Анализ методов оценки рисков в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических проблем и разработка практических предложений по проведению анализа предпринимательских рисков промышленного предприятия.

Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

•исследовать понятие риска предпринимательской деятельности;
•систематизировать факторы риска предпринимательской деятельности;
•раскрыть сущность и содержание анализа рисков предпринимательской деятельности и методов их измерения;
•охарактеризовать основные методы выявления, качественной и количественной оценки предпринимательского риска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Исследование сущности риска в предпринимательской деятельности промышленного предприятия 5

1.2 Систематизация факторов и видов рисков предпринимательской деятельности промышленного предприятия 8

2 Систематизация методов выявления рисков предпринимательской деятельности 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Анализ методов оценки рисков в предпринимательской деятельности.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

    Недостатком универсальных опросных листов является то, что:

  • они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов;
  • ни какой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия.

    Мировая практика показывает, что стандартизованные  опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием. В таком листе обычно содержится более 500 вопросов. Перечень основных разделов опросного листа представлен в таблице 4.

    

    Таблица 4

    Разделы опросного листа Американской ассоциации менеджеров

№ п/п Название раздела
01 Общая информация о предприятии и его филиалах
02 Административно-финансовые сведения (реквизиты)
03 Данные о  системе управления предприятием
04 Сведения о  территориальной структуре и расположении производственных объектов предприятия
05 Сведения о  персонале (численность, квалификация, возрастная и гендерная структура  персонала; текучесть кадров) и социальная инфраструктура предприятия
06 Описание основных технологических процессов предприятия
07 Перечень и  характеристика основных производственных фондов и имущества предприятия
08 Данные о  страховании объектов
09 Информация  об убытках в результате аварий и  отказов оборудования
10 Данные о  заявленных исках и выплаченных компенсациях
11 Дополнительные  сведения об имевших место финансовых, производственных, юридических и  т. п. инцидентах.

    Специализированные  опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений. Так, если анализируются риски и убытки связанные с персоналом, то соответствующие листы должны содержать перечень вопросов, ответы на которые будут характеризовать подверженность риску и убытку тех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с персоналом, например, с возможной нетрудоспособностью или смертью работника, с увольнением ключевого специалиста, нарушением трудовой дисциплины и т. п.

    Качество  и объем информации, получаемой с  помощью этого метода, во многом определяется точностью формулировки вопросов и знаниями респондентов.

    Собеседование с ключевым персоналом позволяет в прямой беседе выявить риски, связанные с материально -техническим обеспечение производства, производственным процессом и сбытом продукции Сотрудники предприятия на практике знают сложившиеся правила деятельности предприятия и имеют представление о возникающих в работе трудностях.. Этот метод позволяет оценить риски в динамике, включая прогноз на перспективу. Однако следует помнить, что данный способ сбора информации не лишен субъективности. Это является не только отрицательным моментом, так как сотрудники предприятия, чувствуя проявленный к их работе интерес, начинают смотреть на свою работу с новой точки зрения - со стороны специалиста, проводящего обследование. Это помогает как в выявлении факторов хозяйственного риска, так и в ориентации сотрудника на поиск методов их нейтрализации.

    Основные  цели инспекционных посещений подразделения предприятия - это сбор дополнительной информации и проверка на местах ее достоверности и полноты. Инспекция позволяет также выявить и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление риском в данном подразделении и дать рекомендации по регулированию уровня риска.

    Инспекция может быть:

    -неожиданной  - появление риск-менеджера в подразделении  предприятия позволяет зафиксировать  такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Например, при неожиданной инспекции можно отметить реальные отклонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности.

    -с заблаговременным извещением сотрудников об инспекции - целесообразно использовать при необходимости получить материалы и данные, для нахождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за несколько дней до начала посещения высылается запрос или формы для заполнения, и к моменту начала инспекции сотрудники подразделения уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно сокращает затраты времени.

    Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры обладают достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специалистами, работающими на соответствующих объектах или осуществляющими определенные технологические операции.

    Методы моделирования предполагают моделирование развития рисковых ситуаций, моделирование развития организации и определения рисков в соотвествии с этапом жизненного цикла предприятия, моделирование взаимодействия подразделений и анализ структурных и потоковых карт и диаграмм, моделирование текущих операций с помощью логистической цепи и моделирование элементов внешней среды.

    Моделирование развития рисковой ситуации. Весь спектр процедур по идентификации риска можно определить, рассмотрев схему развития рисковой ситуации (рис. 4).

    Рис. 4. Схема развития рисковой ситуации в ЛС 1111

    Таким образом, в ситуации риска можно  выделить три основные составляющие, подлежащие исследованию - факторы риска, отдельные группы или виды риска и последствия риска. Факторы риска могут выявляться различными способами: от сложного вероятностного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок. Важно только своевременно и как можно более точно установить, какая информация, какого качества и к какому сроку нужна, а затем выбрать один из доступных источников информации и принять решение о наилучшем способе се получения из этого источника. В настоящее время системно рассматривают только три источника информации: накопленный практический опыт, личное мнение риск-менеджера и мнения специалистов (экспертов). Информацию из этих источников можно получить разными способами, различающимися по частоте и оперативности обращения к источнику, по затратам на получение информации и другим важным характеристиками.

    Моделирование развития организации позволяет определить этап жизненного цикла предприятия. Предприятие имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Знание того этапа жизненного цикла, на котором находится предприятие, а также прогнозирование направлений дальнейшего развития системы в процессе управления рисками дает возможность с высокой степенью вероятности предвидеть дальнейший ход развития системы, заранее прогнозировать и оценивать риски, свойственные следующему этапу и с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла разработать комплекс мероприятий по воздействию на риски. Сравнительный анализ организационно-экономических особенностей работы предприятия на различных этапах жизненного цикла приведен в таблице 5 (таблицу 5 см. в приложении).

    Характер  действия рисков на разных стадиях жизненного цикла предприятия представлен на рисунке 5. Как правило, ранние стадии жизненного цикла, являются менее устойчивыми и более рискованными. Кроме того, циклы жизни не переходят один в другой просто с течение времени. Их продолжительности зависит от маркетинговых и других усилий фирм (стратегия, организационная структура, кадровая политика и т. п.).

    

    Рис. 5 Уровень риска на разных этапах жизнедеятельности предприятия

    Моделирование взаимодействия подразделений - это постоянный и систематический анализ взаимодействия подразделений организации друг с другом. Взаимодействие подразделений внутри организации может проверяться в виде административных инспекций движения средств и операций, отражающих взаимоотношения подразделений друг с другом; проведения совещаний - планерок с руководством подразделений; длительных бесед руководства с менеджерами и персоналом разных подразделений фирмы с целью целостного понимания деятельности каждого подразделения и связанных с нею возможных потерь; устных или письменных рапортов подразделений, возникших в них изменениях и колебаниях.

    Анализ структурных и потоковых карт и диаграмм. Для выявления внутренних факторов хозяйственного риска, обусловленных качеством менеджмента, организацией основного производства, вспомогательных и обслуживающих подразделений, а также организацией работы служб сбыта и материально- технического снабжения, могут оказаться полезными структурные диаграммы, визуализирующие различные стороны деятельности и взаимосвязи структурных и технологических единиц предприятия.

    Анализ  структурных диаграмм позволяет  выявить зоны возможного образования внутренних факторов риска, связанных с дублированием или чрезмерной концентрацией функций, излишней или недостаточной административной зависимостью подразделений и т. п. Построение функциональных и организационных структурных диаграмм способствует выяснению степени согласованности работы дублирующих отделов и возможностей координации и контроля за всеми отделами предприятия.

    Избыточная  концентрация некоторой функции, так же как и недостаточная четкость ее закрепления за определенным исполнителем, что наглядно проявляется на структурных диаграммах, могут явиться фактором риска. На структурных диаграммах могут быть отражены данные о доходах филиалов, что позволит, сопоставив результаты их деятельности, выявить те из них, которые приносят наибольший доход, ритмичность поступлений доходов, наличие или отсутствие фактора риска несвоевременной оплаты потребителями отгруженной продукции.

    Полезным  средством, дополняющим возможности структурных диаграмм, являются карты потоков или потоковые диаграммы или схемы бизнес- процессов, которые изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь, либо направления передачи служебной информации в системе управления предприятием. Эти карты полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость.

    Различные виды карт потоков можно разделить  на несколько больших групп представленных в таблице 6.

    

Таблица 6

Группы  видов потоковых диаграмм

№ п/п Название группы диаграмм
01 Карты технологических  цепочек, в которой предприятие  составляет одну из его частей
02 Карты структурных  единиц предприятия как элементов  системы управления
03 Карты производственных процессов предприятия
04 Карты отдельных  технологических процессов внутри предприятия
05 Карты совокупных процессов предприятия

    Анализ  карт потоков позволяет выявить "узкие" места производственно - технологической цепочки. Если какой-нибудь инцидент приводит к выходу из строя элемента этой цепочки, то по карте потоков можно легко проследить, насколько серьезны будут последствия происшествия и какие убытки в связи с этим грозят предприятию.

    Ограниченность  применения карт потоков как метода выявления факторов риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновременно следует использовать иные методы получения исходной информации о факторах риска. Карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов или данных очного интервьюирования.

    Карты информационных потоков являются удобным  инструментом для выявления рискогенных  зон в системе управления предприятием. Использование карт информационных потоков для выявления узких мест в системе управления предприятием целесообразно сочетать с анализом диаграмм организационной структуры.

Информация о работе Анализ методов оценки рисков в предпринимательской деятельности