Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:04, доклад
С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.
якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения ("О враждебных элементах на ЗИСе", "О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле"). Продолжалась фабрикация дел "врагов народа". В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов —секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов - председатель Совета Министров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского - председателя Госплана СССР, крупного ученогоэкономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены
к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения сво-
боды.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии
мингрельской националистической организации, ставившей целью лик-
видацию советской власти в республике. На основании сфальсифициро-
ванньгх материалов были репрессированы ряд партийных работников и
тысячи граждан ("мингрельское дело").
В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа
крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государствен-
ных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации
и намерении совершить террористические акты против руководителей
страны.
Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централи-
зация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у
многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от от-
дельных
граждан с сообщениями о
с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались
попытки
противодействия
же была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники,
обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о
необходимости
изменения хозяйственной
считывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководи-
тели преданы суду.
450
В условиях административно-командной системы возникало глубо-
кое противоречие между необходимостью изменений в социально-
политической и экономической сферах и неспособностью государствен-
ного аппарата осознать и осуществить эти изменения.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятель-
ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша-
лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в
Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди-
пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные
годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важней-
ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после-
военного положения в Европе.
В
семи странах Центральной и
левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства
возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руко-
водители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и
Чехословакии
провели в своих странах
зацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся
политическая организация общества получила название народной демо-
кратии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской дикта-
туры.
В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических
партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Ин-
формационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координа-
ция действий компартий государств народной демократии, которые ста-
ли называть себя социалистическими. В документах совещания был
сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалисти-
ческий и демократический, антиимпериалистический. Положение о
двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных сис-
тем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государст-
венного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности,
в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР".
В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех
пор, пока существует империализм.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого-
воры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со-
ветский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,
15*
451
Корейской
Народно-Демократической
ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат-
ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтвержда-
лось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны дос-
тигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со
стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче-
ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль-
тате
развернувшейся в них национально-
называемые развивающиеся страны).
Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны
произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни-
ками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое назва-
ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами
в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х
годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими
акциями сторон. Для решения международных проблем использовались
силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального пе-
риода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. - АД. Вы-
шинский.
Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы-
двинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США
Дж.
Маршаллом программа
помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой
войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены
СССР и страны народной демократии. Советское правительство расце-
нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось
от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в
плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Вос-
точной Европы.
Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование
политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се-
вероатаантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и
несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось
подписание
военно-политического союза
Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало
укреплению позиций США в разных регионах мира.
В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв-
ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды
новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация
Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была
создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста-
452
вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между
государствами На сессиях ООН советские представители выступали с
предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запреще-
нии атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих
государств. Все эти предложения, как правило, блокировались предста-
вителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вы-
вел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены
в военные годы.
Представители советских общественных организаций активно участ-
вовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в
конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои под-
писи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сто-
ронников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались
требования запрещения атомного оружия и установления международ-
ного контроля за выполнением этого решения.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на
рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково-
дство Корейской Народно-демократической Республики сделало по-
пытку объединить под своим началом два корейских государства. По
мнению советских руководителей, это объединение могло усилить пози-
ции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период
подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР
оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Ко-
рее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Север-
ную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операци-
ях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных диплома-
тических переговоров.
СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направле-
ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление
дружественных
взаимоотношений с
Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы-
нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в
1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз
поставлял
восточно-европейским
зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства.
В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и тор-
говли между странами была создана межправительственная экономиче-
ская организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его
состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румы-
ния, Чехословакия, а с 1949 г. - ГДР. Местопребыванием Секретариата
СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот
453
странами Запада торговых отношений с СССР и государствами В
ной Европы.
Основные
направления взаимоотношений
европейскими странами были определены двусторонними договорами
между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае,
если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Наме-
чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон-
ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого-
варивающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Вос-
точной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и
конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути
построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей
некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда
(Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для
построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению
советской модели строительства социализма, к унификации идеологиче-
ских и политических концепций привело к советско-югославскому
конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в реко-
мендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме
того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об
обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внеш-
ней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совме-
стных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР
разорвал дипломатические отношения с Югославией.
Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине
40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на
международной арене. В то же время политика конфронтации Востока
и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в
мире.
Трудности в экономической сфере, идеологизапия общественно-
политической жизни, усиление международной напряженности - таковы
были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В
этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, уже-