Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:01, доклад

Краткое описание

С производственной структурой непосредственно связан вопрос о планировке предприятия, то есть о размещении на его территории производственных подразделений и их структурных подразделений. Планировка предприятия представляет собой пространственную форму, в которую облекается производственная структура. Она отражается в генеральном плане — графическом изображении территории предприятия с расположением всех сооружений – зданий, складов, железнодорожных путей, автодорог, коммуникаций, зеленых насаждений, ограждений и т.д.

Файлы: 1 файл

костdocument.docx

— 61.80 Кб (Скачать)

4. Генеральный план предприятия  и основные принципы его разработки

 

С производственной структурой непосредственно связан вопрос о планировке предприятия, то есть о размещении на его территории производственных подразделений и их структурных подразделений. Планировка предприятия представляет собой пространственную форму, в которую облекается производственная структура. Она отражается в генеральном плане — графическом изображении территории предприятия с расположением всех сооружений – зданий, складов, железнодорожных путей, автодорог, коммуникаций, зеленых насаждений, ограждений и т.д.

Генеральным планом предприятия называется проектируемое или фактическое размещение всех основных цехов и вспомогательных служб (включая рельсовые и безрельсовые дороги, надземные и подземные сети), соответствующее принципам рациональной организации производства, особенностям рельефа местности и требованиям благоустройства территории.

При разработке генерального плана предприятия руководствуются принципами:

1. Для  обеспечения прямоточности движения продукции здания основных цехов и общезаводских складов сырья, основных материалов и готовой продукции располагаются по ходу производственного процесса.

 

  маршрут движения предмета труда (материальный поток)

           маршрут  движения рабочего


 

Рис. 11. U-образное размещение оборудования

 

2. Склады сырья и основных материалов размещаются со стороны ввоза грузов (подъездных путей), вблизи заготовительных цехов, а склады готовой продукции — в непосредственной близости от выпускающих цехов у путей вывоза грузов с завода. С этой целью склады сырья и материалов размещаются на границе заводской территории со стороны подъездных путей. Рядом с ними располагаются заготовительные цехи, далее — обрабатывающие и сборочные, а за ними, близ путей вывоза — склады готовой продукции.

3. Вспомогательные цехи должны располагаться ближе к основным цехам, не усложняя основные грузопотоки. Инструментальные, ремонтно-механические и электроремонтные цехи должны находиться вблизи производственных цехов, имеющих наибольшее число оборудования.

4. При  расположении цехов и хозяйств необходимо учитывать направление преобладающих ветров и наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания цехов.

5. Взаимное расположение зданий и разрывы между ними должны удовлетворять установленным санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам. Цехи, выделяющие в атмосферу вредные выбросы, размещают с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.

6. Расстояние, на которое транспортируются предметы труда и готовые изделия, должно быть наименьшим в целях сокращения длительности производственного цикла и достижения наименьших расходов на внутрипроизводственный транспорт. Компактность застройки должна быть обеспечена за счет концентрации складов в одной зоне и минимальных разрывов между зданиями и сооружениями.

7. Отдельные  небольшие производственные и вспомогательные цехи целесообразно объединять в виде блока цехов в одном здании (корпусе). Блокирование цехов

  • сокращает протяженность транспортных путей,
  • облегчает механизацию межцехового транспорта,
  • сокращает размеры территории завода, длину внутризаводских путей и коммуникационных линий,
  • уменьшает расходы на благоустройство и ограждение территории. 

Наиболее  рационально блокировать в одном  здании цехи, однородные по технологическому признаку и имеющие тесную производственную связь.

При разработке генерального плана предприятия  нередко устанавливают зоны горячих, обрабатывающих, деревообрабатывающих цехов, а также энергетических цехов (станций), общезаводских служб и учреждений.

Расположение  зданий и сооружений на территории завода должно обеспечивать возможность дальнейшего его развития без нарушения основной идеи генерального плана и без сноса ранее построенных объектов.

Размещение  подразделений предприятия, цеха и  участка целесообразно осуществлять поэтапно. На I этапе размещают цехи и оборудование на территории предприятия, на II этапе размещают участки и общехозяйственные производственные службы на территории цеха, на III этапе размещают рабочие места и общеучастковые производственные подразделения на территории участка.

Общая схема  территориального размещения предприятия  представлена на рис. 12.

Для определения степени эффективности использования площади предприятия используются

  • абсолютные показатели:

а) площадь территории,

б) длина коммуникаций,

в) длина дорог и проездов и т.д.

  • и относительные показатели:

а) коэффициент застройки

б) и коэффициент использования территории.

Коэффициент застройки (плотность застройки участка) определяется отношением суммы площадей к площадям, занимаемым зданиями и сооружениями, а также дорогами, коммуникациями и т.д. В среднем считается, что дороги, проезды и коммуникации составляют 15% территории предприятия, озеленение — 15%, железнодорожные пути — 12 %.

На основе генерального плана предприятия  осуществляется планировка оборудования и рабочих мест, пунктов складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, пунктов контроля хода производства, транспортных путей, производственных, подсобных и административных помещений в цехах, службах и на производственных участках.

Планировка  цеха (участка) представляет собой план размещения оборудования и рабочих мест. На нем показывают

  • строительные элементы (стены, колонны, перегородки и т.д.);
  • технологическое оборудование и основной производственный инвентарь (расположение станков, машин, верстаков, стендов, мест контроля, межцеховых и внутрицеховых проездов);
  • подъемно-транспортные устройства (мостовые, балочные краны, конвейеры, рельсовые пути);
  • расположение вспомогательных помещений и мастерских, складов, кладовых, конторских помещений, санитарных узлов, расположенных на площади цеха, и т.д.

Рациональная  планировка должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к генеральному плану предприятия, а также ряду дополнительных условий:

  • обеспечение наименьшей длительности производственного цикла, минимальных затрат времени на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы;
  • создание оптимальных условий для управления персоналом и материальными факторами производства;
  • обеспечение гибкой перестройки всех элементов планировки в соответствии с колебаниями запросов потребителей (заказчиков) и преобразованиями в производстве, вызванными изменением техники, технологии и другими нововведениями.

Один из возможных  вариантов общей схемы размещения цеха представлен на рис. 13.

При разработке планировки цеха самое важное – осуществить выбор оптимальной величины и структуры производственных участков. Основой для этого служит анализ

  • номенклатуры деталей, закрепленных за участком;
  • последовательности расстановки оборудования;
  • схемы транспортировки обрабатываемых предметов труда;
  • управляемости участком.

Номенклатура  на участке выбирается таким образом, чтобы число переналадок, а также изменение числа станков для обработки всех деталей по отношению к количеству станков, необходимых для обработки основной детали, были минимальными. Эти изменения определяются на основе решения следующей функции:

,                          (16)

где Zij – количество оборудования для обработки j-й детали на i-м станке;

mt — количество типов станков;

n — количество деталей.

 

Рациональная планировка определяется размером площадей, где участки с  однотипным оборудованием будут  загружены.


Рациональной  считается такая планировка, при  которой сумма транспортных перемещений (суммарный грузооборот участка) равна:

,                                        (17)

где  n — количество деталей, закрепленных за участком;

Ni — программа выпуска данной детали;

qi — масса детали;

li — суммарная длина перемещений.

 

Задача решается матричным методом: составляются матрица  масс (передаваемых грузов), в каждой клетке которой записывается величина груза, передаваемого между станками участка, и матрица расстояний между площадками участка, на которых должны быть размещены станки.


Информация о работе Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки