Власть как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье, различного рода организациях и учреждениях, либо во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.

Оглавление

1.Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Власть как общественное явление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2.1. Сущность политической власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.2. Возникновение и этапы развития учения о власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

  Наиболее  стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д. 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Возникновение и  этапы развития  учения о власти.

  Политическая  наука изучает идеологическую и  практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть. Власть определяет границы мира политики, его специфику. Природа власти, ее формирование, выполняемые функции  в обществе, взаимодействия групп, партий, общностей, индивидов, государств по поводу власти, формы и последствия данных взаимоотношений составляют содержание политической науки. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.   Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы: 

  1. Политические учения  Древнего Востока  (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

      Для древних египтян, вавилонян,  индийцев боги были лучшими  среди людей, вершителями земных  дел, первыми законодателями и  правителями. 

      У древних китайцев единственным  проводником воли небесных сил  был император. Боги наделяли  его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления  особые внутренние силы и способности. 

      2. Политические учения  Древней Греции  и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.   

    3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами: создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; распад их на раздробленные политические образования; расцвет сословно-представительных монархий.

    4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

    На рубеже 17 - 18 веков в Европе  возникло явление, которое принято  называть Просвещением.    Это  общекультурное движение в качестве  идеала выдвигало утверждение  на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения  невежества, всестороннего воспитания  личности и пр.

        5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

    Характерные черты политической мысли Нового времени: формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.

    6. Современные политические  учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

    Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

    Второй период  - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.

    Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

      Современные политические теории  и концепции можно классифицировать  по следующим основаниям:

       По уровню исследуемых  объектов политики:

  концепции глобального или международного порядка; концепции общественного  уровня; концепции политической сферы  общества и политического развития; концепции важнейших подсистем  политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.

      По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские.

      По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые;

  социологические; психологические: эмпирические.

    С момента своего возникновения политическая наука эволюционировала благодаря совершенствованию методов анализа политических явлений. В ее развитии можно выделить  следующие этапы: институциональный, бихевиористский и постбихевиористский.

    1 этапе. Институциональный - (начало – середина 20 века) – политика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп.

  2 этапе. Бихевиористском -  (поведенческом) (1930-1950-е гг.) – от описания формальных институтов политология перешла к анализу систематически наблюдаемого политического поведения конкретного индивида, к эмпирическому определению и измерению его мотивации: ожиданий, установок, чувств и т. д.

   3 этапеПостбихевиористском  ( середина 20 века) – стремление преодолеть крайний эмпиризм в американской политологии обусловило потребность в сознании концепций и теорий, позволяющих исследователю ориентироваться в безграничном море фактов. 
 
 
 

  3.Заключение. 

  Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные  наделяют руководителя и которые  обеспечивают их повиновение без  угрозы санкций или убеждения. В  зависимости от тех качеств, которые  лежат в его основе, авторитет  бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие  нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и  т. д. Без авторитета власть не может  быть прочной и эффективной. Представители  двух указанных крупных теоретических  подходов, делая упор на реально  существующих сторонах и аспектах власти как общественного явления, исходят  из противоположных принципов в  объяснениях ее сущности. Признание  реальности тех аспектов власти, которые  используются в качестве основания  для ее концептуальной интерпретации, не устраняет необходимости выбора между этими подходами.

  В данной лекции я постарался показать и раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая  определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается  в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность материальных, духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто  – то должен взять на себя инициативу распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования  и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются  переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.  

  4.Список  литературы: 

1.Мухаев Р.Т. Политология: учеб.  для студентов вузов/  3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2009.- 495с.

2.Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

  3. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов,1972.

  4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.

  5. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994

  6. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990

  7. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку.

  Юрист М., 1996

  8. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм

  Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3

  9. Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8

  10. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996. 

Информация о работе Власть как общественное явление