.

1) введение в российское предпринимательское  право;

2) предметы предпринимательского права;

3) метод предпринимательского права;

4) система предпринимательского  права;

5) предпринимательские правоотношения;

6) основные принципы предпринимательского  права;

7) история предпринимательского  права;

8) государственное регулирование  предпринимательской Деятельности;

9) разгосударствление и приватизация  государственной и муниципальной собственности;

10) юридическая ответственность  за правонарушения в сфере  экономики,

11) защита имущественных прав  и интересов предпринимателей (хозяйствующих  субъектов), гарантии участников  предпринимательского права.

Особенная часть рассматривает правовое регулирование:

1) несостоятельности (банкротства)  предприятия;

2) конкуренции и монополии в  предпринимательской деятельности;

3) товарного рынка (качества  продукции, работ и услуг) ;

4) ценообразования;

5) бухгалтерского учета, отчетности  и аудита;

6) банковских услуг, расчетов  и кредитования;

7) инвестиционной деятельности; внешнеэкономической  деятельности субъектов предпринимательства.

Предмет правового регулирования - относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права. Такая структура предпринимательского права позволяет комплексно регулировать сложные многоуровневые хозяйственно-правовые отношения.

5. Наиболее последовательно точка зрения, согласно которой предпринимательское право не может обособляться в специальную отрасль права отстаивается в работах Е. А. Суханова. В то же время он признаёт "обособление соответствующего законодательного массива а также выделение учебной дисциплины, посвящённой изучению правового регулирования предпринимательской деятельности, которые имеют комплексный характер, охватыватывая как частноправовые, так и публично-правовые конструкции[2]".

Сторонники  коцепции предпринимательского права  исходят из того, что законодательство в сфере предпринимательства, экономики  не может быть только частным или  только публичным. Соответствующие  сферы жизнедеятельности общества в силу своей специфики не предполагают возможность формирования исключительно частного или публичного законодательства. К тому же разграничение права на отрасли и обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих учёных-юристов. Для общества в целом главным являются полнота и эффективность правового регулирования предпринимательства в РФ.

Концепция предпринимательского права как  комплексной отрасли права уже много лет разрабатывается в РФ и в зарубежных странах (концепция "бизнес-права" или business law). С этих позиций не утрачивают сделанные более 60 лет назад выводы В. К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трём условиям:

  1. Совокупность правовых норм должна соответствовать определённому, специфическому кругу общественных отношений, то есть иметь предметное единство.
  2. Регулируемый такой совокупностью специфический круг отношений должен обладать крупной общественной значимостью
  3. Образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен обладать обширным объёмом[3].

Наиболее последовательно позиция  о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права отстаивается в работах В. В. Лаптева, В. К. Мамутова, В. С. Мартемьянова, хотя имеются определённые различия неконцептуального характера. Так, В. С. Мартемьянов определял предпринимательское право как отрасль права, составляющую "совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества"[4].

Специфика предпринимательского права а также  предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частно-правовых и публично-правовых интересов, частно-правовых и публично-правовых средств. Следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только к частному или только к публичному праву. Происходит сближение частно-правовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, в значительном повышении роли суда в разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров при применении публично-правовых средств.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"