Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:01, доклад
С производственной структурой непосредственно связан вопрос о планировке предприятия, то есть о размещении на его территории производственных подразделений и их структурных подразделений. Планировка предприятия представляет собой пространственную форму, в которую облекается производственная структура. Она отражается в генеральном плане — графическом изображении территории предприятия с расположением всех сооружений – зданий, складов, железнодорожных путей, автодорог, коммуникаций, зеленых насаждений, ограждений и т.д.
4. Генеральный план предприятия
и основные принципы его
С производственной структурой непосредственно связан вопрос о планировке предприятия, то есть о размещении на его территории производственных подразделений и их структурных подразделений. Планировка предприятия представляет собой пространственную форму, в которую облекается производственная структура. Она отражается в генеральном плане — графическом изображении территории предприятия с расположением всех сооружений – зданий, складов, железнодорожных путей, автодорог, коммуникаций, зеленых насаждений, ограждений и т.д.
Генеральным планом предприятия называется проектируемое или фактическое размещение всех основных цехов и вспомогательных служб (включая рельсовые и безрельсовые дороги, надземные и подземные сети), соответствующее принципам рациональной организации производства, особенностям рельефа местности и требованиям благоустройства территории.
При разработке генерального плана предприятия руководствуются принципами:
1. Для обеспечения прямоточности движения продукции здания основных цехов и общезаводских складов сырья, основных материалов и готовой продукции располагаются по ходу производственного процесса.
маршрут движения рабочего
Рис. 11. U-образное размещение оборудования
2. Склады сырья и основных материалов размещаются со стороны ввоза грузов (подъездных путей), вблизи заготовительных цехов, а склады готовой продукции — в непосредственной близости от выпускающих цехов у путей вывоза грузов с завода. С этой целью склады сырья и материалов размещаются на границе заводской территории со стороны подъездных путей. Рядом с ними располагаются заготовительные цехи, далее — обрабатывающие и сборочные, а за ними, близ путей вывоза — склады готовой продукции.
3. Вспомогательные цехи должны располагаться ближе к основным цехам, не усложняя основные грузопотоки. Инструментальные, ремонтно-механические и электроремонтные цехи должны находиться вблизи производственных цехов, имеющих наибольшее число оборудования.
4. При расположении цехов и хозяйств необходимо учитывать направление преобладающих ветров и наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания цехов.
5. Взаимное расположение зданий и разрывы между ними должны удовлетворять установленным санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам. Цехи, выделяющие в атмосферу вредные выбросы, размещают с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.
6. Расстояние, на которое транспортируются предметы труда и готовые изделия, должно быть наименьшим в целях сокращения длительности производственного цикла и достижения наименьших расходов на внутрипроизводственный транспорт. Компактность застройки должна быть обеспечена за счет концентрации складов в одной зоне и минимальных разрывов между зданиями и сооружениями.
7. Отдельные небольшие производственные и вспомогательные цехи целесообразно объединять в виде блока цехов в одном здании (корпусе). Блокирование цехов
Наиболее
рационально блокировать в
При разработке генерального плана предприятия нередко устанавливают зоны горячих, обрабатывающих, деревообрабатывающих цехов, а также энергетических цехов (станций), общезаводских служб и учреждений.
Расположение зданий и сооружений на территории завода должно обеспечивать возможность дальнейшего его развития без нарушения основной идеи генерального плана и без сноса ранее построенных объектов.
Размещение подразделений предприятия, цеха и участка целесообразно осуществлять поэтапно. На I этапе размещают цехи и оборудование на территории предприятия, на II этапе размещают участки и общехозяйственные производственные службы на территории цеха, на III этапе размещают рабочие места и общеучастковые производственные подразделения на территории участка.
Общая схема территориального размещения предприятия представлена на рис. 12.
Для определения степени эффективности использования площади предприятия используются
а) площадь территории,
б) длина коммуникаций,
в) длина дорог и проездов и т.д.
а) коэффициент застройки
б) и коэффициент использования территории.
Коэффициент застройки (плотность застройки участка) определяется отношением суммы площадей к площадям, занимаемым зданиями и сооружениями, а также дорогами, коммуникациями и т.д. В среднем считается, что дороги, проезды и коммуникации составляют 15% территории предприятия, озеленение — 15%, железнодорожные пути — 12 %.
На основе генерального плана предприятия осуществляется планировка оборудования и рабочих мест, пунктов складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, пунктов контроля хода производства, транспортных путей, производственных, подсобных и административных помещений в цехах, службах и на производственных участках.
Планировка цеха (участка) представляет собой план размещения оборудования и рабочих мест. На нем показывают
Рациональная планировка должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к генеральному плану предприятия, а также ряду дополнительных условий:
Один из возможных
вариантов общей схемы
При разработке планировки цеха самое важное – осуществить выбор оптимальной величины и структуры производственных участков. Основой для этого служит анализ
Номенклатура на участке выбирается таким образом, чтобы число переналадок, а также изменение числа станков для обработки всех деталей по отношению к количеству станков, необходимых для обработки основной детали, были минимальными. Эти изменения определяются на основе решения следующей функции:
, (16)
где Zij – количество оборудования для обработки j-й детали на i-м станке;
mt — количество типов станков;
n — количество деталей.
Рациональная планировка определяется размером площадей, где участки с однотипным оборудованием будут загружены.
Рациональной считается такая планировка, при которой сумма транспортных перемещений (суммарный грузооборот участка) равна:
,
где n — количество деталей, закрепленных за участком;
Ni — программа выпуска данной детали;
qi — масса детали;
li — суммарная длина перемещений.
Задача решается матричным методом: составляются матрица масс (передаваемых грузов), в каждой клетке которой записывается величина груза, передаваемого между станками участка, и матрица расстояний между площадками участка, на которых должны быть размещены станки.
Информация о работе Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки