Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:43, реферат
XX век стал периодом возникновения и расцвета множества тоталитарных режимов: нацизм в гитлеровской Германии, большевизм в СССР во времена И. Сталина, фашизм в Италии при Б. Муссолини, режим генерала Франко в Испании и др. Классические примеры тоталитаризма: национал-социализм в Германии и большевизм в СССР, — достигли своего апогея, вышли за рамки своего государства и держали в напряжении весь мир. Гитлеровская Германия и СССР во время И. Сталина столкнулись в величайшем противостоянии — Второй мировой войне, затронувшей практически все страны мира и принесшей коллосальные по своему масштабу человеческие и материальные потери.
Введение
XX век стал периодом
возникновения и расцвета
Вот уже 61 год как над нами
мирное небо, и мы не видим ужасов войны,
15 лет как распался Советский Союз, великий
оплот тоталитаризма, и мы пытаемся строить
своё независимое украинское государство.
Но призраки прошлого ещё не покинули
нашего сознания. Бывший советский человек,
живший в рамках единой идеологии и “железного
занавеса”, ещё долго будет чувствовать
в своей душе тень тоталитарного режима.
“Кто забудет своё прошлое — не имеет
будущего”, и мы не можем двигаться вперёд
к построению гражданского общества и
правового государства, так и не поняв
суть и последствия существования Советского
Союза. И хотя два классических примера
тоталитаризма уже не существуют, но в
мире ещё остались режимы, сохранившие
черты тоталитаризма: в Венесуэле, на Кубе,
в Беларуси, в странах Африки и др.
Изучением феномена тоталитаризма
занималось множество учёных и писателей.
Высший пункт развития теории тоталитаризма
приходится на 50-е годы. Началом этой фазы
можно считать роман Дж. Оруэлла “1984”
(1949), а её конец приходится на середину
60-х годов. К работам этого периода относятся
труды Х. Арендт “Происхождение тоталитаризма”
(1951), Д. Л. Туллина (1952), К. Й. Фридриха (1954
и 1957), З. К. Бжезинского (1956), К. Д. Брахера
(1957), Г. Лейбхау (1958), Фридриха и Бжезинского
“Тоталитарная диктатура и автократия”
(1956), М. Драхта (1958), Т. Буххайма (1960 и 1962),
Р. Левенталя (1960) и Раймона Арона “Демократия
и тоталитаризм” (1965).
Тоталитаризм XX в. коренным
образом изменил нашу жизнь и историю
всего мира, и сегодня тоталитарные идеи
продолжают жить. Исследования феномена
тоталитаризма, его природы и причин возникновения
и сегодня не утратили своей актуальности.
Так в чём же его сила? Почему режим, превращающий
человека и общество в аморфную массу,
пользовался такой огромной популярностью
и имел так много сторонников? Был ли тоталитаризм
исключительно негативным явлением? Что
стало тем фундаментом, на котором смог
прочно укрепиться и развиться тоталитаризм?
1. Основные черты тоталитаризма
Темин “тоталитаризм”
происходит от латинских слов “totalitas”
— полнота и “totalis” — весь, целый, полный.
Понятие “тоталитаризм” пришло в философско-политический
лексикон XX в. из работ философа Дж. Джентиле
в 1926 г., а в политику его ввёл вождь фашистской
партии Италии Б. Муссолини. В статье Муссолини
“Доктрина фашизма” (1931 г.) тоталитаризм
понимается как общество, в котором главная
государственная идеология обладает решающим
влиянием на граждан.
Большинство исследователей
тоталитарных режимов сходятся на том,
что под тоталитаризмом следует понимать
политическую практику, при которой руководство
страны пытается подчинить весь уклад
жизни людей одной безраздельно господствующей
идее и организовать систему политической
власти так, чтобы она способствовала
реализации этой идеи. При тоталитаризме
в обществе господствует, как правило,
одна утопическая идеология, которая способна
на конкретном историческом отрезке времени
стать безусловно доминирующей, объединяющей
силой и привести в движение целые народы.
Эта идея захватывает все стороны бытия
и претендует на власть даже в сфере частной
жизни личности.
Организация тоталитарной
власти имеет иерархический характер:
вверху пирамиды находится вождь, обладающий
абсолютной, ничем не ограниченной властью;
внизу — массы, столь же абсолютно ему
подвластные. Верхний и нижний уровни
в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны
и взаимно необходимы друг для друга. Низы
во многом определяли фигуры вождей и
их мышление. Происходила как бы взаимная
манипуляция.
Тоталитарное общество,
с одной стороны, является бесструктурным,
поскольку распылены все референтные
группы, разрушены горизонтальные связи
между людьми, народ превращен в аморфную
массу атомизированных индивидов; с другой
стороны, общество является одновременно
и сверхструктурированным, ибо все или
почти все индивиды входят в какую-либо
официальную общественную организацию.
Общество и государство при тоталитаризме
оказываются поглощёнными одной господствующей
партией, происходит слияние высших органов
этой партии и высших органов государственной
власти.
В тоталитарном режиме
все без исключения ресурсы (и материальные,
и человеческие, и интеллектуальные) направлены
на достижение одной универсальной цели:
тысячелетнего рейха, коммунистического
царства всеобщего счастья и т.д. Тоталитаризму
присуще коллективно–механическое мировоззрение,
рассматривающее государство, как отлаженный
работающий механизм. Сталин впрямую использовал
эту аналогию, говоря: “Все мы — винтики
одной машины”. Из чего, в свою очередь,
был сделан логический вывод: “У нас незаменимых
нет”, — который и подвел черту под представлениями
о значении индивида в тоталитарном государстве.
Тоталитарная идеология
имеет мало общего с какими-либо взглядами
или убеждениями, прежде всего она является
инструментом манипуляции массами и укрепления
власти над ними политократии. В одной
из своих речей Муссолини следующим образом
выразил отношение тоталитарного лидера
и тоталитарной элиты к пропагандируемой
ими идеологии: “Мы создали миф; миф —
это вера, благородный энтузиазм, он не
должен быть реальностью, он — импульс
и надежда, вера и мужество”. Реальные
же действия партийных бюрократов диктуются,
как правило, не официальной идеологией,
а желанием консолидировать и расширить
свою власть. Поэтому в тоталитарном обществе
присутствуют как бы две идеологии. Одна
система ценностей существует для политической
бюрократии, а другая — для остального
населения.
Н. Бердяев говорил, что
тоталитарное государство, напоминает
многими своими чертами теократию, оно
есть “обратная теократия”. При тоталитарном
режиме — как и в исторических теократиях
— диктатор является одновременно и первосвященником,
имеющим монопольное право на истолкование
партийной доктрины и “священных текстов”,
то есть он соединяет в одних руках и светскую
и “духовную” власть.
Таким образом, тоталитарный
режим характеризуется слиянием трёх
ветвей власти в руках одной правящей
партии, господством одной государственной
идеологии во всех сферах жизни и использованием
всех средств для достижения определённой
цели. Но исследователи “тоталитаризма”
вынуждены отметить, что он никогда не
встречался в чистом виде, а всегда являлся
либо целью, либо тенденцией, в зависимости
от особенностей тоталитарного режима
в конкретном государстве.
2. Классификация тоталитарных
В зависимости от конкретной
разновидности тоталитаризма, а
также ступеней его развития в
той или иной стране в связи
с конкретными условиями жизни
названные черты или свойства тоталитаризма
реализуются с разной полнотой: одни больше,
другие меньше; на одних этапах больше
внимания уделяется одним из них, на других
— другим. Всегда имеются и различия в
степени контроля тоталитарным режимом
тех или иных сфер общественной жизни.
К тоталитарным режимам
можно отнести гитлеровскую Германию,
бывший СССР во времена И. Сталина, Италию
при Б. Муссолини, Испанию при Франко, маоистский
Китай, Камбоджу при Пол Поте, Иран при
Р.-М. Хомейни и др. Тоталитарные режимы
были, как правило, коммунистическими
и фашистскими. Коммунистические режимы
отличались большей тоталитарностью,
поскольку им удалось ликвидировать частную
собственность, преодолеть церковную
оппозицию. Кроме этого, они базировались
на привлекательных идеях “интернациональной
солидарности” трудящихся и “светлого
коммунистического будущего”, в то время
когда фашистские режимы пропагандировали
более высокое положение своей нации и
необходимость мирового господства.
Тоталитарная идея заключает
в себе основной ценностный критерий организации
тоталитарного общества. Именно тоталитарной
идеей отличаются различные формы тоталитаризма.
В зависимости от основного ценностного
критерия можно выделить три формы тоталитаризма:
1) правой форме соответствует
расово-националистической критерий (фашистские
режимы Гитлера, Муссолини, Франко и др.);
2) левой форме — социально-классовый
критерий (сталинизм в СССР);
3) религиозной форме —
религиозный критерий организации общества
(исламский фундаментализм в Иране периода
Хомейни).
В то же время, пожалуй,
это различие между формами все-таки не
является принципиальным, по глубинной
сути своей все тоталитарные режимы очень
близки. В зависимости от идеологической
основы и характерных особенностей выделяют
три разновидности тоталитарных режимов:
фашизм, национал-социализм и военно-бюрократический
коммунистический режим.
Одной из разновидностей
тоталитарного режима является фашизм
(от лат. fascio — пучёк, объединение). Главный
идеологический лозунг — корпоративное
единство нации на основе общей крови,
расы. Впервые фашизм был установлен в
Италии в 1922 г. Режим Б. Муссолини стремился
возродить величие Римской империи, сформировать
ментальный фундамент новых императорских
амбиций, установить твёрдую государственную
власть, которая организовала бы всё общество
для осуществления исторической цели
национального возрождения. Опорой фашизма
является государственная партия, которая
предоставляет правительству неограниченную
власть. К этой разновидности тоталитарного
режима можно отнести военно-фашистский
режим генерала Франко в Испании.
Другой разновидностью
тоталитарного режима является национал-социализм,
который возник в Германии в 1933 г. Ему характерны
все черты тоталитарного режима. Национал-социализм
родственен с фашизмом. В Германии социальной
опорой национал-социалистического тоталитаризма
стал “средний класс”, положение которого
значительно ухудшилось по сравнению
с привилегированным положением промышленных
рабочих, защищенных сильными профсоюзами
и государственными законами. Глубинными
корнями германского национал-социализма
были ярый расизм, вера в превосходство
немцев и мистицизм. Центральное место
в концепции национал-социализма отведено
нации, национальной и расовой проблеме.
Главная цель — завоевание других народов,
мировое господство.
Третья разновидность
тоталитарного режима — военно-бюрократический
коммунистический режим, для которого
характерны: одна партия во главе с харизматичным
вождём, официальная идеология, монополия
государства на средства массовой информации,
милитаризация общества, особенная система
насилия и террора, жестко централизованная
система управления экономикой. Сюда относят
советский режим во времена И. Сталина,
режим Мао Цзэдуна в Китае, Пол Пота в Камбодже.
В своё время велась острая дискуссия,
не завершённая до сих пор, о тождественности
тоталитарных режимов Италии, Германии
и Советского Союза. Немецкий историк
Е. Нольтке считает, что коммунизм и нацизм
как политические течения по сути одинаковые
и отличаются только нюансами.
Среди ряда монографических
исследований привлекает внимание книга
английского исследователя Алана Буллока
“Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительное
жизнеописание” (1998), в которой автор параллельно
рассматривает жизнь Гитлера и Сталина
на фоне событий в мире. Две тоталитарные
системы имели много общего и отличного,
хотя, в конце концов, им судилось сойтись
в смертельном столкновении. В своей книге
А. Буллок пишет: “Ни у Гитлера, ни у Сталина
не было преемника. Но каждый оставил наследство:
один — наследство поражения, другой —
наследство победы, что, вместе взятое,
тяжёлым бременем легло на плечи Европы
в следующем десятилетии”.
Французский историк Франсуа
Фюре в книге “Прошлое одной иллюзии”
утверждает, что большевизм и фашизм возникли
друг за другом, порождали и наследовали
друг друга, боролись друг против друга,
но вначале они родились в одинаковых
условиях, в условиях войны и были порождениями
одной истории. И дальше указывает, что
большевизм и фашизм, как политические
пристрастия, нашли своё воплощение в
неординарных личностях. Причём правда
состоит в том, что задачи, которые стояли
перед государствами, методы их реализации
были разными, разными были и идеологии.
Следовательно, существует
ряд тоталитарных режимов, которые выделяются
в соответствии с особенностями национальной
идеологии и степенью проявления отдельных
черт тоталитаризма. Именно ХХ в. стал
временем расцвета тоталитарных режимов
и их противостояния во Второй мировой
войне.
Заключение
Тоталитаризм был
настоящим феноменом ХХ в., несмотря
на его противоречивую природу и последствия
существования тоталитарных режимов в
странах Европы. Стремление к утопии, идеальному
государству, раю на Земле всегда были
характерны человеку, а для достижения
заветной цели люди нередко были готовы
отдать всё и пойти на любые жертвы. Поэтому
формирование тоталитарных идей продолжалось
в течение всей истории человечества,
начиная с модели совершенного государства
Платона, трудов социалистов-утопистов
(Т. Мора и Т. Кампанеллы) и заканчивая идеями
К. Маркса, Ф. Энгельса и Ницше.
Только в XX в. возникли
предпосылки и условия формирования тоталитаризма.
Так условиями возникновения нового режима
стали: переход к империализму и обострение
противоречий между классами, развитие
средств массовой информации и коммуникации,
возникновение кризисной ситуации в политике
и экономике, требующей смены существующего
режима. Предпосылками тоталитаризма
явились: появление тоталитарного индивида
и массового общества, установление господства
идеи над действительностью, маргинализация
общества. Главной причиной для возникновения
тоталитарного режима является природа
человека, сущность его внутреннего мира,
стремление одних к абсолютной власти,
а других — к идеальному государству всеобщего
счастья. Но люди всегда отказывались
понять, что совершенное государство нельзя
построить из несовершенных людей, а абсолютная
власть не может оставаться вечной. Возможность
возникновения тоталитаризма, тенденция
к нему заложена, прежде всего, в народе,
в характере нации. А уж потом, как всегда,
находятся эгоистические группы, ставящие
под свой контроль тенденции общества.
Исследователи тоталитаризма
отмечают, что он никогда не встречался
в чистом виде, а всегда являлся либо целью,
либо тенденцией, в зависимости от особенностей
тоталитарного режима в конкретном государстве.
Поэтому существовавшие тоталитарные
режимы имели как ряд общих черт, так и
множество национальных особенностей.
Значение тоталитаризма
велико как для всего человечества в целом,
так и для отдельных стран в частности.
Наверное, не было уголка на нашей планете,
который бы не затронула коллосальная
по своему масштабу, жестокости и числу
жертв Вторая мировая война, явившаяся
по сути столкновением двух тоталитарных
режимов в СССР и Германии и их союзников.
Тоталитаризм в СССР оставил нам в наследство
разросшийся бюрократический аппарат,
гипертрофированный военно-промышленный
комплекс, менталитет “советского человека”
и победу во Второй мировой войне.
Нельзя считать тоталитарный
режим абсолютно негативным явлением
в истории. Несмотря на то, что тоталитарный
строй описан как замкнутое рационально-технократическое
общество, расчеловечивающее человека,
превращающее его в “винтик” на основе
психофизической инженерии и уничтожения
морали; он доказал, что масса людей, движимая
единой идеей, способна на великие подвиги
или на великие злодеяния, нужно только
направить их в нужное русло. Само по себе
объединение нации общей идеей, идейное
признание, легитимация власти есть явление
совершенно здоровое и необходимое для
нормального бытия государства.
Сторонники модерн-либерализма
полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма
является экономически благополучное
и образованное население, обладающее
широкими гражданскими правами. А известная
русская писательница Е. П. Блаватская
говорила: “Сделайте так, чтобы люди почувствовали
и распознали в глубине своего сердца,
в чем состоит их истинный, настоящий долг
по отношению ко всем людям — и любое старое
злоупотребление силой, любой несправедливый
закон в национальной политике, основанный
на человеческом, социальном и политическом
эгоизме, исчезнет сам собой”.
Список литературы
1. Бердяев Н. Истоки
и смысл русского
2. Гелей С. Д., Рутар С. М.
Политология: учебное пособие. — Л: Мир,
2001.
3. Марченко М. Н., Лунгу
П. Ф. Основы государства и права в вопросах
и ответах. — М., 1995.
4. Рудич Ф. М. Политология.
Учебник для студентов вузов. — К: Либідь,
2005.
5. Сумбатян О. Г. Тоталитаризм
— политический феномен XX века. — Социально-гуманитарные
знания, № 1, 1999.
6. Цыганков П. А. Современные
политические режимы: структура, типология,
динамика. Учеб. пос. — М., 1995.