Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:47, контрольная работа
Показательно, что ситуация в государствах Балтии с самого начала носила иной характер. Это было связано не только с их европейской политической культурой, но и с изначальной ориентацией на европейскую интеграцию, которая обязывала к принятию определенных правил игры, предполагавших наличие конкурентных и “прозрачных” выборов, независимой судебной системы, свободных СМИ. Для других бывших советских республик европейская интеграция была не актуальна, что и предопределило преобладание в них авторитарных политических систем.
Выборы на постсоветском пространстве:
особенности, тенденции и
Постсоветское пространство
представляет собой территорию, где
плохо приживается демократия. Эволюция
режимов, которые существуют в странах
Содружества независимых
Заметный интерес представляет
изучение правил и практик политического
участия лиц, не обладающих гражданством
страны пребывания. По классификации
ООН, к негражданам могут относиться
различные категории людей: постоянные
жители, беженцы, ищущие убежища, жертвы
торговли людьми, иностранные студенты,
временно проживающие другие категории
неиммигрантов и лиц без
Наделение избирательными правами мигрантов, постоянно проживающих в стране приема, следует рассматривать не только как свидетельство важных изменений в сфере правил и процедур политического участия, но также и эволюции принципов членства в национальном сообществе.2 Уравнивая в правах членов национального сообщества, национализм извлекает идентичность посредством сегрегации национальных меньшинств и иммигрантов.3
Институт гражданства, являясь
реализацией принципов
Большинство стран постсоветского пространства (отнесем к ним как нынешних членов СНГ, так и вышедшую из Содружества Грузию) являются президентскими республиками с весьма ограниченными функциями парламента и, следовательно, со слабой или отсутствующей вовсе системой сдержек и противовесов. Несколько противоположных примеров лишь подтверждают общее правило.
В Молдавии находившиеся у власти политические силы согласились в 2000 году на принятие поправок к Конституции, согласно которым страна становилась парламентской республикой: президент с ограниченными полномочиями избирался тремя пятыми депутатов парламента. Предполагалось, что таким образом пост президента станет предметом компромисса между различными политическими силами.
В Киргизии в течение двух
десятилетий независимости
В Украине, в свою очередь, расширение полномочий парламента носило ограниченный характер и было связано с политическим компромиссом, позволившим легитимировать результаты “оранжевой революции”. Позиции Виктора Ющенко, ставшего президентом после третьего тура выборов, были серьезно ослаблены: он потерял право определять кандидатуру премьер-министра и назначать без согласия парламента руководителей Министерства иностранных дел и Министерства обороны.
Выборы в России.
Институт выборов –
комплекс правил, которые определяют:
а) какие органы публичной власти
формируются посредством
Социологические версии институционализма (нормативная, конструктивистская или дискурсивная) акцентируют внимание не на регулятивной, а на конституирующей природе институтов. В нормативной версии институты понимаются как социальные нормы, в конструктивистской – как когнитивные схемы (фреймы) или относительно устойчивые социальные практики.
Выборы можно определить
как особую категорию политических
практик, которые возникают в
процессе формирования органов публичной
власти в том случае, если в этом
участвует население. Другие варианты,
к примеру, избрание президента парламентом,
не соответствуют данному
После краха советской
политической системы институционализация
нового политического порядка, в
том числе электоральных
В процессе взаимодействия
между элитными группами постепенно
складывались определенные нормы, своего
рода «этика» внутриэлитных
Таким образом, с точки зрения межэлитных взаимодействий в 1990-е годы произошла институционализация двух электоральных практик: 1) выборы как публичная конкуренция за то, чтобы поставить под свой контроль органы власти и продвигать через них свои частные интересы; 2) выборы как «арена» для заключения закулисных договоренностей между элитными группами. Примечательно, что обе модели могли воспроизводиться в ходе одной и той же избирательной кампании. Так, на выборах представительных органов власти в одних избирательных округах могла иметь место острая борьба между представителями разных элитных групп, а в других было все решено заранее.
В 2000-е годы ситуация во межэлитных
электоральных взаимодействиях
существенно изменилось. Целенаправленные
действия федеральной власти по изживанию
практики публичной конкуренции
на выборах привели к созданию
«Единой России» как «площадки»
для «сцепления» частных
Социологические данные показывают, что рядовые избиратели вполне адекватно оценивают мотивации, которыми руководствуются элитные группы.7
Массы, которые в 1990-е годы стали участниками политических взаимодействий, как и элиты, должны были рано или поздно выработать некие представления о том, что такое «выборы», «партии», «парламенты» и т.д., наделить эти новые феномены каким-то «значением».
В некоторых регионах выборы превращаются в демонстрацию верности определенной этнокультурной группе (клану).
Как представляется, существенный
вес имеют электоральные
В ряде случаев избиратели
попросту продают свои голоса тем, кто
предлагает более высокую плату.
Нередко на них оказывается
Изменения, которые произошли в 2000-е годы во внутриэлитных электоральных интеракциях, сказываются и на электоральных практиках по линии «элита-массы», но как именно при этом трансформируется характер взаимодействия между избирателями и кандидатами (партиями) – пока не вполне понятно.
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Полис, 2011, №1, с.177
2 Полис, 2011, №1, с.177
3 Полис, 2011, №1, с.178
4 Полис, 2011, №1, с.178
5 Полис, 2008, №5, с.102
6 Полис, 2008, №5, с.104
7 Полис, 2008, №5, с.105
Информация о работе Выборы на постсоветском пространстве: особенности, тенденции и развитие