Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:35, реферат
Функционирование политических институтов проявляется в политических практиках, воплощающих в жизнь не только формализованные правовые, но и социокультурные нормы. Причем ядро политического процесса каждого общества составляют институциализированные практики, отличающиеся большей значимостью, распространенностью и устойчивостью. Что касается менее распространенных, недостаточно освоенных практик, а также практик, противоречащих принятым в обществе правилам игры, то обычно они представляют периферию политического процесса.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «Неформальные практики»……………………………………..4
Глава 2. Коррупция как вид неформальных практик……………………………...9
Глава 3. Лоббизм как вид неформальных практик………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….....16
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
НИУ Казанский Государственный Технологический Университет
Факультет социально-гуманитарных технологий
Кафедра социальной и политической конфликтологии
Контрольная работа на тему:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕГИОНЕ: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
группы № 3173-41
Казань, 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие «Неформальные практики»……………………………………..4
Глава 2. Коррупция как вид неформальных практик……………………………...9
Глава 3. Лоббизм как вид неформальных практик………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Функционирование политических институтов проявляется в политических практиках, воплощающих в жизнь не только формализованные правовые, но и социокультурные нормы. Причем ядро политического процесса каждого общества составляют институциализированные практики, отличающиеся большей значимостью, распространенностью и устойчивостью. Что касается менее распространенных, недостаточно освоенных практик, а также практик, противоречащих принятым в обществе правилам игры, то обычно они представляют периферию политического процесса.
Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм взаимодействия, неформальные практики детализируют, трансформируют и развивают официальные нормы, которые учитывают особенности и противоречия отношений между субъектами политики, а также служат общественно санкционированными нормами поведения в сферах, не регулируемых формальными правилами. Неформальные практики весомо влияют на характер функционирования формальных институтов в таких сферах, как законодательная политика, судебная политика, партийная система, финансирование политических кампаний, электоральные процессы. Институциональная система как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, во многом определяет ход политических процессов, отношения между индивидами и социальными группами, устанавливает статусы и роли основных социальных групп в обществе, и, в конечном счете, нормы политического взаимодействия в обществе.
Глава 1. Понятие «Неформальные практики»
В политической науке под неформальными практиками понимаются любые действия политических акторов, обусловленные их собственными социальными, экономическими и политическими интересами.
Неформальные политические практики определяются как постоянно воспроизводимые стереотипные правила взаимодействия субъектов политики, установленные и поддерживаемые посредством социокультурных регуляторов: ценностей, политических ориентаций, установок деятельности, а не формально-правовых норм. Цели неформальных политических практик – получение публичной власти и (или) увеличение ресурсов власти субъекта политики. Атрибутивными качествами неформальных политических практик выступают: типичность, интерсубъективность, прогнозируемость поведенческих актов и взаимодействий субъектов политики. Функции неформальных практик в политическом пространстве состоят в том, что они конструируют и воспроизводят основные способы существования субъектов политики, обеспечивают удовлетворение их потребностей и достижение целей. Они восполняют неэффективность формальных институтов и практик общества, интегрируют согласованное коммуникативное пространство.
В условиях современного российского общества политика органов государственной власти порождает существование особого поля взаимодействия акторов, регулируемого как формальными нормами, так и неформальными правилами.
Модель стратификации постсоветского общества оказывает определяющее влияние на характер неформальных практик, которые обуславливаются социальными позициями и ролями субъектов политики. Данное влияние определяется такими параметрами стратификации, как чрезмерная поляризация социальных статусов и неравенство доходов, слабость среднего класса, низкая эффективность государственной политики смягчения неравенств. В условиях институциональной неопределенности и повышенной мобильности роль неформальных практик возрастает. Постсоветские политические элиты обеспечивают свою власть вследствие обладания доминирующими ресурсами влияния, поддержания патрон-клиентарных отношений и неформальных сетей коммуникации.
Нормативный подход к исследованию институционализации неформальных политических практик позволяет наиболее эффективно раскрыть характер их формирования и развития. Наиболее важным элементом при определении институционализации нормативный подход считает социальные нормы, детерминирующие представления и действия субъектов политики. Такие нормы существуют автономно от индивидов, объективно и имеют принуждающую силу. Приоритетное значение институционализм отводит не формальным структурам, правилам и процедурам, а совокупности ценностей, на основе которых индивиды и их объединения строят свое поведение. Институционализация неформальных практик означает, что они обретают устойчивость и повторяемость в силу своего соответствия базовым ценностям общества. Устойчивость практик формируется по мере того, как в итоге регулярных социальных взаимодействий субъекты политики согласуют свои мотивации активности, вырабатывают общепризнанные конвенции и нормы.
Политическая сеть представляет собой систему государственных и негосударственных субъектов политики, которые взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости с целью достижения согласия по интересующему всех вопросу, используя формальные и неформальные правила. Политические сети имеют как институциональные, так и неинституциональные регулятивные формы. В первом случае они включены в легальные институциональные структуры регулирования отношений, регламентируемых действующим законодательством. Во втором случае – они регламентированы нравственно-этическими и корпоративными нормами.
Противоречия, возникающие между институциональной и неинституциональной регулятивными формами, являются основой правовой легитимации политических сетей в структуре государственного управления.
Причинами сохранения патрон-клиентарных отношений в российском обществе являются объективные факторы: традиционный и подданнический (преимущественно) тип политической культуры, гильдейский характер рекрутации элит, поляризованная модель стратификации, конфликтный тип отстаивания корпоративных интересов. Усилившаяся за 2000-е годы монополизация экономической и государственной власти привела к институциональному укреплению неформальных практик. Закрытость, клановость, фаворитизм, семейственность, клиентелизм, круговая порука остаются атрибутивными характеристиками практик субъектов политики. Распространенность и влияние клиентарных связей являются индикатором степени традиционализма политических практик и зависят от преобладающего типа политической культуры.
Лоббирование интересов корпоративного бизнеса в политических институтах власти России носит вертикально-интегрированный и государственно-регулируемый характер. Поддерживая устойчивость баланса интересов между финансово-промышленными группировками и отраслевыми административными элитами, лоббизм создает предпосылки закрепления неформальных сетей на уровне государственной власти. Эффективность лоббизма в современной России в большей мере обеспечивается неформальными практиками взаимодействия групп интересов в политическом процессе, а не нормативно-правовым регулированием. Представители лоббистских структур в ходе своей конкуренции придерживаются государственно-корпоративной модели взаимодействий, ограничивая влияние малого и среднего бизнеса, нелояльных государственной власти акторов на процесс принятия политических решений. Централизация государственной власти в 2000-х гг. создала дисбаланс отраслевого и территориального лоббизма. Модернизация института лоббизма в неформальных политических практиках невозможна без кардинальной реформы политической системы России на основе транспарентного перераспределения ресурсов власти и демократической конкуренции.
Практики могут рассматриваться в обыденном (повседневном) и в деятельном аспектах. Обыденное, повседневное измерение практик подчеркивает привычки, стереотипы, привязанности и симпатии индивидов, в то время как деятельностный аспект практик выделяет целенаправленность, рациональность в поведении. Если разложить на составляющие понятие практики, то она начинается с результата (исходного продукта), проходит стадию теста этого продукта на своевременность, востребованность, эффективность, затем этап анализа предшествующей политики и выход на новый цикл (в цепочке цель-средства-результат).
Все разнообразие подходов к интерпретации неформальных политических практик можно разделить по следующим основаниям: постоянные действия и взаимодействия, которые производит индивид, нормы неофициальных правил, ценностей; особые правила «политической игры»; отношения партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия; типичные, постоянно воспроизводимые действия субъектов политики, обусловленные их социально-культурными, экономическими интересами; неправовой («неадминистративный») характер действующих акторов.
Неформальные практики как принятые в обществе – это обычно неписаные правила, создающиеся, становящиеся известными и насаждающиеся вне официально санкционированных каналов.
Под неформальной практикой можно считать практически любое поведение, выходящее за рамки писаных правил (норм) или непредусмотренное ими. Не всякое поведение, строящееся по известным образцам, связано с соблюдением каких-либо правил. Поведенческие закономерности могут быть плодом самых разных мотиваций, которая должна соответствовать сложившимся правилам, нарушение которых приводит к тем или иным внешним санкциям.
Если официально установленные правила вступают в противоречие с реальными политическими практиками, последние становятся фактически нелегальными, создавая благоприятную почву для коррумпирования органов власти, «закрывающих глаза» на неизбежные несоответствия. В результате агенты попадают в полную зависимость от «персонализированного государства», т.е. конкретных чиновников, и во многом утрачивают возможность прогнозировать последствия своих действий, что снижает потенциальный эффект трансакций между ними. Таким образом, правила данного типа расширяют неформальную сферу вмешательства бюрократии в политические процессы и одновременно препятствуют поступлению адекватной информации о ситуации в обществе на средние и высшие этажи государственного аппарата. Кроме того, тесные отношения между агентами, вынужденными ввиду неэффективности формальных правил придерживаться нелегальных практик, и бюрократами низшего звена не позволяют искоренить коррупцию.
Институциональные изменения – сложный и многогранный процесс. Формальные правила можно изменить в один день (путем принятия соответствующих политических решений или юридических актов). Но неформальные ограничения (обычаи, традиции, кодексы поведения и т.д.) гораздо менее восприимчивы к рациональному нормотворчеству и в гораздо меньшей степени поддаются целенаправленному усовершенствованию.
Глава 2. Коррупция как вид неформальных практик.
Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях. То есть коррупция, прежде всего, это злоупотребление служебными полномочиями.
В соответствии с действующим Руководством ООН, коррупция представлена как совокупность трех классификационных групп криминальных деяний:
а) кража, хищение и присвоение государственной собственности
должностными лицами;
б) злоупотребление служебным положением для получения
неоправданных личных выгод;
в) конфликт интересов между общественным долгом и личной
корыстью.
Анализ вышеперечисленного позволяет нам сделать вывод о том, что коррупции как явлению присущи определенные признаки, и оно представляет, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения.
Другим отличительным признаком коррупции является определенный круг субъектов, которые могут являться субъектами коррупционных правонарушений: государственные служащие, представители власти, лица, выполняющие организационно-
Особым признаком коррупции является то, что она совершается путем использования указанными субъектами (действиями или бездействием) своего служебного положения, правового статуса и авторитета занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали. Данные действия направлены непосредственно на получение имущественной или иной выгоды и на удовлетворение тех или иных потребностей и интересов.
Таким образом, данные определения понятия коррупции, показывают на то, что коррупция (в широком смысле слова) — это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в других организациях, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения.
Информация о работе Законодательная власть в регионе: неформальные практики