Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:13, курс лекций
ТЕМА 1. Сущность предпринимательства и его виды
1. Определение сущности предпринимательской деятельности
2. Место предпринимателей в структуре общества
3. Виды предпринимательской деятельности
Некоторые сферы, в которых действует предприниматель, оставляют мало места для изменения ее параметров. Есть области, которые предприниматель может разнообразно и основательно менять.
Таким образом, первые требуют, чтобы к ним приспосабливались, вторые – являются объектом для преобразования.
Тем не менее, есть сферы, которые если и зависят от предпринимательской активности, но изменения, происходящие в них по природе этих сфер, не могут быть сильными или быстрыми. Например, традиции или вообще то, что называют социально-культурной средой. Но это не является непреодолимой преградой для предпринимательской активности.
Рассмотренные элементы относятся к макросреде предпринимательства. Микросреду предпринимательства можно представить в виде модели (рисунок 2).
Приведенная модель показывает предпринимательство с его основными функциями, шесть из которых предполагают отношения с внешними блоками. Это составляет непосредственную среду деятельности предпринимателя, или «микросреду».
Вопрос 2. Предпринимательство и его окружение
Внешнее окружение предпринимателя включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов и т.д.
Все элементы внешнего окружения можно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия на организацию.
К элементам прямого воздействия следует отнести:
К элементам косвенного влияния относят:
В зависимости от положения на рынке и от степени воздействия всех элементов предприниматель может придерживаться одной из нескольких политик (рисунок 3) и выработать несколько реакций (таблица 1), позволяющих успешно взаимодействовать с внешней средой.
Рисунок 3 – Виды предпринимательской стратегии
Таблица 1 – Характеристики предпринимательских реакций
Тип реакции |
Цель |
Основные факторы реакции |
Производственная |
Минимизировать себестоимость |
Технологическое разделение труда, автоматизация, активная политика сбыта, ценовая конкуренция, снижение себестоимости, повышение надежности продукции |
Конкурентная |
Повысить краткосрочный потенциал прибыльности |
Гибкость реакции на изменение спроса, своевременность поставок, соперничество или агрессия в конкуренции, улучшение отдельных показателей качества продукции |
Инновационная |
Оптимизировать стратегии маркетинга, сроки разработки и параметры новой продукции, повысить долгосрочный потенциал продукции |
Опытная разработка новой продукции, рост темпа обновления ассортимента, прогнозирование тенденций в конкуренции, тенденций спроса и расширения рынка |
Предпринимательская (преобразующая) |
Создание долгосрочного потенциала прибыльности |
Согласованное создание новой продукции и новой технологии, темп обновления технологии, проникновение на новые рынки. |
Контрольные вопросы:
ТЕМА 4. Предпринимательские идеи и их реализация
Вопрос 1. Источники предпринимательских идей
В основе предпринимательской
Однако чаще всего
для успешного предпринимательс
Разработка идей не является основной профессиональной деятельностью предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на новые идеи или по крайней мере чуток к их восприятию.
Под источником предпринимательских идей понимают объективное условие, развитие которого в определенном направление приведет к производству новых (в целом для предпринимательства) товаров, продуктов или услуг.
Источниками формирования предпринимательских идей обычно считают:
Информация о работе Лекции по "Основы предпринимательской деятельности"