Индивидуальное предпринимательство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всесторонний обзор и анализ нормативно – правовых актов и научно-экономической литературы для определения роли сектора предпринимательства как субъекта современной экономики Российской Федерации и выявления основных аспектов взаимодействия предпринимательства с другими экономическими субъектами, а так же с законодательством.
Задачами данной работы является:
- рассмотреть значения и влияния предпринимательства в Российской империи и СССР, а так же их соотношение;
- проанализировать значение и роль предпринимательства в экономике РФ;
- охарактеризовать способы поддержки предпринимательства;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1: Понятие индивидуального предпринимательства.
1.1. Развитие предпринимательства в Российской империи……………5
1.2. Тенденции СССР…………………………………………………......12 1.3. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства……18
Глава 2:Правовой статус индивидуального предпринимательства 2.1. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица…………………………………………….....25 2.2. Осуществление предпринимательской деятельности……………..33 2.3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя..40 2.4. Ответственность индивидуального предпринимателя……………44 Глава 3: Индивидуальное предпринимательство в рыночной экономике. 3.1. Предпринимательская деятельность в экономике РФ…………….51 3.2. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности в РФ.59 3.3. Современные концепции и проблемы реализации. Тенденции и перспективы современного предпринимательства…………………………...63 3.4. Проблемы развития и методы их устранения……………………...65 Заключение………………………………………………………………………70Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2 
Глава 1: Понятие  индивидуального предпринимательства. 
     1.1. Развитие предпринимательства в  Российской империи……………5 
     1.2. Тенденции СССР…………………………………………………......12 1.3. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства……18 
Глава 2:Правовой статус индивидуального предпринимательства   2.1. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица…………………………………………….....25 2.2. Осуществление предпринимательской деятельности……………..33 2.3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя..40 2.4. Ответственность индивидуального предпринимателя……………44 Глава 3: Индивидуальное предпринимательство в рыночной экономике.  3.1. Предпринимательская деятельность в экономике РФ…………….51 3.2. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности в РФ.59 3.3. Современные концепции и проблемы реализации. Тенденции и перспективы современного предпринимательства…………………………...63 3.4. Проблемы развития и методы их устранения……………………...65   Заключение………………………………………………………………………70Список используемых источников…………………………………………….73 Приложения……………………………………………………………………..78  
  
  
  
  
  
 
Введение. 
     На  протяжении последних полутора десятилетий  в России интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. По действующему законодательству, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Статья 34 Конституции Российской Федерации, закрепляет: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности…». Но получение прибыли далеко не единственная функция предпринимательства. Развитие сектора предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий как: быстрая адаптация к рыночным условиям; низкая задолженность перед бюджетом и по выплате заработной платы; низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов. 
     По  мере развития общества все более актуальной становится проблема повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и связанное с этим развитие организационной деятельности в области материального производства. Исключительна роль социальной функции сферы малого предпринимательства. В настоящее время значительная часть населения страны частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест. 
     Сегодня развитие малого предпринимательства  введено в ранг государственной  политики. Деятельность субъектов малого предпринимательства в значительной мере зависит от действий органов  государственной власти различного уровня, которые осуществляют нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности. 
     Этот  сектор один из важнейших составляющих современной экономики. Именно предпринимательство  является мощным двигателем рыночной системы хозяйствования, которая, как показывает мировой опыт, и обеспечивает благополучие и процветание страны, чем и обоснованна актуальность данной темы. 
     Данная  работа построена по принципу обоснования главной роли предпринимательства в развитии рыночной экономики России. 
     Целью данной работы является всесторонний обзор и анализ нормативно – правовых актов и научно-экономической литературы для определения роли сектора предпринимательства как субъекта современной экономики Российской Федерации и выявления основных аспектов взаимодействия предпринимательства с другими экономическими субъектами, а так же с законодательством. 
     Задачами  данной работы является: 
     - рассмотреть значения и влияния предпринимательства в Российской империи и СССР, а так же их соотношение; 
     - проанализировать значение и роль предпринимательства в экономике РФ; 
     - охарактеризовать способы поддержки предпринимательства; 
     - определить тенденции и перспективы современного предпринимательства; 
     - выявление основных проблем развития предпринимательства и методов их устранения; 
     Объектом  данной работы является изучение предпринимательства, как экономической категории, а  так же влияние его на экономику. 
     Предметом данной работы выступает выявление  роли предпринимательства в рыночной экономике. 
     Методологией  данной работы выступает системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, сравнительно-правовой методы. 
     Так как влияние предпринимательства  на рыночную экономику очень велико, тема является обширно изученной  ведущими отечественными и зарубежными  специалистами в области экономики и права, такими как: Брю С. Л. , Макконелл К. Р. , Райзберг  Б.А., Рутгайзер В., Хейне П., а так же Долгопятова Т.Г., Ершова И. В., Иванова Т. М., Ермишин. П. Г., Исаев И. А., Кузьмичев В. И., Софроненко К. А.,Борисов Е. Ф. 
     Данная работа состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованных источников  и приложения.  
 
  
 
      Глава 1: Понятие индивидуального  предпринимательства. 
     1.1. Развитие предпринимательства  в Российской империи 
     Сам термин предпринимательство, как оформившееся явление, встречается в трудах 17 века1. Постепенно и в науке стала отделяться особая область познания - теория предпринимательства. 
     Однако  зарождение предпринимательства произошло  гораздо раньше появления термина.  Первоначально, предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли, не запрещенную законом. 
     Если  рассматривать прошлое через  призму современного законодательства, то изначально предпринимателями можно  было назвать купцов, ремесленников, торгующих крестьян. Труд их был  очень тяжел и опасен, в те времена  отсутствие государственной власти приводило к беззаконию и разбоям. Неумелые торговцы чаще всего были разорены, те же, кто оставался, обогащались за счет своей предприимчивости и удачи. 
     Основу  экономики России составляло сельское хозяйство, в котором господствовали прежние экономические отношения. Более того, к этому времени относился дальнейший рост феодального земледелия. 
     Часто именно к купцам обращались князья за материальной помощью в случае войны, или каких либо других  бед. Множество раз разоренная воинами  государственная казна пополнялась за их счет. 
     К середине XVII в. разруха и разорение - последствия польско-литовской интервенции - были в основном преодолены усилиями предприимчивых людей из купцов, крестьян, ремесленников, а также все сильнее заявлявших о себе иноземных коммерсантов. Их деятельность носила спонтанный характер и во многом повторяла опыт, как положительный, так и отрицательный, торгово-промышленной практики XVI в. 
     К концу XVII в. формируется несколько видов предпринимателей: иностранные купцы и промышленники, российские купцы, казенные «дворцовые» предприниматели, монастыри. 
     Торговые  люди усиленно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы. На Волге и на Севере московский торговый капитал встречал жестокую конкуренцию со стороны иноземных коммерсантов, прежде всего англичан и голландцев, появление которых здесь относится к событию 1553 г. - прибытию в Холмогоры английского судна под командованием капитана Ченстера. Так был открыт новый путь для европейских товаров - через Архангельск на Восток, путь хотя и более долгий, но менее опасный, чем через балтийское море, где шведы, немцы и поляки всячески затрудняли торговлю с Русью. В середине XVII в. в столице проживало уже довольно много иностранцев. В 1652 г. их выселили за пределы Москвы в особую слободу2. 
     Первая  предпринимательская «волна» подготовила  почву для дальнейших преобразований. У россиян уже сложилось представление о таком явлении, как мануфактура, на их глазах возникали предприятия, продукция которых до тех пор являлась «немецкой диковинкой». Начался процесс формирования новой экономической среды, хозяйственная практика постепенно приучала русских к западноевропейским новшествам. Изменения экономических и социально-политических условий в стране подготовила формирование предпринимательского класса, который уже пытался влиять на принятие экономических решений. В 1635 г. по ходатайству торговых людей установили «рублевую пошлину»: теперь каждый купец, покупая товар на продажу, платил пять денег с рубля и мог везти свой товар куда угодно, доплачивая остальные, пять денег там, где он товар продавал. 
     Но  все же не смотря на определенные успехи в развитии хозяйства после Великой Смуты, страна оставалась на обочине европейской цивилизации, в стороне от главных торгово-промышленных путей, проложенных передовыми западными государствами. 
     Как показала история, не предпринимательство, а государство, в лице Петра I, взяло на себя решение этой труднейшей проблемы. При Петре I идеи, бродившие в умах московских «западников» второй половины XVII в. и проверяемые хозяйственной практикой, облеклись в более ясные формы, а главное, наполнились необходимой «железной энергией» для воплощения в жизнь. 
     Конец XVII - начало XVIII в. в России - время реформ, радикально изменивших уклад российского государства. Они явились непосредственным продолжением и углублением процессов, начатых в предшествующую эпоху. 
     Первый  российский император осуществлял  широкомасштабные преобразования, охватывающие все стороны российской жизни: государственное  устройство, быт, нравы, образование и в первую очередь экономику страны. Но при всей глубине и радикальности его реформаторская деятельность отличалась некоторой «традиционностью»: велась в русле апробированных в Западной Европе приемов, методов и направлений, но с истинно русским «размахом и своеволием». 
     Крупнейшим  предпринимателем в петровскую эпоху, как и ранее, оставалось государство, сконцентрировавшее все свое внимание на создании отраслей, обслуживающих интересы армии. В дополнение к крупным металлургическим предприятиям, построенным во второй половине XVII в. в Тульско-Каширском, Московском и Олонецком районах и принадлежавшим русским и иностранным предпринимателям, в 20-е годы было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге3. Военные потребности ускорили создание крупнейших казенных предприятий в легкой промышленности. Строительство флота вызвало к жизни первую крупную парусную мануфактуру - Хамовный двор в Москве и канатные заводы. 
     Наряду  с чисто «казенными» предприятиями, власти поощряли деятельность частных лиц по сооружению промышленных предприятий и выполнению государственных заказов. 
     Для защиты российских предприятий от конкуренции  иностранных предпринимателей правительство  встало на путь ограждения нарождавшейся отечественной промышленности. Покровительственный высокий таможенный тариф 1724 г. устанавливал высокую пошлину на зарубежные товары, которые вырабатывались или могли вырабатываться в России русскими мануфактурами. Согласно тарифу пошлины устанавливались на шелк, парусину, крахмал, пергамент в размере 75% от их стоимости. Полотно, бархат, волоченное серебро и пр. облагались высокопокровительственными пошлинами в размере - 50% от стоимости товара. 
     Важной  вехой в экономической политике государства стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей государства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц-коллегии. Принятый в марте 1719 г. Регламент (устав) определил ее задачи следующим образом: 
     - Оказание помощи купечеству и охрана его от «принуждения и притеснения» со стороны таможни. 
     - Обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев. 
     - Пресечение монополизма. 
     - Содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечавших за торговые порядки и правила. 
     - Контроль за качеством товара и т. д.4 
     Содействие  торговле обязаны были оказывать  городские магистраты. Регламент  Главного магистрата, утвержденный в 1721 г. предписывал городским властям проявлять «старание» в развитии торговли, в умножении ярмарок и торгов. 
     Для поощрения развития отечественной  промышленности Петром I была создана  Мануфактур-коллегия - «Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками». Коллегия должна была помочь «капиталом», в случае необходимости принуждать «нерадивых компанейщиков к порядочному содержанию мануфактур», а наиболее усердных освобождать от налогов. 
     Петровские  реформы, тесно связанные с хозяйственной политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации XVIII столетия и приобщили ее к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям. Они явились значительным сдвигом на пути экономического, культурного и государственного развития России. За первую четверть столетия было сооружено около 180 промышленных предприятий. Энергично поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической отсталости страны и укреплению ее военной мощи. На основе общественного разделения труда, связанного с развитием мелкого и крупного производства и специализацией районов, развился внутренний рынок. 
     Все большее значение в хозяйственной жизни во второй трети XVIII столетия стали приобретать иностранцы. Первая волна их пришлась на период царствования Петра I. Привлеченные им иноземцы заняли привилегированное положение при дворе. 
     Пользуясь поддержкой при дворе, иностранные  «деловые люди» повели борьбу за право  провоза и оптовой продажи своих товаров внутри страны. В 1731 г., не без помощи всесильного тогда Остермана, был принят новый таможенный тариф, по которому ввозные пошлины сильно снижались. Теперь максимальная пошлина - 20% устанавливалась на писчую бумагу, парусину, пуговицы и стеклянную посуду. 
     Новый тариф сильно ударил по российским торговым кругам, которые понимали смысл этих распоряжений. Вокруг них развернулась длительная и ожесточенная борьба, закончившаяся победой протекционизма. Указ 1743 г. запретил иностранцам розничную продажу и обязал их продавать свои товары русским купцам только оптом. 
     К середине столетия правительство приняло  ряд решений в области торговли и промышленности, имевших огромное хозяйственное значение. Крупнейшая реформа в области торговли - указы от 20 декабря 1753 г. об отмене внутренних пошлин, доставшихся в наследство от Московского государства, и от 23 января 1754 г. о введении единой внутренней пошлины. Эти законы послужили мощным импульсом для развития торговли, для дальнейшего становления предпринимательского сословия. 
     Огромное  значения для улучшения рынка  оказало введение в 1755 г. нового таможенного устава, по которому, русскому дворянству предоставлялось право свободно возить свои товары и изделия на продажу во все русские города и за границу. 
     Сенатский указ 1758 г., отметивший факт разорения  ремесленников, разъяснял, что отныне правительство запрещает устройство крупных промышленных заведений и всемерно поддерживает развитие мелкого производства, в том числе ориентированного на производство различного военного снаряжения. 
     В 1754 г. в обеих столицах были учреждены при Коммерц-коллегии Дворянский и Купеческий банки. Оба они создавались для выдачи ссуд под залог драгоценных металлов, камней, помещичьих имений и товаров. 
     Основу  экономической реформы составил манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного  права, выведший миллионы подданных  страны из зависимого положения. 
     В новой экономической среде шло  формирование торгово-промышленного  класса. Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности закреплялось в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 и 1865 гг. Согласно закону от 9 февраля 1865 г. приобретение прав купечества в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух. К первой относилась оптовая торговля, ко второй - розничная торговля и фабрично-заводская промышленность. Новая юридическая база, подведенная под торгово-промышленный класс, дала мощный импульс к развитию предприятий.5 
     К экономическим реформам правительство  приступило с создания части акционерных банков, ликвидировав накануне реформы все прежние банковские учреждения и расчистив тем самым путь для становления новых финансово-кредитных структур. 
     В апреле 1866 г. было учреждено русское  техническое общество, целью которого являлась помощь техническому прогрессу  России. 
     Этот период в развитии российской экономики был самым стремительным. Политика правительства, придерживавшегося курса реформ, дало сильнейший толчок к развитию различных отраслей, в том числе металлургической, горнодобывающей, транспортной. Внимание, которое правительство уделяло науке, позволяло внедрять в производство новые технологии наравне с западноевропейскими промышленниками. В начале нового века, акции российских горнопромышленников котировались очень высоко, стоило добавить к названию нового предприятия «донбасский» или «уральский», и можно было считать, что успех обеспечен. 
     Тем не менее, начало века ознаменовалось великим кризисом, который начался в России и перекинулся на запад. От него Россия оправилась только к 1903 г. Дальнейшие события 1917 года резко затормозили, начавшееся было процветание на многие годы. 
     1.2. Тенденции СССР. 
     После победы социалистической революции  в октябре 1917 г. была введена в  действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России. 
     Предпринимательские отношения в стране существенно  изменились. Новые административно-хозяйственные  отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя. 
     Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям. В несколько этапов были национализированы промышленность, финансы и транспорт. Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». 6 
     В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой  экономической политики (НЭПа) были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако, по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ожесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство практически перестало существовать в законных формах. 
     Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал юридическими лицами различные формирования, но не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности». 
     Одной из организационно-правовых форм хозяйствования были тресты. В 1921-1922 гг. тресты функционировали  на основе хозяйственной и правовой самостоятельности. С 1927 г. они превратились в органы государства, выполнявшие плановые задания. Тресты имели свой организационный центр, где концентрировались и государственные предприятия. Декретом о трестах 1923 г. все имущество этих образований делилось на основной и оборотный капитал. Весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался государственный оборот, т.е. вышестоящие органы могли перераспределять основной капитал между государственными предприятиями. 
     Использовали  и такие формы хозяйствования, как товарищества и акционерные общества. Особенностями акционерных обществ были складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в эту форму хозяйствования. Был налажен выпуск привилегированных акций, определенное число мест в правлении закреплялось за государственными органами, вводился режим «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа. 
     Итак, значительное число акционерных обществ стало чисто государственными образованиями. На них распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. Использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Создавались они по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой-либо минимум учредителей, не было общих собраний, а также членов правлений. 
     Постановлением  СТО от 19 февраля 1926 г.7 государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов. 
     Государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами. По существу они сохраняли  черты государственного предприятия. Смешанные акционерные общества рассматривались как переходная ступень к государственным предприятиям. Акционерная форма стала неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества. 
     Использовалась  и такая организационно-правовая форма, как синдикаты. Они создавались по инициативе трестов и решали общие для них вопросы (сбыта продукции, кредитования и др.). ВСНХ не в состоянии был контролировать великое множество трестов и хотел сузить круг субъектов своего контроля. Таким образом, и появились синдикаты, выполнявшие функцию главков или даже министерств. Тресты были монопольными организациями в определенных отраслях. Подчиненность их правительству говорила о том, что главным монополистом во всех сферах жизни стало государство. Юридическая природа синдикатов оказалась непонятной. 
     Институт  синдикатов имел не частноправовой, а  публично-правовой характер. Основу синдиката  составляли не договорные отношения, а  властеотношения. На синдикаты возлагались  следующие задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов; устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке; проведение общегосударственной линии в определенной отрасли промышленности. В дальнейшем синдикаты окончательно превратились в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, ставшие впоследствии государственными. 
     В начале 20-х годов с прежними корпорациями было покончено. Народное хозяйство  работало как одна корпорация или  фабрика с множеством цехов (предприятий). Решения практически по всем важным вопросам принимались наверху (правительством, министерством), а предприятия имели право и обязанность только выполнять их. Возможность предприятия принимать самостоятельные решения и оформлять их нормативными актами определялась каждый раз вышестоящим государственным органом индивидуально.8 
     Административно-командные  методы управления продолжали действовать  и после Великой Отечественной  войны (1941 — 1945 гг.). Однако экономическая  реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, ставить условия соревнования. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилось тормозом на пути экономического и социального развития. 
     К концу 70-х годов советская лёгкая промышленность уже почти не справлялась  с запросами советских граждан. Оплотом плановой советской была промышленность группы «А» (тяжпром) и всё, что с этим связано. А вот в группе «Б» (лёгкая промышленность, сервис) с каждым годом плановая советская всё больше сдавала свои позиции «теневой капиталистической». Таким образом, удовлетворения спроса на изделия лёгкой промышленности советских граждан стало производиться «подпольно», незаконно. Люди, которые занимались подобным «предпринимательством» (цеховики, фарцовщики, спекулянты) стояли вне советских законов и рисковали своей свободой, а подчас и жизнью ради теневых прибылей. Впрочем, обороты были такими, что нередко делали их миллионерами! 
     Перестройка общества, объявленная в стране в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий, по сути это  были одни из первых законов, нормативно-правовых документов в процессе воссоздания отечественного законодательства о предпринимательской деятельности. Законом устанавливались принципиальные положения о предпринимательстве в СССР, регламентировались права и ответственность предпринимателей, формы предпринимательской деятельности. Законом предусматривалась также государственная поддержка предпринимательства в виде создания консультационных, научных и учебных центров. Закон фактически утратил силу в связи с принятием первой части Гражданского кодекс РФ в 1994 году. 
     Однако  очередной законодательный бум (Закон  о государственном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. 
     В то же время принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства. 
     Началом становления предпринимательства  в Российской Федерации считается  принятие в 1992 году решения Российского  правительства уничтожившего институты  административного регулирования  производства. Так был упразднен  Государственный плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Прекратил свое существование Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отрасли средствами производства. 
     Так, например, российский малый бизнес (основная часть предпринимательства) зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации  № 446 были введены критерии отнесения  предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.9 
     На  начало реформ пришелся мощный рывок  людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. 

 

     1.3. Понятие и признаки  индивидуального  предпринимательства

 

     В основе предпринимательства как  общественно-значимого явления лежит  основополагающий принцип естественного  права – принцип индивидуальной свободы. 
     Советский период  нашей страны характерен запретом предпринимательства и  пресечением любых проявлений частной  инициативы. С началом экономических  реформ в стране частная инициатива, предприимчивость, получает законодательное  подтверждение. 
     В ч.1 ст.8 и ч.1 ст.34 Конституции РФ закреплен принцип свободы экономической деятельности. Поскольку предпринимательство является разновидностью экономической деятельности, то и свободу предпринимательства следует рассматривать как разновидность свободы экономической деятельности. Следовательно, конституционные положения о такой деятельности распространяются и на предпринимательские отношения. 
     В Конституции РФ свобода предпринимательства  отнесена к правам и свободам человека и гражданина (гл. 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Конституция РФ считает его субъективным правом. 
     К числу основных законодательных  активов в этой сфере относятся  – «Законы РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об иностранных инвестициях», «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», «О потребительской кооперации», «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об акционерных обществах», «Защиты прав потребителя» и некоторых других». 
     В статье 23 ГК РФ отражена специфика правового  статуса граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ст. 1, 2 ГК РФ). Такой  гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст.24 ГК РФ). 
     Согласно (ст.2) ч.1. ГК РФ «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имуществом, продажей товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке». 
     Основываясь на существующем понятии предпринимательства можно вычленить признаки данной деятельности. В качестве одного из признаков выделяется, прежде всего, цель получения прибыли (субъективный признак). Основной смысл данного субъективного признака состоит в систематичности получения прибыли. Систематичность представляет собой процесс деятельности, заключающийся в длительности, постоянности, профессионализме субъекта10. 
     Определенной  характеристикой в процессе осуществления  предпринимательской деятельности обладают признаки – самостоятельность и инициатива. Данные признаки содержат в себе свободу выбора той или иной деятельности, ведь генезис свободы творчества исходит из многогранных слагаемых социальной свободы личности, а также включает в себя возможность выбора творческой профессии или сферы деятельности. 
     Любая деятельность тем более предпринимательская, предполагает ответственность за соответствующие  действия. Определенную специфику в  этой деятельности имеет такой признак, как риск. Существенным в данном признаке является то, что с риском связаны всевозможные неблагоприятные последствия в отношении предпринимателя, обусловленные с его стороны совершенном правонарушением (ст.40 ГК РФ). 
     Особенностью (характерной чертой) признаков определения  предпринимательской деятельности является государственная регистрация, т.е. фактическое получение предпринимателем правового статуса. 
     Некоторые исследователи утверждают, что «граждане, занимающиеся индивидуальной разовой  или двухразовой работой, хотя и  дающей им определенный дополнительный доход, но не прошедшие государственную регистрацию, предпринимателями признаваться не могут». 
     Граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в судебном порядке  в своей деятельности, граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий установленных федеральным законом, а также объединения граждан (юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, являются субъектами предпринимательской деятельности. 
     Граждане  могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущества, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах11. 
     Организационно-правовыми  формами предпринимательской деятельности без образования юридического лица является индивидуальное предпринимательство  и полное товарищество12. 
     Однако  следует обратить внимание на то, что в соответствии с законом РФ и Указом Президента РФ13 для некоторых категорий граждан участие в предпринимательской деятельности недопустимо. 
     Запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской  деятельностью, иметь в собственности предприятие и занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта должностным лицам органов Государственной власти и Государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата. Сотрудникам правоохранительных органов запрещается заниматься некоторыми видами деятельности. 
     Новое гражданское законодательство, как  и предыдущее, допускает предпринимательскую  деятельность индивидуальную (регистрируется без образования юридического лица) и коллективную (регистрируется с образованием юридического лица). 
     К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, соответственно применяются  правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. 
     Таким образом, в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (разумеется, с чисто юридической стороны). 
     В то же время, предпринимательство в  качестве индивидуального предпринимателя  проще в системе налогового и финансового учета - его можно вести без специального бухгалтерского образования. Индивидуальный предприниматель вправе иметь свой расчетный счет в банке, свой товарный знак и, наконец, ставки налогообложения доходов, полученных от этого вида предпринимательства, значительно ниже, чем у юридических лиц. 
     В соответствии с ГК РФ индивидуальный предприниматель вправе заключать  трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении  предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда. 
     Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК РФ. 
     Особым  средством реализации гражданской  ответственности без образования  юридического лица является имущественная  ответственность. 
     Граждане  отвечают за долги по своим обязательствам, т.е. обязательствам, в которых они выступают от своего собственного имени. Участниками этих обязательств могут быть один или несколько граждан. В последнем случае они отвечают на основе долевой или солидарной ответственности (ст. 321 - 326 ГК РФ). 
     Долги гражданина подлежат компенсации за счет всего принадлежащего ему имущества. Имеются в виду личное имущество  должника, принадлежащее ему на праве  собственности (движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и другое имущество), его доли в общей долевой и совместной собственности (собственности супругов, крестьянского, фермерского хозяйства) (ст. 255 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, взыскание по личным долгам гражданина может быть обращено также на его долю в капитале или фонде юридического лица (например, на долю в складочном капитале полного или коммандитного товарищества (ст. 80 ГК РФ), на пай члена кооператива (п. 5 ст. 111 ГК РФ)). 
     Имущество, на которое не может быть обращено взыскание, перечислено в ст. 446 ГПК РФ. В числе такого имущества - жилое помещение (его части), если для гражданина-должника, его семьи, совместно проживающих в помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, и др. 
     В соответствии с Федеральным законом  от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (п. 3 ст. 8) по сделкам, совершенным  главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом.14 
     Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской  деятельности характеризуется тем, что она: а) представляет собой обязанность  субъекта предпринимательской деятельности - правонарушителя нести имущественные лишения, которые выражаются в дополнительном безэквивалентном обременении имущественной сферы должника; б) служит целям ораны имущественных прав потерпевшего лица; в) выполняет определенные правовые функции (компенсационную, карательную, превентивную); г) реализуется в особом правоохранительном отношении обязательственного типа; д) возникает при наличии полного состава правонарушения, включающего вину, противоправность, наступление вреда и причинную связь между ними. 
     В результате анализа правового положения  предпринимателя можно сделать  вывод, что он выступает субъектом  широкого спектра отношений, включая  отношения на потребительском, финансовом рынках и рынке труда, а также  отношения публично-правового характера. 
     Поэтому предпринимательская правосубъектность (правовой статус предпринимателя) включает в себя в качестве элементов - гражданскую, финансовую, трудовую, профессиональную правосубъектность, а также публично-правовую (административную) правосубъектность.  
  
  
  
  
  
  
  
 
  
 

 

              Глава 2.Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя          2.1.Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица.

 

     Одним из основных условий осуществления  предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. 
     Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен нормативным актам, а  именно Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 02.11.2004). Федеральный  закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ. 
     В настоящее время в России первичная  регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. 
     Порядок регистрации ПБОЮЛ регламентируется инструкцией, утвержденной приказом Смоленской регистрационной палаты от 19.04.2001г. №33. Срок государственной регистрации  ПБОЮЛ составляет 3 рабочих дня. 
     Заниматься  предпринимательской деятельностью  могут дееспособные граждане, т.е. лица, достигшие 18 лет или вступившие в  брак ранее этого возраста, а также  эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет. 
     Граждане, в установленном законом порядке  ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей или попечителей, усыновителей. 
     Согласно  ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные  гражданским законодательством, применяются  к отношениям с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства. Данные лица, постоянно проживающие  на территории Российской Федерации, т.е. имеющие на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке по месту постоянного проживания. Временно прибывающие граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть зарегистрированы и внесены в реестр индивидуальных предпринимателей. 
     Не  производится государственная регистрация  в качестве индивидуальных предпринимателей граждан, являющихся должностными лицами органов государственной власти и государственного управления, государственными служащими, военнослужащими внутренних войск, военнослужащими, находящимися на действительной военной службе и прочих лиц, в отношении которых законодательством установлены ограничения на занятие предпринимательской деятельностью. Документы представляются в регистрирующий орган его учредителем либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой предоставления документов для регистрации является дата их фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении. Кроме того, к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода. 
     Заявление с просьбой  о регистрации рассматривается  в 15-дневный срок и гражданину выдается разрешение на право заниматься предпринимательской  деятельностью. Разрешение на занятие  индивидуальной предпринимательской  деятельностью выдается на срок до пяти лет. 
     На  основании выданного регистрационной  палатой разрешения лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, необходимо получить регистрационное удостоверение в том же регистрирующем органе. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день предоставления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя на срок, указанный в его заявлении. 
     Свидетельство о регистрации выданное физическому  лицу подлежит возврату в 15-дневный  срок: 
     а)  по истечении срока, на который выдано свидетельство; 
     б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности. 
     Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  от 25.09.98 г. № 158 ФЗ некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории  РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия - официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления. Для того чтобы получить необходимую лицензию, предпринимателю следует предоставить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы: 
     1.заявление  о выдаче необходимой лицензии  с указанием: 
     -фамилии,  имени, отчества, данных документа,  удостоверяющего личность гражданина; 
     -вида  деятельности, который предполагается  осуществлять; 
     -срока,  в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; 
     2.копию  свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя  (с предъявлением оригинала в  случае, если копия не заверена  нотариусом) 
     3.справку  о постановке лицензиата на учет в налоговом органе 
     4.документ, подтверждающий внесение платы  за рассмотрение лицензирующим  органом заявления соискателя  лицензии 
     Положением  о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено  предоставление и иных документов. Но в любом случае требовать от заявителя документы, не предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, запрещено. 
     Все документы, предоставленные для  получения лицензии, принимаются  по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом. 
     За  рассмотрение лицензирующим органом  заявление соискателя лицензии взимается  плата, максимальный размер которой  не может превышать трехкратный  размер оплаты труда. 
     Решение о выдаче лицензии или об отказе в этом должно быть принято в течении тридцати дней со дня получения от предпринимателя заявления с полным комплектом документов. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Иногда для оформления лицензии необходимо провести экспертизу (в том числе независимую). В таком случае решение должно быть приятно в течение 15-дневного срока после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления, оформленного в установленном порядке, со всеми необходимыми документами. Если же сложность и объем экспертизы достаточно велики и не позволяют получить экспертное заключение оперативно, то срок принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом может быть продлен на 30 дней. Соответствующее решение принимается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. 
     Допустим, лицензирующий орган отказал  предпринимателю в выдаче необходимой лицензии. Уведомление об отказе должно быть представлено заявителю в письменном виде в течение трёх дней после принятия данного решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут служить: 
     -наличие  в документах, представленных соискателем лицензии недостоверное или искажённой информации; 
     -несоответствие  соискателя лицензии лицензионным  требованиям и условиям; 
     Если  все необходимые требования соблюдены, то выданная предпринимателю лицензия должна содержать следующие данные: 
     -наименование  органа, выдавшего данную лицензию; 
     -фамилию,  имя, отчество предпринимателя,  его паспортные данные (серия,  номер, когда и кем выдан,  место жительства); 
     -вид  деятельности, на осуществление  которой выдается лицензия; 
     -срок  действия лицензии; 
     -условия  осуществления данного вида деятельности; 
     -регистрационный  номер лицензии и дату выдачи. 
     Срок  действия лицензии устанавливается  в зависимости от конкретного  вида деятельности и составляет не менее 3-х лет. На меньший срок лицензия может быть выдана только по заявлению предпринимателя, обратившегося за её получением. Продление срока действия лицензии производится в том же порядке, что установлен для её получения. 
     Довольно  часто индивидуальный предприниматель  осуществляет несколько видов деятельности одновременно. В таком случае на каждый из видов деятельности лицензия должна быть оформлена отдельно. Если же лицензируемый вид деятельности планируется осуществлять на нескольких территориально обособленных объектах, то предпринимателю одновременно с лицензией выдается её заверенные копии, в которых указывается местоположение каждого объекта. 
     Лицензия  теряет юридическую силу, если у  предпринимателя закончился срок действия свидетельства о государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. 
     В случае изменения паспортных данных или утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление  о переоформлении лицензии. 
     За  переоформление документа, подтверждающего  наличие лицензии, выдачу указанного документа и внесений в него изменений взимается плата. Размер указанной платы не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда. 
     В период переоформления лицензий предприниматель  может продолжать свою деятельность на основании ранее выданной ему  лицензии, а в случае её утраты – на основании временного разрешения, которое выдается органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. 
     Лицензия  подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью  этого органа. Если лицензия выдана органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то она дает предпринимателям право осуществлять свою деятельность на территории других субъектов РФ, но при условии регистрации лицензии органами исполнительной власти, соответствующих субъектов РФ. Такая регистрация должна производиться в течение 30-дней. После предъявления лицензиатом оригинала лицензии. Предприниматель должен быть готов к тому, что указанные в лицензии данные, а также условия осуществления существующего вида деятельности и меры безопасности могут подвергаться проверке. После регистрации в лицензии делается соответствующая отметка, означающая, что данная лицензия занесена в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. 
     Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности вправе аннулировать выданную лицензию, либо приостановить её действие. Происходит это в следующих случаях: 

по соответствующему заявлению владельца лицензии; 
при обнаружении недостоверных данных в документах, которые были представлены для получения лицензии; 
если лицензиат нарушил условия данной лицензии; 
при невыполнении лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановлении ими деятельности физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ;

прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица.     

В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или её аннулирования лицензирующий орган обязан в письменном виде проинформировать о своем решении лицензиата и органы государственной налоговой службы РФ. 
     Если  обстоятельства навлекшие приостановление лицензии изменились, то её действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной, когда орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности примет соответствующее решение, о котором в трехдневный срок должен быть поставлен в известность лицензиат. А также органы налоговой службы РФ. 
     Важно иметь в виду, что приостановить  действия лицензии могут и другие государственные органы, которым  предоставлено такое право, действующим  законодательством РФ. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ, могут приостановить на своей территории действие лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов РФ, в следующих случаях: 

если лицензия не зарегистрирована на данной территории; 
если лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с действующим законодательством РФ, для осуществления существующего вида деятельности на данной территории.     

В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении лицензии органы исполнительной власти субъектов  РФ должны письменно проинформировать о своем решении орган исполнительной власти субъекта РФ, который выдал эту лицензию, органы государственной налоговой службы РФ и лицензиата. Орган, выдающий данную лицензию, вправе её аннулировать. 
     В том случае, когда предпринимателя  не устраивает решения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, он вправе обжаловать это решение в судебные органы. 
     Бланки  лицензий являются бланками строгой  отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Рассмотрение заявления и выдача лицензии оплачивается предпринимателем. Размер оплаты определяется исходя из соответствующих затрат лицензирующего органа. Кроме того, предприниматель оплачивает расходы на проведение экспертизы. 
     Все виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с ФЗ РФ от 25.09.08 № 158-ФЗ (в ред. от 29.12.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности», указаны в ст.17 этого закона. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 №326 (в ред. от 17.11.2000). Свыше срока федеральных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченные осуществлять лицензирование различных видов деятельности. Кроме того, ещё около 20 видов деятельности подлежат лицензирования органов исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии, выданные ранее, действительны до истечения указанных в них срока действия. Особый порядок лицензирования отдельных видов деятельности, среди которых аудиторская, страховая, банковская, розничная торговля подакцизными товарами и др., установлен законами и указами президента.15 

 

     2.2.Осуществление  предпринимательской  деятельности.

 

     Правовой  статус индивидуального предпринимателя в гражданском обороте равнозначен  правовому статусу коммерческих организаций. Индивидуальный предприниматель имеет право заключать сделки от своего имени, иметь свою печать, распоряжаться по своему усмотрению полученной прибылью после уплаты налогов. Индивидуальные предприниматели могут быть участниками полных товариществ и заключать договоры о совместной деятельности. 
     а) Открытие счета и получение кредита 
     В целях содействия гражданам, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, по их просьбе учреждения банка по месту жительства по месту жительства лица в другом банке (с его согласия) могут быть открыты счета для ведения денежных операций. Для открытия счета в банке предприниматель должен представить в учреждения банка следующие документы: 

заявление на открытие счета; 
регистрационное удостоверение или патент, выданный финансовым (налоговым) органом; 
банковскую карточку с образцами подписей, оформленную в установленном порядке и заверенную нотариально;     

Заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей принимается банком без печати. 
     На  основании доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом могут  распоряжаться другие лица. 
     Расчеты с предпринимателями, организациями, учреждениями граждане осуществляют в безналичном порядке. Формы и порядок расчета стороны определяют в договоре. Расчеты с частными лицами могут производить переводами через предприятия связи, путем перечисления на наличные вклады этих лиц  учреждения банков (по их заявлению), а также наличными деньгами. 
     Расчетно-денежные документы индивидуальных предпринимателей печатью не заверяются. Учреждение банка принимает эти документы  при наличии одной подписи, указанной  в карточке образцов подписей. 
     Льготы  при получении кредита. 
     Часто встречаются случаи, когда предпринимателю, желающему открыть собственное дело,  необходим первоначальный капитал. Зачастую его размеры достигают значительных сумм, собрать которой нет возможности доступными способами (продажей части своего имущества, долговой ссуды у друзей и знакомых). В отличие от акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, начинающего индивидуального предпринимателя некому наделить уставным фондом, необходимым для начала деятельности. Как правило, в начале своей деятельности большинство индивидуальных предпринимателей располагают не столько денежным, сколько интеллектуальным капиталом, который выражается в идеях и проектах. 
     Вот почему начинающему предпринимателю, прежде всего, следует ознакомиться с действующими положениями налогового законодательства и выяснить какие виды деятельности подлежат льготному налогообложения. Дело в том, что в целях стимулирования определенных видов производства обновления производственной базы и основных фондов на территории РФ действует целый ряд льгот по налогу на прибыль (доход). 
     Предусмотрен  также ряд льгот при использовании  труда инвалидов, участников ВОВ  и т.д. Хотя указанные льготы и  способствуют созданию условий для  первоначального накопления капитала, полностью разрешить проблему поиска начального капитала с их помощью предпринимателю не удается. Очевидно, что в такой ситуации, придется обращаться за получением финансовой поддержки в коммерческие банки или другие специализированные организации. 
     Ранее, коммерческие банки довольно неплохо сотрудничали с малым, в том числе и с индивидуальным предпринимателем. Высокий уровень процентных ставок и обязательность гарантий возврата кредита в виде какого-либо имущества (залог), на которое может быть обращено взыскание при невыполнении условий возврата, выданного банком  кредита, сделали получение ссуды начинающим предпринимателем практически невозможным 
     В настоящее время созданы фонды  поддержки малого и среднего предпринимательства, которые размещаются в специализированных коммерческих банках и предназначены исключительно для предоставления кредитов предпринимателям, причем на льготных условиях. 
     Если  индивидуальный предприниматель подготовит грамотное технико-экономическое  обоснование своей деятельности, по возможности подкрепит его  реальными соглашениями, договорами и другими необходимыми документами, то он вполне может рассчитывать на получение кредита. 
     Наряду  с банками финансовую поддержку  индивидуальным предпринимателям могут  оказывать и другие специализированные фонды, которые создаются за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, организаций и учреждений, а также отдельных граждан, в том числе иностранных. 
     Именно  эти фонды финансовой поддержки  могут выступать гарантами по кредитам, получаемым от коммерческих банков и страховых организаций, а также по страховым взносам при страховании коммерческих рисков. Для поддержки особенно значимых видов деятельности, к которым можно отнести строительство, производство товаров народного потребления, фермерство и др., в указанные фонды могут направляться средства из федерального и местного бюджета. 
     Бюджетные средства могут выделяться специализированным финансовым фондам (за определенную плату) под конкретные территориальные  программы развития малого предпринимательства, разработанные органами местного самоуправления. Фонды финансовой поддержки должны ежегодно начислять на переданные им бюджетные средства проценты, которые по решению законодательных органов либо направляются на поддержку предпринимательства, либо зачисляются в доход бюджета. 
     В соответствии со ст.8 ФЗ «О государственной  поддержки малого предпринимательства  в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. (в ред. От 31.07.98), государственные и муниципальные  фонды поддержки малого предпринимательства  имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензий на банковскую деятельность. 
     К основным задачам указанных фондов относятся: 

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство в рыночной экономике