Власть в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:36, реферат

Краткое описание

Политическая власть является основополагающей категорией политологии. Она даёт ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Все остальные категории политологии в той или иной степени взаимосвязаны с понятием «политическая власть». Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...………….3-4
I . Понятие власти как общественного явления………………………………..........5-9
II. Легитимность политической власти…………......................................................9-10
III. Структура политической власти…………………………………….......................11
IV. Ресурсы политической власти………………………………………......................12-13
V. Основные функции и уровни политической власти……………..........................14-15
VI. Новые тенденции в развитии политической власти……………..........................16
VII. Современные концепции власти………………………………………....................17-18
VIII. Власть в современной России………………………………………………………19-21
Заключение…………………………………………………………………..........................22
Список использованной литературы…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Политология реферат.docx

— 67.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Новые тенденции в развитии политической власти

Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современных условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для наших дней.

Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательно признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания её законного характера обществом.10

Третья тенденция. Как правильно было замечено, «злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной её концентрации». Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

Четвёртая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних 2-3 лет даёт многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.

Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данной процесс идёт практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.

VII. Современные концепции власти

Рассмотренные выше вопросы политической власти свидетельствуют о том, что речь идет о явлении высокой сложности. Поэтому не удивительно, что даже в определении и трактовке понятия «власть» имеются различные точки зрения. Рассмотрим кратко основные из них.

Релятивистские концепции власти (от англ. Relation). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, «нейтрализовать» её, предложив ей раздел «зон влияния». Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др.11

Бихеовиористские концепции власти (от англ. Behavior). Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из её трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на особенностях людей, на мотивах их поведения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властвованию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в поддержке определенной кандидатуры и в финансировании её борьбы за власть.12

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразной «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Поэтому очевидно, что борьба за власть - постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей. Таковы основные положения в понимании власти в бихевиористких концепциях.

Системные концепции власти. Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредовано. Назначение политической власти - регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты. Назначение политической власти - разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Власть в современной России

 
«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». 
Конституция РФ ст.1013 
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. 
Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия.  
ПРЕЗИДЕНТ

 Президент Российской  Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем  Российской Федерации и внутри  страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения  задач, связанных с гарантией  осуществления Конституции, прав  и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства.  
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. 
Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд. 
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам. 
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов. 
Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах.  
Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

 Парламент Российской  Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это  Государственная Дума, депутаты  которой избираются населением  страны путем всеобщих, равных  и прямых выборов (450 депутатов), и  Совет Федерации, который выбирается  путем косвенных выборов и  включает представителей субъектов  Федерации (по два от каждого  субъекта). Поскольку органом общенародного  представительства является Государственная  Дума, то именно на эту палату  возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. 
Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. 
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. 
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.14 
Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. 
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. 
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. 
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. 
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. 
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. 
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 По Конституции РФ  судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются  Верховный суд РФ, Высший Арбитражный  Суд, Конституционный Суд. 
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). 
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). 
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).15 В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан

Заключение

Итак, мы рассмотрели такую актуальную для наших дней проблему как власть в современном мире. И в заключении я бы хотела подвести итог и еще раз отметить важные тезисы о политической власти:

1. Власть является неотъемлемой  частью политики. Власть является  одной из сложных форм социальных  отношений. Власть - социальное отношение  господства и подчинения. Она  многоаспектна, т.е. способна проникать во все виды человеческой деятельности.

2. Политическую власть можно  определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных  отношений, сложившихся на основе  реального доминирования той  или иной группы в использовании  ею прерогатив государства для  распределения разнообразных общественных  ресурсов в интересах и по  воле своих членов.

3. Политическая власть включает в себя следующие основные элементы: аппарат (государственные органы, субъекты) власти; тех, на кого она направлена (люди, их группы, общности, политические организации и движения и др.); механизмы власти.

4. Важнейшими функциями политической  власти являются: разработка и  принятие политических решений; их исполнение; регулирование политической  жизни. Политическая власть выполняет  также организаторскую функцию, выражающуюся в мобилизации масс  на достижение конкретных целей.

5. Механизм осуществления политической  власти основан использовании  различных ресурсов власти. В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие).

Информация о работе Власть в современном обществе