Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является поэтапное рассмотрение развития российского предпринимательства в соответствии с историческими аспектами.
Объектом исследования являются законопроекты, принимаемые для развития предпринимательства на территории Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Основы предпринимательской деятельности ……………………… 6
1.1 Сущность предпринимательства …………………………………………. 6
1.2 Признаки предпринимательской деятельности …………………………. 8
1.3 Формы и виды предпринимательства …………………………………… 11
Глава II. История развития предпринимательства в России ……………….. 14
2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси …………………….. 14
2.2 История предпринимательства в России 19-20 вв. ………………………18
2.3 История предпринимательства в СССР: 1987-1991 гг. …………………. 24
2.4 Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг. ………………….. 30
2.5 История российского предпринимательства в 1996-1999 гг. …………… 37
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы ……………………………………………. 41
Приложение А «Виды предпринимательской деятельности » ………………43
В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%).
Следует, правда, признать усиление в период 1995-1996гг. влияния фактора перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий на динамику МП. В 1995г. был введен в действие новый Гражданский кодекс (ГК) РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не стоит, и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского МП.
Провозглашенный
правительством B.C. Черномырдина курс
на финансовую стабилизацию перевел
в разряд «выживающих» уже все
российские малые предприятия. До этого
к «выживающим» относились предприятия
преимущественно производственн
Малые предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.
Впервые за несколько лет в 1995 г. произошло увеличение численности занятых на одном малом предприятии – на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно, величина прироста невелика, но иллюстрирует данные социологических опросов, в ходе которых руководители малых предприятий говорили о необходимости численного расширения своих предприятий. И, что очень важно, они отмечали то, что настало время перехода от полулегальной скрытой занятости на нормальную, адекватную действующим законам, т.е. появились зачатки легализации деятельности «теневых» малых предприятий.
Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности МП. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7,4 раза.
В 1994-1996 гг. российское МП остро нуждалось в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались фонды его поддержки.
На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Федеральный закон о государственной поддержке МП был принят в 1995 г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992 г. На созданный в 1995 г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел не было. Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых предприятий.
Для кардинального улучшения ситуации в сфере МП требовалось политическое решение самого высокого уровня. С ожиданием такого решения российское малое предпринимательство подошло к Первому Всероссийскому съезду своих представителей.
Наметившаяся еще в 1995 г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996 г. усилилась. Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995 г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.
В 1997 г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении – 43%; в сельском хозяйстве – 10,2, на транспорте – 8,6%. Меньше малых предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания – на 4.6%, материально-технического снабжения и сбыта – на 0,8%.
Численность индивидуальных предпринимателей, по данным ФНС России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также ИПБОЮЛ, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек
Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания – 43,2%; в строительстве и промышленности – 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых – мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла – с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999 г. Доля строительных предприятий также увеличилась – с 13,8% до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. – 44,5%.
Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, передо мной стояла более скромная задача – показать развитие предпринимательства в России до начала 21 века, ибо эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок. Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития.
Правовое регулирование
предпринимательской
Предпринимательство – особый вид деятельности, требующий проведение радикальной экономической реформы в России, усиления роли законов в правовой регулирующей сфере.
1 января 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который закрепил правовые основы не только для существования и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, но также впервые в истории нашей страны определил правовой статус субъектов среднего предпринимательства, а также выделил в составе субъектов малого предпринимательства микропредприятия в целях обеспечения их усиленной поддержки со стороны государства и местных органов власти.
Вступивший в силу с 1 января 2008 года и действующий в настоящее время Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по сравнению с Законом 1995 года, расширил круг лиц, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства, установил новые критерии, которым должны соответствовать эти субъекты, определил, что меры по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства являются частью государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, закрепил основополагающие начала, с учетом которых будет оказываться поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целом следует отметить, что с принятием данных нормативных правовых актов законодатель предпринял попытку установления единых начал в правовом регулировании малого и среднего предпринимательства в России. Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России, является актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.
Электронные ресурсы:
1 Гущин В. В. Предпринимательское право России : учебник / В. В. Гущин, В. А. Гуреев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2008. – С. 36
Информация о работе История русского предпринимательства и его правового регулирования