Восстановление СССР в послевоенные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 17:04, доклад

Краткое описание

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

Файлы: 1 файл

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения ("О враждебных элементах на ЗИСе", "О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле"). Продолжалась фабрикация дел "врагов народа". В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов —секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов - председатель Совета Министров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского - председателя Госплана СССР, крупного ученогоэкономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены

 

к расстрелу, несколько человек - к  длительным срокам лишения сво-

 

боды.

 

Было  возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии

 

мингрельской  националистической организации, ставившей  целью лик-

 

видацию советской власти в республике. На основании сфальсифициро-

 

ванньгх материалов были репрессированы ряд партийных работников и

 

тысячи  граждан ("мингрельское дело").

 

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа

 

крупных специалистов-медиков, обслуживавших  видных государствен-

 

ных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации

 

и намерении совершить террористические акты против руководителей

 

страны.

 

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централи-

 

зация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у

 

многих  советских людей. В ЦК партии поступали  тысячи писем от от-

 

дельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей,

 

с предложениями об улучшении дел  в сельском хозяйстве. Делались

 

попытки противодействия внутриполитическому  курсу. Так, в Вороне-

 

же была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники,

 

обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о

 

необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, на-

 

считывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководи-

 

тели преданы суду.

 

450

 

В условиях административно-командной  системы возникало глубо-

 

кое противоречие между необходимостью изменений в социально-

 

политической  и экономической сферах и неспособностью государствен-

 

ного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятель-

 

ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша-

 

лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в

 

Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди-

 

пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные

 

годы). Советский Союз принимал активное участие  в решении важней-

 

ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после-

 

военного  положения в Европе.

 

В семи странах Центральной и Восточной  Европы к власти пришли

 

левые, демократические силы. Созданные  в них новые правительства

 

возглавили  представители коммунистических и  рабочих партий. Руко-

 

водители  Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и

 

Чехословакии  провели в своих странах аграрные реформы, национали-

 

зацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся

 

политическая  организация общества получила название народной демо-

 

кратии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской дикта-

 

туры.

 

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических

 

партий  стран Восточной Европы было создано  Коммунистическое Ин-

 

формационное  бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координа-

 

ция действий компартий государств народной демократии, которые ста-

 

ли  называть себя социалистическими. В  документах совещания был

 

сформулирован тезис о разделении мира на два  лагеря - империалисти-

 

ческий и демократический, антиимпериалистический. Положение о

 

двух  лагерях, о противостоянии на мировой  арене двух социальных сис-

 

тем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государст-

 

венного руководства СССР. Эти взгляды  нашли отражение, в частности,

 

в работе И.В. Сталина "Экономические  проблемы социализма в СССР".

 

В работе содержался также вывод о  неизбежности войн в мире до тех

 

пор, пока существует империализм.

 

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого-

 

воры  о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со-

 

ветский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

 

15*

 

451

 

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китай-

 

ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат-

 

ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтвержда-

 

лось  право СССР и Китая на пользование  бывшей КВЖД. Страны дос-

 

тигли договоренности о совместных действиях  в случае агрессии со

 

стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче-

 

ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль-

 

тате  развернувшейся в них национально-освободительной  борьбы (так

 

называемые  развивающиеся страны).

 

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны

 

произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни-

 

ками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое назва-

 

ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами

 

в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х

 

годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими

 

акциями сторон. Для решения международных  проблем использовались

 

силовые приемы. Министрами иностранных дел  СССР начального пе-

 

риода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. - АД. Вы-

 

шинский.

 

Конфронтация  сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы-

 

двинутым  США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США

 

Дж. Маршаллом программа предусматривала  оказание экономической

 

помощи  европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой

 

войны. Для участия в конференции  по этому поводу были приглашены

 

СССР  и страны народной демократии. Советское  правительство расце-

 

нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось

 

от  участия в конференции. По его  настоянию об отказе участвовать  в

 

плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Вос-

 

точной  Европы.

 

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование

 

политических  и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се-

 

вероатаантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и

 

несколько государств Западной Европы. Спустя два  года состоялось

 

подписание  военно-политического союза между  США, Австралией и

 

Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало

 

укреплению  позиций США в разных регионах мира.

 

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв-

 

ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды

 

новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация

 

Объединенных  Наций (ООН). Эта международная организация  была

 

создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста-

 

452

 

вила  укрепление мира и безопасности и  развитие сотрудничества между

 

государствами На сессиях ООН советские представители выступали с

 

предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запреще-

 

нии атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих

 

государств. Все эти предложения, как правило, блокировались предста-

 

вителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вы-

 

вел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены

 

в военные годы.

 

Представители советских общественных организаций  активно участ-

 

вовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в

 

конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои под-

 

писи  под принятым Постоянным комитетом  Всемирного конгресса сто-

 

ронников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались

 

требования  запрещения атомного оружия и установления международ-

 

ного контроля за выполнением этого решения.

 

Наибольшей  остроты конфронтация бывших союзников  достигла на

 

рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково-

 

дство Корейской Народно-демократической Республики сделало по-

 

пытку объединить под своим началом  два корейских государства. По

 

мнению  советских руководителей, это объединение  могло усилить пози-

 

ции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период

 

подготовки  к войне и в ходе военных  действий правительство СССР

 

оказывало финансовую, военную и техническую  помощь Северной Ко-

 

рее. Руководство КНР по настоянию  И.В. Сталина направило в Север-

 

ную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операци-

 

ях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных диплома-

 

тических переговоров.

 

СССР  и страны Восточной Европы. Одним  из ведущих направле-

 

ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление

 

дружественных взаимоотношений с государствами  Восточной Европы.

 

Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы-

 

нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в

 

1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз

 

поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях

 

зерно, сырье для промышленности, удобрения  для сельского хозяйства.

 

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и тор-

 

говли между странами была создана межправительственная экономиче-

 

ская организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его

 

состав  вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румы-

 

ния, Чехословакия, а с 1949 г. - ГДР. Местопребыванием Секретариата

 

СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот

 

453

 

странами  Запада торговых отношений с СССР и государствами В

 

ной Европы.

 

Основные  направления взаимоотношений между  СССР и восточно-

 

европейскими  странами были определены двусторонними  договорами

 

между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае,

 

если  одна из сторон окажется вовлеченной  в военные действия. Наме-

 

чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон-

 

ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого-

 

варивающихся сторон.

 

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Вос-

 

точной  Европы в их взаимоотношениях проявлялись  противоречия и

 

конфликты. Они были связаны в основном с  поисками и выбором пути

 

построения  социализма в этих государствах. По мнению руководителей

 

некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда

 

(Чехословакия), советский путь развития не  являлся единственным для

 

построения  социализма. Стремление руководства  СССР к утверждению

 

советской модели строительства социализма, к  унификации идеологиче-

 

ских и политических концепций привело к советско-югославскому

 

конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии  от участия в реко-

 

мендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме

 

того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об

 

обязательных  консультациях с СССР по вопросам национальной внеш-

 

ней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совме-

 

стных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР

 

разорвал  дипломатические отношения с  Югославией.

 

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине

 

40-х  - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на

 

международной арене. В то же время политика конфронтации Востока

 

и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в

 

мире.

 

Трудности в экономической сфере, идеологизапия общественно-

 

политической  жизни, усиление международной напряженности - таковы

 

были  результаты развития общества в первые послевоенные годы. В

 

этот  период еще более окреп режим  личной власти И.В. Сталина, уже-

Информация о работе Восстановление СССР в послевоенные годы