Государственное предпринимательство в России: сущность и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью работы является изучение сущности и структуры государственного предпринимательства. А для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд задач: - определить понятие государственного предпринимательства; -раскрыть сущность и значение государственного предпринимательства в России
- рассмотреть перспективы развития государственного предпринимательства -выявить проблемные аспекты государственного предпринимательства.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

 

Государственное предпринимательство  в России: сущность и проблемы развития.

   1. Введение

  Главная задача на сегодня  - остановить процесс несправедливого присвоения национального богатства страны, расширить государственную собственность на основе и в интересах всего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические исследования.                                                                                                            

Справедливо говорят, что роль государства  в нашей стране нельзя преуменьшать: государство должно не просто присутствовать в экономике, но и  активно инвестировать реальный сектор народного хозяйства. Добыча и переработка полезных ископаемых, нефтегазовая промышленность, главные отрасли машиностроения, ВПК - должны стать исключительно государственными. Кроме того, социальные отрасли: здравоохранение, образование, наука, культура, сфера ЖКХ - должны быть областями деятельности государства и региональных органов власти, с устранением любых форм нетрудового предпринимательства.                    

Сферы принципиально не являются и не могут являться областями бизнеса. Рынку, рыночным отношениям здесь не может быть места. Деятельность частных компаний, как показал опыт, отрицательна: не     улучшает положения дел в той или иной социальной сфере, а привносит множество новых проблем.                                                                                        

Исходя из вышесказанного, целью  работы является изучение сущности и  структуры государственного предпринимательства. А для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд задач:                                                     - определить понятие государственного предпринимательства;                                    -раскрыть сущность и значение государственного предпринимательства в России

- рассмотреть перспективы развития государственного предпринимательства                                                                                                               -выявить проблемные аспекты государственного предпринимательства.

2. Проблемные аспекты развития государственного предпринимательства в России

Анализ теории и практики госпредпринимательства не занял еще соответствующего места в отечественной экономической науке. Отдельные вопросы госпредпринимательства рассматриваются в контексте исследования роли и функций государства при переходе к рынку, другие аспекты данной проблемы анализируются преимущественно на микроуровне, что связано с образованием казенных (унитарных) преприятий и определением методов управления ими.

Среди российских экономиство занимающихся непосредственно данной проблемой следует отметить Абалкина Л.И., Винслава Ю., Савченко В.,Ахмедуева В., Клинову М., Ленскую С.,Осипова О., Сычева Е., Шулуса А. и др. Однако в теории госпредпринимательства и обобщения его практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. В условиях перехода к рынку

Возникают новые субъекты и формы  госпредпринимательства, имеющие важное значение для дальнейшего его развития.

Следует иметь в виду, что по разному трактуется даже само понятие  «госпредпринимательство», его соотношение с категориями «госсобственность» и «госрегулирование».Особенно остры дискуссии о месте госпредпринимательства  в системе госрегулирования, о целях и формах его, значении в производимых хозяйственных реформах.1

Самостоятельными проблемами являются критерии определения границ госпредпринимательства, показателей эффективности деятельности госструктур, анализ развития новейших форм предпринимательства в Российской Федерации.                                 Государство может быть рисковым предпринимателем и об этом свидетельствует деятельность его в качестве субъекта  финансового рынка России. Остаются открытыми такие проблемы, как персонификация субъектов государственного предпринимательства в РФ – федеральные, республиканские или муниципальные органы власти или хозяйственные структуры, создаваемые с их участием, что сильнее в российском госпредпринимательстве – государственное начало или предпринимательство как таковое, что дает позитивного (и непозитивного) такой дуализм как государство и бизнес, а также определение тех сфер деятельности,,которые целесообразнее отдавать в госсектор полностью или дублировать вместе с частным бизнесом, тех форм, в которых необходимо развивать госпредпринимательство в России.

Все в совокупности определяет актуальность и необходимость исследования теории и практики госпредпринимательства в России.В настоящее время госпредпринимательство в РФ развивается в следующих формах:

 

___________________

1 Артемов А., Брыкин А., Шумаев А., Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008 №2

1)коммерциализация деятельности  конкурентных государственных предприятий  в рамках законодательно регламентированных организационно-правовых форм (унитарных предприятий и разных видов акционерных обществ, холдингов);              2) интегрирование крупных корпоративных структур с государственным участием, повышение их потенциала в рамках создаваемых финансово-промышленных групп; 3)становление предприятий госпредпринимательного типа в условиях изменяющейся внешней среды, в том числе задействуемых приватизационных моделях и существующей системы управления госсектором, образование предприятий смешанных форм собственности (РАО ЕЭС, Газпром и т.д) с участием государства; 4) осуществление государством выпуска и размещения различного рода ценных бумаг на внутреннем и мировом финансовых рынках.                                                                                                     Следует сказать, что предпринимательские отношения могут складываться между самими госструктурами, что особенно четко проявилось на финансовом рынке в деятельности Центробанка и Минфина РФ. А также обоснована необходимость выделения предпринимательства на уровне региона, осуществляемого муниципальными органами власти – муниципальное предпринимательство и раскрытие направления его развития в данном регионе.                                                                                                          Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств в риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что  первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: 1. Энергетика, 2. Транспорт, 3. Связь. Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

   Располагая финансами, государства  выступают по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в  мировом хозяйстве, проведение  региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий. А проблема государственной ответственности и  ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

3. Значение и сущность государственного предпринимательства

   Государственное предпринимательство в России начало формироваться в рамках общего процесса перехода к рынку, как одно из направлений государственного регулирования общественного производства в целом. При переходе от одного типа экономической системы к другой, государственное регулирование, его направления, формы, методы и механизмы реализации не остаются неизменными.       В условиях рынка государство выполняет следующие функции:  защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства; стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения; обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны.                                                                                                      Но вместе с развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходит развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идёт по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов; появление новых функций и новых направлений деятельности государства, которые ранее или не выполнялись или не были определенным образом обособлены, структурированы. Роль государства качественно отличается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования сложившейся и отрегулированной экономики. Самоорганизация, на которой базируется рынок, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в переходный период. Отсутствие регулирующих начал в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию дестабилизационных процессов, возврату экономики в прежнее состояние. Поэтому задачи государства связаны не только с созданием  условий для функционирования рынка. Они предполагают признание его активной роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите национальных экономических интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики.2 В процессе проведения хозяйственных реформ в нашей стране менялись экономические стратегии.

 И уже в 1994 году стали  наиболее популярны идеи «корпоративного  капитала». В 1994 году стали  наиболее популярны идеи «корпоративного капитала». При этом наиболее крупные корпоративные преобразования возникли на базе государственных предприятий в горнодобывающих отраслях. С 1998 г. во главу угла стала ставиться концепция дуалистической, смешанной экономики, сочетающей преимущества рыночного саморегулирования с сильным государственным регулированием, как наиболее подходящей для российской экономики.                                                                                                           К дуальным отношениям относятся экономические отношения мелких и крупных предприятий, организованного сектора и неформального, таковыми же должны стать отношения между государством и частным бизнесом.                                                                                                                                   В настоящее время комплексное исследование сущности и механизма функционирования госпредпринимательства приобретает особую актуальность, что обусловлено рядом причин: 1)необходимостью изучения объективных функций государственной формы собственности, как одного их элементов системы отношений собственности в экономике страны; 2)возрастанием роли и значения региональных воспроизводственных систем в становлении рыночных отношений в силу происходящих процессов децентрализации экономики, формированием их как экономически самостоятельных, самоуправляемых структур; 3) усилением необходимости согласования интересов экономических субъектов для обеспечения непрерывности и эффективного воспроизводства всей системы в целом; 4) необходимостью разрешения противоречий, возникающих в экономических интересах субъектов госпредпринимательства;                      5) формированием объекта (объектов) госпредпринимательства, его границ предполагает необходимость всестороннего изучения объективных воспроизводственных функций государственной и частной форм собственности,

___________________

2 Савченко Е.В., Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М., 2010.

 

которыми в первую очередь и определяются эти границы; 6)использованием «карты» госпредпринимательства в экономической и политической полемике и вовлечением определенных слоев общества не только в процесс обсуждения хода его развития, но и реального практического участия в нем.3                                                                                                                                                                                                  Государство для того, чтобы полноправно участвовать в дуальных отношениях, прежде всего, должно быть сильным экономическим субъектом, активным в хозяйственной сфере. Это должно выражаться в сохранении госсектора, включающего в себя: 1) государственную собственность на определенные объекты, прежде всего связанные с национальной безопасностью страны (предприятия ВПК); 2) государственную собственность на часть производственных активов в рамках конкретных структур и прямом управлении ими, например, на предприятиях ТЭК; 3) контрольный пакет в смешанных предприятиях общественного назначения; 4) формирование крупных корпоративных структур с участием государства, получающих официальный статус ФПГ.   В настоящее время госпредпринимательство в РФ развивается в следующих формах:                                                                                                                                      -коммерциализация деятельности конкурентных государственных предприятий в рамках законодательно регламентированных организационно-правовых форм (унитарных предприятий и разных видов акционерных обществ, холдингов);

- интегрирование крупных корпоративных  структур с государственным участием, повышение их потенциала в рамках создаваемых финансово-промышленных групп

-становление предприятий госпредпринимательного типа в условиях изменяющейся внешней среды, в том числе задействуем ых приватизационных моделях и существующей системы управления госсектором, образование предприятий смешанных форм собственности (РАО ЕЭС, Газпром и т.д.) с участием государства;                                                             

-осуществление государством выпуска и размещения различного рода ценных бумаг на внутреннем и мировом финансовом рынках.                           –

-обосновано, что предпринимательские отношения могут складываться между самыми госструктурами, что особенно четко проявилось на финансовом рынке в деятельности Центробанка и Минфина РФ;                                    

___________________

3   Лившиц «Государство в рыночной экономике», // Российский экономический журнал, N 11-12, 2007.

-обоснована необходимость выделения предпринимательства на уровне региона, осуществляемого муниципальными органами власти.4 Таким образом, государственное предпринимательство состоит в участии государства в предпринимательской деятельности различных юридических лиц. Государственный сектор экономики обычно трактуется именно как сектор общественной экономики – в противоположность частному сектору. И государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой.                                                                           Основой государственного предпринимательства является государственная собственность на средства производства. В отличии от большинства типов собственности на средства производства

государственная собственность не является порождением частной собственности. Она представляет собой право владения, пользования, расположения средствами производства, которым обладает государство, а реализует уполномоченный орган государственного управления.

Поэтому в формах  государственного предпринимательства отсутствуют  предприниматели – индивидуальные субъекты предпринимательского бизнеса. Государство берёт на себя предпринимательские полномочия, которыми наделяет уполномоченные органы государственного управления.

Институциональные субъекты бизнеса  могут принадлежать государству  полностью. Полная государственная собственность на средства производства включает такие виды, как федеральная собственность и различные виды муниципальной собственности.

Информация о работе Государственное предпринимательство в России: сущность и проблемы развития